Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду
Дата | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование | Интеграция образователь ных областей | Приемы обучения | Планируемые результаты |
Сентябрь |
| Занятие № 1 «Красивые флажки» | Учить детей работать ножницами: правильно их держать, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки –флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать предметы по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения. | Бумага 1\2 альбомного листа (разрезанного по горизонтали), по 4 бумажные полоски двух цветов на каждого ребенка (на разные столы приготовить полоски разных, но хорошо сочетающихся цветов), ножницы, клей, клеенка (на каждого ребенка) | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание флажков. Показ техники наклеивания. Показ техники разрезания. Физкультминутка. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет работать ножницами: правильно их держать, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки –флажки. Обладает приемом аккуратного наклеивания, умеет чередовать предметы по цвету. |
| Занятие №2 «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы» | Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и сушить. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения. | Гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка) | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание цветов, принесенных в группу. Образец. Показ приемов рисования. Физкультминутка. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет выбирать предмет для изображения, передавать в рисунке части растения, рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и сушить. |
Октябрь |
| Занятие № 3 коллективная композиция «Укрась салфеточку» | Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску по полам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ. | Квадратный лист бумаги размером 16/16 см, полоски разных цветов размером 6/3 см, ножницы, клей, салфетка, клеенка, клей. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие. | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов наклеивания. Физкультминутка. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы, разрезать полоску по полам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. |
| Занятие № 4 «Украшение платочка» | Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять детей в подборе словосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. | Бумажные круги и квадраты, ножницы, клей, салфетка, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие. | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов разрезания квадрата по диагонали с угла на угол, круг по диаметру пополам. Физкультминутка. Выполнение работы Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет выделять углы, стороны квадрата. Знает круглую, квадратную и треугольную формы. Умеет преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. |
Ноябрь |
| Занятие №5 «Лодки плывут по реке» | Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. | Голубая или серая бумаги в форме длинной узкой полосы (река), неширокие полоски разных цветов для лодок, обрезки для деталей, ножницы, клей, салфетка, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников, составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. |
| Занятие № 6 «Большой дом» | Закреплять умение детей резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ | Бумага размером ½ альбомного листа, прямоугольники цветной бумаги светлых тонов (на все столы разные) и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыш; ножницы, клей, салфетка, клеенка. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей, создавать в аппликации образ большого дома. |
| Декабрь |
| Занятие №7 «Корзина грибов» | Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке. | Корзина для грибов, нарисованная воспитателем и наклеенная на лист бумаги квадратной формы так, чтобы осталось место для наклеивания грибов; цветные бумажные прямоугольники дл я шляпок грибов; белые и светло-серые прямоугольники для ножек грибов, клей, салфетки, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Чтение потешки Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет срезать уголки квадрата, закругляя их, держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации |
| Занятие № 8 «Вырежи и наклей какую хочешь постройку» | Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т.д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение. | Детали конструктора (деревянные и пластмассовые, разной формы: кубики, кирпичики, трехгранные призмы). Полоски бумаги разных цветов размером 3/8 см, квадратные листы бумаги 16/16 см, ножницы, клей, салфетка, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет создавать разнообразные изображения построек в аппликации, продумывать подбор деталей по форме и цвету. |
Январь |
| Занятие № 9 «Бусы на елку» | Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. | Бусы, бумажные прямоугольники и квадратики разных цветов, ниточка для наклеивания вырезанных бусинок, клей, ножницы. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание образца бус, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа. |
| Занятие №10 «В магазин привезли красивые пирамидки"" | Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому. | Бумажные квадраты разных цветов и размеров, листы бумаги размером 2/2 альбомного листа, ножницы, клей, салфетка, полукруглая подставка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание пирамидки, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезть округлые формы из квадратов (прямоугольников) путем плавно закруглять углы. Умеет пользоваться ножницами. Умеет располагать круги от самого большого к самому маленькому. |
Февраль |
| Занятие № 11 коллективная работа «Автобус» | Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. | Цветная бумага прямоугольной формы 10/4 см для корпуса автобуса, полоски голубой бумаги 2/8 см для окон, 2 черных квадрата 2,5\2,5 см для колес, ножницы, клей, полоски бумаги разных цветов (из которых дети будут нарезать детали) | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание пирамидки, Закрепление приемов вырезывания, закругления углов. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта), срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса) |
| Занятие №12 «Летящие самолеты» коллективная композиция | Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место тай или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины | Игрушечный самолет. Бумажные прямоугольники для корпуса, хвоста и крыльев, ножницы, клей, салфетка. Большой лист бумаги голубого цвета для коллективной композиции. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание игрушечного самолета, закрепление формы и частей. Закрепление приемов вырезывания, закругления углов. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет правильно составлять изображения из деталей, находить место тай или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. |
Март |
| Занятие №13 «Вырезывание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке» | Учить вырезывать и наклеивать красивый цветок: вырезывать части цветка (срезая углы путем закругления или по косой), составлять из них красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким | Иллюстрации с изображением красивых цветов. Бумага белая, набор цветной бумаги, ножницы, клей, салфетка. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание иллюстраций цветов, закрепление частей. Закрепление приемов вырезывания, закругления углов. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать части цветка (срезая углы путем закругления или по косой), составлять из них красивое изображение. |
| Занятие №14 «Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду» коллективная работа) | .Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по –разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения | Лист ватмана, бумажные кружки (диаметр 6 см) разных цветов, краски гуашь 5-6 основных цветов и оттенков (розовый, голубой), кисти, банки с водой. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Мотивация. Рассматривание иллюстраций цветов. Закрепление приемов рисования цветка красками Итог ОД. | умеет создавать изображения одних и тех же предметов по –разному, вариативными способами. Обладает навыками коллективного творчества |
Апрель |
| Занятие №15 «Вырежи и наклей что бывает круглое или овальное»» | Учить выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. | Набор цветных бумажных квадратиков, прямоугольников и треугольников для вырезывания, ножницы, клей, салфетка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Мотивация. Чтение шуточного стихотворения Р. Сефа. Закрепление приемов вырезывания. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Умеет срезать углы у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Обладает навыками аккуратного наклеивания. Умеет соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. |
| Занятие №16 «Загадки» | Закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение. | Конверты с готовыми деталями, из которых можно составить изображения знакомых детям предметов (дом вагон, цветок, кораблик, снежная баба, неваляшка), полоски бумаги разных цветов, клей, салфетка. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Сюрпризный момент Мотивация. Закрепление приемов вырезывания и наклеивания Итог ОД. Выставка детских работ |
Май |
| Занятие № 17 «Красная Шапочка» | Учить детей передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать | Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа по сказке Ш.Перро. Мотивация. Закрепление приемов вырезывания и наклеивания. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет передавать в аппликации образ сказки, умеет изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая отношения по величине. |
| Занятие № 18 «Волшебный сад» (тема выполняется на 2-х занятиях | Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие, воображение. | Бумага цветная, золотая и серебряная, большой лист белой или тонированной бумаги, ножницы, клей, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа Мотивация. Закрепление приемов вырезывания и наклеивания. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника |