Виды игры | Название игры | Содержание игровых действий | Методический прием |
Сюжетно – ролевые игры | «Семья» | Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать. | Рассматривание иллюстраций. Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Уложим куклу спать» |
«Детский сад» | Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать | Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты. Беседы: «Какая наша группа», «Что мы делаем в детском саду» |
«Строительство» | Строители строят дома, машины, проезжую часть, игровые площадки для разных игрушек. | Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Строительство». Продуктивная деятельность: «Дом», «Конура (будка)», «Коровник», «Конюшня», «Свинарник», «Грузовик», «Трактор», «Кран», «Гараж», «Дорога», «Мост», «Стоянка», «Футбольное поле», «Парк», «Фонтанчик», «Клумба», «Песочница», «Игровая площадка» «Качели», «Карусель», «Горка». |
Подвижные игры | Название игры | Цель: |
«Листопад» | Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад». |
«Урожай» | Учить действовать по сигналу. Развивать зрительное восприятие, память. |
«По узенькой дорожке» | Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» |
«Беги к тому, что назову» | Дать понятие о фруктах и ягодах, овощах, деревьях (их разнообразии). Напомнить строение растений. |
«Лохматый пёс» | Способствовать повышению выразительности движений. Развивать умение соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега. Воспитывать выдержку. |
«Догони меня» | Учить ходить и бегать, меняя направление на определённый сигнал. |
«Мой весёлый, звонкий мяч» | Упражнять в прыжках на двух ногах. |
«Зайцы и волк» | Учить детей выполнять игровые действия, способствовать повышению выразительности движений. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. |
«Найди свой домик» | Приучать ходить и бегать в разных направлениях, не мешая друг другу. Учить собираться в группы по сигналу. |
«Мыши в кладовой» | Учить согласовывать движения с движениями других детей. Развивать координацию движений. |
«День и ночь» | Развивать у детей способность ориентироваться в пространстве, учить действовать в соответствии с правилами игры, развивать быстроту реакции, способность к саморегуляции. |
«Воробушки и кот» | Приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движений. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь. |
«Птички» | Приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу. Учить действовать по сигналу. |
«Воробушки и автомобиль» (ПДД) | Учить детей выполнять игровые действия по сигналу, повышать двигательную активность. |
«Наш друг – светофор» (ПДД) | Учить действовать по сигналу. |
«Мы – пешеходы» (ПДД) | Учить детей соблюдать правила игры. Развивать внимание. |
«Солнышко и дождик» (НРК) | Приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу. Закреплять умение реагировать на сигнал |
«Кот и мыши» (НРК) | Учить детей соблюдать правила игры, действовать по сигналу. Развивать ловкость. |
«Тимербай» (НРК) | Учить согласовывать движения с движениями других детей. Развивать фантазию. |
«Наседка и цыплята» (НРК) | Развивать умение бегать в определённом направлении. Повышать двигательную активность. |
Театрализованные игры | Название игры | Цель: |
«Теремок» | Учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать эмоциональное состояние персонажа. |
«Кот, петух и лиса» | Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям, воспитывать партнерские отношения в игре. |
«Бычок — черный бочок, белые копытца» | Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. |
«Игрушки» | Развивать имитационные навыки, умение выполнять действия с игрушкой в соответствии с содержанием стихотворения, вызывать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений, продолжать работу над интонационной выразительностью речи. |
Дидактические игры | Название игры | Цель: |
«Зуб Неболей-ка» (ЗОЖ) | Познакомить с тем, что полезно, а что вредно для зубов, как ухаживать за зубами. Формировать осознанное отношение к сохранению своего здоровья. |
«У нас порядок» (ОБЖ) | Поощрять желание трудиться. Воспитывать трудолюбие, стремление к порядку. |
«Строительство» | Дать детям первоначальные знания о строительстве, строительных профессиях, инструментах. |
«Транспорт» (ПДД) | Дать представление о внешнем виде транспортных средств. Расширять общий кругозор. Развивать зрительное восприятие. |
«Мебель» | Закрепить знания о различных видах мебели, их назначении. |
«Семья» | Формировать первоначальные представления о семье. Учить проявлять внимание и заботу по отношению к членам семьи. |
«Предметы и вещи» | Познакомить с обобщающими понятиями: «Мебель», «Одежда», «Игрушки». |
«Зайка пригласил в гости мишку и ежика» | Формировать культурно-гигиенические навыки во время приёма пищи. |
«Поучим мишку знакомиться» | Учить использовать вежливые слова и выражения, обогащать словарный запас детей, опыт общения со взрослыми и сверстниками. |
«Подскажем Петрушке, как надо прощаться» | Учить прощаться при расставании, обогащать словарь детей. |
«Как утешить куклу Нину» | Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища. Обогащать словарный запас детей. |
«Хорошо или плохо» | Формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищем, опыта правильной оценки хороших и плохих поступков. |
«Мозаика» | Способствовать развитию точности глазомера, движений пальцев, координации и последовательности действий. |
«Шнуровка» | Развивать мелкую моторику руки, концентрацию внимания. |
«Что лежит в мешочке» | Формировать осязательное восприятие. |
«Найди такой же» | Закрепить представление о геометрических телах: шар, куб. Развивать зрительное восприятие. |
«Подбери по цвету и форме» | Познакомить с плоскими геометрическими фигурами: квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Познакомить с цветами: красный, зелёный, желтый, синий, оранжевый, коричневый. |
«Цвет и форма» | Учить группировать и соотносить однородные предметы по цвету. Познакомить геометрическими фигурами. Развивать наблюдательность. |
«Один и много» | Закреплять умение различать количество предметов. |
«Три медведя» | Научить различать предметы по величине, сравнивать и сопоставлять их (большой – маленький) |
«Кто какой?» | Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. |
«Герои русских сказок» | Повторить содержание сказок. Закрепить умение ориентироваться во времени. |
«Не ошибись» | Активизировать в речи детей обобщающие слова. |
«Кто кричит, что звучит?» | Совершенствовать речевой слух ребёнка. |
«Кто как устроен» | Учить выделять характерные признаки внешнего вида животных, птиц. |
«На лесной тропинке» | Расширять общий кругозор. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать любовь к растительному миру. |
«Лето в деревне» | Активизировать в речи детей обобщающие слова. Познакомить с овощами, фруктами, грибами, цветами, рыбами, домашними животными. Расширять общий кругозор. Развивать зрительное восприятие. |
«Где растёт огурчик » | Помочь усвоить знания о различных растениях и плодах, которые на них растут. Активизировать в речи детей обобщающие слова. |
«Времена года» | Познакомить с характерными особенностями времён года. Формировать интерес к окружающему миру. Развивать наблюдательность. |
«Где живёт вода?» | Познакомить со свойствами воды. Научить бережно относиться к природе. |
«Что происходит в природе?» | Научить замечать причинно-следственные связи природных явлений. |
«Красный и зелёный» (ПДД) | Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах. |
Тема | Задачи: | Методический прием |
«Шар и куб» | Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины тел. Формировать умение сопоставлять, сравнивать. Развивать наблюдательность. Воспитывать познавательный интерес. | сюрпризный момент, игровая ситуация, обследование формы предмета, вопрос, указание, сравнение, показ способа действия, пример ребёнка, игровое упражнение «Спрячь куб (шар)», контроль, оценка, поощрение, обобщение. |
«Большой, маленький» | Закреплять умение различать по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. Развивать зрительное восприятие. Поддерживать познавательный интерес. | сюрпризный момент, вопрос, сравнение, игровая ситуация, указание, объяснение, игровое упражнение «Построим башенки, приложение, показ способа действия, образец, контроль и оценка, поощрение, обобщение. |
«Один, много, мало» | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. Развивать внимание. Воспитывать интерес к счёту. | сюрпризный момент, вопрос, указание, игровая ситуация, сравнение, контроль и оценка, анализ и синтез, поощрение, обобщение, хороводная игра. |
«Состав группы предметов» | Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного предмета. Учить понимать слова много, один, ни одного. Повышать интерес к заданиям с математическим содержанием. | сюрпризный момент, вопрос, поощрение, игровая ситуация, указание, сравнение, проблемная ситуация, контроль и оценка, анализ и синтез, подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч», чтение художественной литературы, обобщение. |
Тема: | Задачи: | Методический прием |
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка». | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребёнок, и взрослые их любят. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | рассказ, чтение художественной литературы, оценка детской речи, вопрос, поощрение. |
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, находить иллюстрации, соответствующие данному отрывку, способствовать развитию интереса к чтению. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | показ иллюстративного материала, чтение художественной литературы, вопрос, оценка детской речи, вопрос, подсказ, введение этических оценок поступков героев, поощрение. |
Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись». | Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Совершенствовать речевой слух ребёнка. Активизировать в речи детей обобщающие слова. Воспитывать внимание. | рассказ, образец, показ положения органов артикуляции, повторное проговаривание, словесное упражнение, оценка детской речи, дидактическая игра, указание, подсказ, пластический этюд, объяснение, игровая ситуация, художественное слово, вопрос, поощрение. |
Звуковая культура речи: звук у. | Упражнять детей в чёткой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). Повышать интерес к звуковой стороне слова. Воспитывать звуковую культуру речи. | напоминание, показ положения органов артикуляции, объяснение, образец, пример ребёнка, показ игрушки, вопрос, словесное упражнение, рассказ, поощрение, повторное проговаривание, оценка детской речи, художественное слово, проигрывание диалогов. |