НЕДЕЛЯ ,МЕСЯЦ. | ТЕМА ЛИТЕРАТУРА | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. | МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ | МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ. | СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ. |
СЕНТЯБРЬ 2 - неделя. «На улицах города. ПДД.» | Правила дорожного движения.. Чтение стихотворения М. Дружининой | : познакомить с некоторыми дорожными знаками, значением сигналов светофора; формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. | Книга со сказкой «Царевна – лягушка» с красочными иллюстрациями. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Чтение сказок Д/игры «Времена года» «У кого кто?! | Рекомендации родителям: «Развиваем речь детей» |
СЕНТЯБРЬ 4-неделя. «Дары осени. Фрукты» | Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень». Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» ст.140 | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей. Активизировать употребление в речи глаголов. | Иллюстрации на тему «Золотая осень», «Березка в золотом осеннем убранстве» | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Рассматривание иллюстраций, беседа об осени. Д/игры «С какого дерева лист», «Хорошо – плохо» | Заготовка осенних листьев. |
ОКТЯБРЬ 2- неделя. «Перелетные птиц» | Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с.73 | Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. Беседа с детьми о сказке. | Книги со сказкой «Гуси – лебеди» с красочными иллюстрациями. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Рассматривание иллюстраций, чтение сказок. д/игры «Парные картинки», «Времена года», кубики «Сказки» | Прочитайте детям русскую народную сказку на выбор. |
ОКТЯБРЬ 4 – неделя. «Царство деревьев и кустарников» | Чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» средняя группа (4-5 лет)» с. 99 | Познакомить с содержанием народной сказки, учить оценивать поступки героев, Формировать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; эмоционально воспринимать русскую народную сказку «Дурак и береза» и выражает свое отношение к ее персонажам. | Иллюстрации к русской народной сказке «Дурак и береза», | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Игра «Закончить предложения». Рассматривание иллюстраций, чтение сказок. | Консультация для родителей «Как организовать выходной день с ребенком» («Игры, которые можно провести дома») |
НОЯБРЬ 2-неделя. «Мой город» | Чтение стихотворения П. Черняева «Песня о Саранске». Сборник стихов «Я люблю Саранск!», А. Г. Любимов, с. 66. | Расширить знания детей о родном крае; воспитывать любовь, уважение к малой родине, чувство гордости за то, что мы живем в Саранске. | Иллюстрации и фото города Саранска. | Беседа Вопросы Рассказывание Рассматривание Обсуждение Итог | Беседа ««Мой город – Саранск», Рассматривание альбома «Природа нашего края» Д и «Построим лес» Хор. игра «Во поле березка стояла | Предложить родителям провести экскурсию по достопримеча- тельностям нашего города. |
НОЯБРЬ 4- неделя. «День матери» | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с.74 | Познакомить с жанром загадки. Помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Рассказать о жанрах скороговорки. Научить четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету. | «Чудесный» мешочек, игрушки – белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Загадывание загадок. Разучивание скороговорок. | Дома потренироваться «Скажи наоборот» |
ДЕКАБРЬ 2– неделя. «Как живут наши пернатые друзья зимой» | Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с.99 | Учить пересказывать текст самостоятельно, передовая интонацией свое отношение к содержанию | Рассказ Е.Чарушина «Воробей» и иллюмтрации к рассказу. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Беседа о зиме; Д/и «Что бывает зимой», «Зимние забавы»; игра-экспериментирова-ние «Каким бывает снег». | Понаблюдать с детьми за зимующими птицами. |
ДЕКАБРЬ 4-неделя «Наступает Новый год» | Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» | Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам. | Книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями, атрибуты для инсценировки. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Придумывание сказки. Игр. упр. «Путешествие по сказкам», Придумывание конца к сказке «Снегурочка». | Совместное чтение любой сказки. |
ЯНВАРЬ 2- неделя. «Коляда, народный фольклор» | Продолжение ознакомления с малыми фольклерными формами. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с. 85 | Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа. Помогать произносить скороговорки, чистоговорки, знакомые считалки. Разучивание текста народной игры «Панас» | Картинки - жук, медведь, оса, коза. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, задания, физминутка. | Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка». Разучивание чистоговорок, скороговорок. | |
ЯНВАРЬ 4 -неделя. «Дикие животные наших лесов» | Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с.84 | Учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей. Подводить детей к пониманию образного понимания пословиц. | Книга со сказкой «Зимовье» с красочными иллюстрациями. | Беседа, чтение, загадывание загадок, рассматривание картинок и игрушки, вопрос-ответ. | Провести игру слова-загадки о диких животных. Рассказать сказку «Зимовье». Беседа по содержанию сказки. Обсудить с детьми пословиц «У страха глаза велики». | Почтовый ящик «Любит ли ваш ребёнок русские народные сказки?» |
ФЕВРАЛЬ 2-неделя «Мой дом (мебель)» | «Веселые стихотворения», Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с. 77 | Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и не соответствия. Помогать в осмыслении значений образных выражений. Закреплять умение использовать средства интонационной выразительности. | Картинки – дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба. | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, физминутка. | Интонационные упражнения. | Помощь родителей в пополнении игр по речевому развитию в группе. |
ФЕВРАЛЬ 4-неделя. «Наши защитники» | Чтение рассказа А. Митяева «Почему Армия родная» Книга А. Митяева "Почему Армия всем родная". | Продолжать формировать интерес к книгам, воспитывать умение слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. | Картинки с изображением летчика, моряка, танкиста, десантников, саперов, пехотинцев, пограничников. | Беседа Вопросы Рассказывание Рассматривание Обсуждение Итог | Беседа «Защитники Родины»: «Наша Армия» Д/упр. «Найди на рисунке и соедини линией защитника и его оружие» (богатырь – палица, рыцарь – меч, индеец – лук и т. п.). | Совместное оформление фото-коллажа, посвящённого дню Защитника Отечества с фотографиями пап во время службы в армии. |
МАРТ 2-неделя. Мордовская народная культура и традиции мордвы | Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» | Учить слушать, оценивать поступки героев сказки, развивать память, мышление, внимание; формировать умение выразительно петь, четко выговаривая слова. | Иллюстрации к мордовской народной сказке «Как собака друга искала». | Беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, физминутка. | Д/и «Закончи предложениео» | Помощь родителей в пополнении игр по речевому развитию в группе. |
МАРТ 4- неделя. «Комнатные цветы» | Заучивание стихотворения Е.Смирнова «Давайте вместе Землю украшать» Сборник стихов Е.Смирнова. | Воспитание интереса к разнообразию природного мира и бережное отношение к природе. Развитие детского творчества | Картинки с изображением природы. | Беседа рассказывание чтение вопросы | Знакомство с пословицами и загадками о земле. Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» проведение игры «Хорошо-плохо» | Выставка совместных с родителями рисунков «Планета глазами детей» |
АПРЕЛЬ 2- неделя . «День космонавтики» | Чтение рассказа В.Бороздина «Звездолетчики» Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» средняя группа (4-5 лет)» с. 219 | Учить слушать произведение и отвечать на вопросы. Формировать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; эмоционально воспринимать литературное произведение В. Бороздина «Звездолетчики» и выражать свое отношение к персонажам рассказа. | Иллюстрации к рассказу В. Бороздина «Звездолетчики». | Рассказ воспитателя, мини-викторина, чтение рассказа, беседа, физминутка. | Музыкальная игра «Самолеты» (муз. М. Магиденко). Сюжетно-ролевая игра «Строим ракету». | Выставка рисунков «Космическое путешествие». |
АПРЕЛЬ 4- неделя «Моя семья» | Заучивание стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки» | Выучить с детьми стихотворение, развивать образность речи. | Иллюстрации к стихотворению | Беседа Заучивание Беседа по содержанию Итог | Беседа о семье; Д/и: «Как мы помогаем родным»; Чтение стихов о близких | Организация фотовыставки: «Семейные традиции» «Мама и я - счастливые мгновения» |
МАЙ 2- неделя. «В мире насеко мых» | Чтение рассказа В.Бианки «Приключения муравьишки» Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» | Дать представление детям о жанре рассказа, развивать информацию, которую несёт текст | Карточки с изображением муравьишки, цветные карандаши. | Беседа Рассказывание Чтение Вопросы Итог Беседа по вопросам | Беседа «Насекомые», загадки, стихи о насекомых. Совместное проговаривание и договаривание, раскрашивание. | Консультация ««Как научить ребёнка любить и беречь природу?» |
МАЙ 4- неделя. «Лето – красное, прекрасное!» | Заучивание стихотворения Е.Благининой «Черемуха» О.С.Ушакова, Н.С. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей | Иллюстрации черёмухи, модели | Беседа, загадывание загадок о весне, разв. игра «Так бывает или нет?», рассматривание моделей, чтение стихотворения, заучивание по моделям | Провести беседу о весне. Отметить, какой сегодня день. Прочитать детям стихи о деревьях. Прослушать стихотворение Е.Благининой «Черемуха». Прочитать несколько раз, а затем предложить прочитать стихотворение детям. | Проект «Наше дерево»: выставка результатов за год (альбом) |