ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИЗО
Декабрь
1 неделя
Техника изображения: рисование пальчиками.
Тема: “ Зайчик в беде.”
Цель: учить детей рисовать большими пальцами следы от задних ног, а мизинчиками –следы от передних ног. Развивать аккуратность, учить чередовать большие и маленькие следы.
М/л: ½ альбомного листа с рисунком, гуашь белого цвета, влажные тряпочки.
Ход: Предложить детям нарисовать много следов на поляне, чтобы зайчику можно было спрятаться от волка, он не отыщет настоящие следы от наших нарисованных.
2 неделя
Техника изображения: обрывание бумаги.
Тема: “Я слепил снеговика.”
Цель: Упражнять детей в обрывании белой бумаги и оклеивании ею круглой формы для придания объемности изображения. Упражнять в аккуратном наклеивании, не выходя за контуры рисунка.
М/л: ½ альбомного листа тонированного голубого цвета, с нарисованным снеговиком, полоски белой бумаги, кисти, клейстер, вырезанный из кр. бумаги морковка – нос, ведро.
- “Первый снег идет кругом
Снегом землю замело.
Из пушистого снежка
Я слеплю снеговика
С длинным – длинным носом.
Сделал я огромный ком
И еще один потом.
Глазки – уголечком,
Беленькие щечки,
А потом морковку
Прикрепил неловко –
Это будет красный нос. Мой хороший снеговик. Сразу же к зиме привык. Учить детей от полоски обрывать кусочки и приклеивать их внутри нарисованного снеговика, чтобы не было видно пустых пятен.
3 неделя
Техника изображения: штриховка.
Тема: “Подбери карандаши нужного цвета.”
Цель: Учить детей подбирать к изображениям нужный цвет, назвать его. Продолжать учить детей рассматривать изображения в одном направлении, не выходя за контуры. Можно использовать разный нажим при штриховке, меняется и цвет от светлого к яркому.
М/л: полоски альбомных листов с нарисованными картинками, цв. карандаши.
4 неделя
Техника изображения: свеча + акварель
Тема:”Новогодняя елка.”
“ Ну и елка, просто диво
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие висят
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки, хлопушки.”
Цель: Учить детей рисовать свечой на листе бумаги елку, учить передавать колкость веток – прорисовывать иголки на ветках прямыми линиями. Учить детей самостоятельно выбирать фон для своего рисунка, используя акварель теплых или холодных тонов – (день и ночь). Развивать мышление, мелкую моторику рук. Учить детей отделять штриховкой – размывкой небо от земли.
ЯНВАРЬ
1 неделя
Техника изображения: оттиск печатками из картофеля.
Тема:”Натюрморт.”
Цель: Познакомить детей с натюрмортом (один из жанров изо.искусства, посвященный воспроизведению фруктов, овощей, цветов). Учить детей с помощью печаток из картофеля составлять свой натюрморт. Развивать зрительное восприятие, чувство цвета.
М/л: миска с гуашью, ½ альбомного листа, печатки из картофеля.
2 неделя
Техника изображения: тычок жесткой полусухой кистью.
Тема: “Домашние животные.
Цель: Продолжать учить детей пользоваться этой техникой изображения. Развивать технические умения у детей – кисть опустить в гуашь и ударить ею по бумаге, держа кисть вертикально, придавая объемность шерсти животного.
М/л: жесткая кисть, гуашь, ½ альбомного листа, вырезанные шаблоны диких животных, простые карандаши.
Ход: предложить детям обрисовать шаблон животного простым карандашом, далее – рисование шерсти.
“Как у нашего кота шубка очень хороша
Как у котика усы – удивительной красы
Глаза смелые, зубки – белые.”
(кошка)
“Не рычи на кисточку, Шарик
Не укусит, не комарик.”
(собака)
“Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга “МУ”
Так я сделать не могу.”
(корова)
3 неделя
Техника изображения: скатывание бумаги.
Тема: “Насекомые”
Цель: познакомить детей с новой техникой изображения – скатыванием бумаги и приклеиванием ее на чистый лист. Развивать детскую фантазию, технические умения детей. Учить самостоятельно подбирать цвет к своим изображениям.
М/л: ½ альбомного листа разного цвета для фона, клей, кисти, полоски цветной бумаги.
Ход: размять в руках бумагу, пока она не станет мягкой, скатать шарики, полоски, овалики и приклеить на бумагу.
4 неделя
Техника изображения: оттиск поролоном.
Тема:”Рыбки в аквариуме.”
Цель: Продолжать учить детей делать оттиски поролоном на листе бумаги через трафарет, дорисовывать свои изображения. Учить подбирать цвета к тону рыбок. Развивать аккуратность при работе с краской, воображение. Создавать сюжет.
М/л: альбомные листы разного формата и формы, трафареты рыбок, поролон, гуашь разного цвета.
- “Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.” (аквариум)
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Техника изображения: оттиск мятой бумагой.
Тема: “Волк и семеро козлят.”
Цель: Развивать творческое воображение при этой технике изображения, учить делать разнообразные отпечатки бумаги, использовать разный цвет при изображении. Учить формировать предварительный замысел и реализовывать его.
М/л: книга “Волк и семеро козлят”, ½ альбомного листа, краски в блюдцах, белые мягкие полоски и кусочки бумаги.
Ход: смять бумагу, опустить в гуашь и сделать оттиск на листе, подрисовать изображение.
2 неделя
Техника изображения: рисование поролоновыми палочками.
Тема: “Снег в лесу.”
Цель: Закрепить знание детей о времени года – зиме, о зимних природных явлениях. Продолжать учить детей рисовать поролоновыми палочками. Развивать воображение, мелкую моторику рук. Закрепить знание детей, что зимой преобладает белый цвет.
М/л: ½ альбомного листа с нарисованными спящими гусеницами и жуками, поролоновые палочки, белая гуашь.
Ход:
Наступила поздняя осень. Многие лесные жители приготовились к долгому зимнему сну. Медведь - под корягу, ежик - в ямку, жуки и червяки – под листочки. Мучают их холодные ветры. Надо укрыть спящих лесных жителей теплым снежным одеялом, а то они замерзнут. Давайте сделаем так, чтобы в лесу пошел снег – он будут тихонько кружиться в воздухе и ложиться на траву.
3 неделя.
Техника изображения: кляксография обычная.
Тема: “Чудо, чудо – появись.”
Цель: Развивать творческое воображение в процессе рисования кляксами. Учить детей подбирать цвет в соответствии с задуманным сюжетом. Развивать аккуратность, мелкую моторику рук. Учить при смене краски промывать кисть.
М/л: лист бумаги, сложенной пополам, кисти, акварель, баночки с водой.
4 неделя
Техника изображения: рисование зубной щеткой.
Тема: “Зимушка – зима.”
Цель: Продолжать учить детей при рисовании использовать зубную щетку. Закрепить с детьми зимние явления природы (снег, снеговые сугробы, снежинки, снеговые тучи). Учить детей создавать зимний сюжет. Развивать мышление, память.
М/л: ½ альбомного листа темно – синего или черного цвета с нарисованным белым деревом, зубные щетки, белая гуашь.
“На дорожку, на лужок
Тихо падает снежок.
Посмотри – снежинки,
Легкие пушинки.”
“Зубной щеткой потопаем,
В ладоши похлопаем.
На дворе белым – бело,
Много снега намело.
МАРТ
1 неделя
Техника изображения: оттиск поролоном.
Тема: “Букет цветов для мамы.”
Цель: Предложить детям сделать для мамы праздничные открытки. Учить организовывать свое рабочее место, подбирать необходимое оборудование. Развивать внимание, мышление, аккуратность при работе с краской.
М/л: ½ альбомного листа с аппликацией вазы, поролон, краски гуашевые разведены в тарелочке, влажная тряпочка, шаблон цветов.
Ход: Сделать трафарет цветов, далее закончить рисунок – листья, ветки,
узоры на вазе…
“Что подаришь маме ты?
Я своей подарю цветы
Яркие, красивые, очень,
Очень нежные.”
2 неделя
Техника изображения: предметная монотипия.
Тема: “Очень яркие цветы.”
Цель: Учить детей изображать симметричные рисунки. Подбирать цветовое решение к разным видам цветов. Закрепить знание детей, что 8 марта – весенний праздник, учить что выбирать весной лучше теплые тона (красный, оранжевый, желтый), т. к. это цветы весеннего.
М/л: ½ альбомного листа, сложенного пополам, розетки с красной, оранжевой или желтой красками, кисть, банки с водой.
Ход: На 1 стороне нарисовать половину цветка, сложить лист пополам, промокнуть – выйдет целый цветок.
“Солнце елочки пригрело, Распрямились, расцвели
Сосны и валежники. В эти дни весенние
На полянку вышли смело Дети нежные земли -
Первые подснежники. Всем на удивление.”
3 неделя
Техника изображения: рисование пробкой.
Тема: “Мы сажаем яблоньку.”
Цель: продолжать учить детей технике печатанья. Развивать творческое воображение при печатании и дорисовывании изображения (яблоки на яблоньке). Развивать мышление, мелкую моторику рук.
М/л: ½ альбомного листа с нарисованным деревом – яблонькой, штемпельная подушка с краской гуашью – тушью, пробки.
Ход: Учить печатать пробкой яблоки,
дорисовывать кистью листики на
дереве, листья на яблоках.
“ Солнышко весеннее
Ярче с каждым днем.
Мы сажаем яблоньку
В садике своем.
Маленькую яблоньку
Мы водой польем,
Песенку веселую
Про нее споем:
- “Расти, расти, яблонька, подрастай.
Росла, росла яблонька, подросла.
Цвела, цвела яблонька, отцвела.
Отряхнула яблонька свой наряд –
И поспели яблоки для ребят.”
4 неделя
Техника изображения: рисование штрихом.
Тема: “Сосна.”
Цель: Учить детей рисовать ствол дерева концом кисти, а ветви – “штрихом”. Закреплять умения правильно держать кисть, делать хвою у сосны путем штриха. Развивать технические умения, мелкую моторику рук.
М/л: лист бумаги голубого тона, акварель, кисти, образец.
АПРЕЛЬ
1 неделя
Техника изображения: рисование ладошками.
Тема: “Курица и петушок.”
Цель: Учить детей формировать предварительный замысел и реализовывать его, развивать память, зрительное восприятие. Учить оценивать свою работу и рисунки товарищей, дорисовывать свое изображение – каждый пальчик – разного цвета.
М/л: альбомный лист, кисти, влажные тряпочки, гуашь теплых тонов.
“Курочка – рябушка, куда пошла?
- На речку.
- За чем пошла?
- За водичкой.
- Зачем тебе вода?
- Цыпляток поить.”
2 неделя
Техника изображения: рисование пальцами.
Тема: “ Кошка.”
Цель: Учить детей рисовать кошку с помощью геометрических фигур – круга и овала. Предложить детям с помощью схемы нарисовать домашнее животное и раскрасить его полосками. Развивать мышление, зрительное восприятие.
М/л: схема рисования кошки, гуашь коричневого, желтого цветов, ½ альбомного листа с нарисованным мячом.
Ход: Малыши котята любят играть с мячиками, давайте им поможем, нарисуем кота около мячика пальчиком.
“ Как у нашего кота
Шубка очень хороша – полосатая.”
3 неделя
Техника изображения: рисование по точкам.
Тема: “Все любят мед.”
Цель: Продолжать учить детей рисовать по точкам, проводя неотрывную волнистую линию. Развивать зрительно – двигательную координацию, мелкую моторику рук.
М/л: ½ альбомного листа – полоска с рисунком, фломастер.
Загадка: “Гудит мохнатенький –
Летит за сладеньким.”
Почему Антошка бежит от шмеля?
МЁД
Куда летит шмель? (к меду).
4 неделя
Техника изображения: рисование с помощью цветных пятен.
Тема: “Весенняя акварель.”
Цель: Учить детей рисовать цветные пятна на всем листе бумаги, развивать воображение, придавая им разную форму и величину. Учить детей создавать горизонт, рисовать на переднем плане крупные предметы.
М/л: альбомный лист, кисть с широким концом, акварель, банка с водой.
“Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да зеленые травы.
И колокольчик луговой
На тоненькой былинке,
Качаясь, гнется над травой
У солнечной тропинке.”
МАЙ
1 неделя
Техника изображения: рисование ватой.
Тема: “Бабочки.”
“Мы пришли гулять на луг
Интересно все вокруг:
Сколько трав, цветов, жуков,
Шустрых мелких пауков.
Только мы на луг шагнули,
А цветы с него вспорхнули.
Догадался ли, дружок,
Что за чудо тот лужок?
Почему цветы летают
И легко над ним порхают?”
Цель: Продолжать учить детей рисовать ватой, делать отпечатки на листе бумаги. Развивать аккуратность, мелкую моторику рук, творческое воображение при составлении сюжета. Учить подбирать самостоятельное цветовое сочетание бабочек.
М/л: альбомный лист бумаги, подносы с разведенной гуашью, влажные тряпочки, вата.
2 неделя
Техника изображения: восковые мелки + акварель.
Тема: “Весенние цветы.”
Цель: Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками цветы на полянке и закрашивать все акварелью. Придумывать свой сюжет, цветовое сочетание фона: (день – теплые тона, ночь – холодные тона) солнечный, пасмурный, дождливый день.
М/л: ½ альбомного листа, восковые мелки, акварельные краски, кисти, банки с водой.
“Еще не растаял последний
Снежок, а смотрит уж
Нежный подснежник –
Цветок.
За ним и фиалка
Проснулась от сна,
Глазок свой лиловый
Открыла она.
Вот ландыш белеет
В затишье лесном,
Глядит незабудка,
Склоняясь над ручьем.”
3 неделя
Техника изображения: рисование поролоновыми палочками. Тема: “Радуга – дуга.”
Цель: Познакомить детей с системой цветов и последовательностью их расположения в спектре. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Учить запоминать пословицу.
М/л: настольно - печатная игра “Радуга”, поролоновые палочки, разведенные акварельные краски, баночки с водой.
“Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем –
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Не единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка запылала ярко,
Распустила синеву.”
Пословица: “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.”
4 неделя
Техника изображения: тычкование.
Тема: “Солнышко.”
Цель: Учить детей с помощью свернутых полосок цветной бумаги создавать композицию – обклеивать силуэт солнышка. Развивать аккуратность, мелкую моторику рук.
М/л: ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом солнца, кисти, простой карандаш, клейстер, полоски желтого или красного цвета.
Ход: Поставить тупой конец карандаша на середину цветного квадратика, заворачивать его вращательным движением края квадратика на карандаш, опустить его в клей и приклеивать его на основу, чтобы не было видно пустого пространства.
“Солнышко – ведрышко
Взойди поскорей,
Обогрей - освети
Телят да ягнят
Да еще маленьких ребят.”