СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план работы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработал перспективный план работы по применению здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы»

«СОГБОУ Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными вощзможностями здоровья»

















Перспективный план работы

по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.





Составил: Тарасов О.В.















Пояснительная записка

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  Ж.-Ж.Руссо.

Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем особенно трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в коррекционной школе - интернате реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и осуществляются на основе личностно-развивающихся ситуаций. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося. Организация здоровьесберегающего пространства обучающихся способствует развитию у них навыков саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становлению самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формированию ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

В план работы включены следующие направления по здоровьесбережению:

1.                здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);

2.                активизация физической деятельности;

3.                соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

4.                пропаганда здорового образа жизни.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:

1.                Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий.

2.                Обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени.

4.                Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.

5.                Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.

6.                Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.


В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Важнейшими критериями направления работы воспитателя являются результаты ежегодной диспансеризации. Во время проведения воспитательных часов и самоподготовок учитываются:

1) обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.;

3) средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;

4) способы преподнесения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

6) позы обучающихся, чередование поз;

7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;

8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые воспитателем методы повышения этой мотивации;

9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:

- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

- выработка понимания сущности здорового образа жизни;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- выработка индивидуального способа безопасного поведения;

- сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

10) психологический климат в время проведения мероприятий ;

11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 

В конце воспитательного часа и самоподготовки  обращается  внимание на следующее:

1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу;

2) момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной активности.

3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  важное место на воспитательных часах и самоподготовке уделяется  проведению физкультминутки для предупреждения утомлен ия, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Используемые виды физминуток:

1.  Оздоровительно-гигиенические.             

2.Двигательно-речевые                

3.  Подражательные.

4.Физкультурно-спортивные.      

       Общая система  здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:

- формирование основ культуры здоровья;

- здоровьесберегающее сопровождение  учебно-воспитательного процесса;

- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.

 

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе - интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Задачи:

- обеспечить учащимся возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снизить  уровень заболеваемости  учащихся;

- формировать у учащихся знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать здоровые установки и навыки нравственного поведения;



- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, ценностное отношение к себе, своему здоровью, здоровью окружающих людей;

- выстроить комплекс мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

- пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и учащихся.

Ожидаемые результаты

- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение заболеваемости;

- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

- валеологическая просвещенность учащихся;

- увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

- повышение приоритета здорового образа жизни;

- выработка оптимального режима труда и активного отдыха детей;

- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

- осознанное отношение родителей и их детей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Срок реализации: 2017-2019 год

Перспективный план работы

Рекомендуемые мероприятия.

Наименование мероприятия

Участники, сроки проведения

1

Составление карт здоровья учащихся, знакомство с результатами диспанцеризации детей.

Воспитатель, медсестра.

2

Диагностика интересов и склонностей учащихся. Тест креативности Э.П. Торренса «Нарисуй картинку», « Закончи рисунок», «Повторяющиеся линии»

воспитатель, учащиеся, психолог.

3

Родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в школе и дома»Беседа «Можно ли считать ваш образ жизни здоровым?»

родители

4

Беседа «Можно ли считать ваш образ жизни здоровым?»

родители

5

Беседа «Путешествие в страну вежливости и доброты»

по плану, учащиеся

6

Беседа о соблюдении режима дня

по плану ,учащиеся

7

Беседа «Проспал урок, работу, жизнь…»

индивидуально с учащимися

8

Анкетирование «Знаете ли вы как обезопасить свою жизнь?»

по плану, учащиеся

9

Беседа с девочками «Между нами девочками»

по плану, учащиеся

10

Я здоровье берегу - сам себе я помогу», советы по оказании первой помощи

в течение всего года, учащиеся

11

Аукцион красоты. Что мы знаем о способах ухода за волосами, ногтями, лицом.

по плану, учащиеся

12

Оздоровительная прогулка – игра-эстафета.

по плану, учащиеся

13

Анкета «Мое здоровье»

по плану, учащиеся

14

Инструктаж по ПБО, ППД и сохранности жизни.

в течение года

15

Беседы с родителями (об индивидуальных особенностях здоровья детей).

по мере встреч с родителями

16

День здоровья «Если хочешь быть здоровым»

ежегодно, учащиеся

17

«Урок здоровья»,

по плану, учащиеся

18

Берегите воду – источник жизни»,

по плану, учащиеся

19

«Здоров будешь – все добудешь»

по плану, учащиеся

20

«Здоровое питание – отличное настроение»

по плану, учащиеся

21

Привлечение уч-ся участие в олимпиадах

по плану, учащиеся

22

Включение учащихся в работу ученического самоуправления

в течение года

23

Просмотр презентаций «

по плану, учащиеся

24

Просмотр фильмов

по плану, учащиеся

25

Викторина «Полезные и вредные привычки»

по плану, учащиеся

26

Дискуссия «Правильный выбор»

по плану, учащиеся

27

Круглый стол «Учись говорить – «нет»

по плану, учащиеся

28

Конкурс стенгазет «Наркотикам – нет!»

по плану, учащиеся

29

Акция «День без интернета»

по плану, учащиеся

30

Аукцион добрых дел.

по плану, учащиеся

31

Квест-игра « Доброта вокруг нас»

по плану, учащиеся

32

Веселые старты « Быстрые, ловкие, меткие»

по плану, учащиеся

33

Спортивные эстафеты.

по плану, учащиеся

34

Анкетирование «Психологический климат в группе «

в начале и конце года, воспитатели

35

Спортивные состязания «На привале»

учащиеся

36

Мониторинг посещаемости детей

каждую четверть

37

Мониторинг уровня воспитанности детей

в начале и конце года, воспитатели

38

Знакомство с русскими народными играми

ежедневно

39

Организация физкультминуток

ежедневно

 

Литература:



 Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.

 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

 Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.

 Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.


1.                Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.

2.                Смирнов Н.К. Здороьесберегающие  технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.

4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.

6. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.