Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей информатики и ИКТ, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные разделы работы по самообразованию:
Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов | Где и когда будет заслушан отчет о выполнении |
Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы |
1. Изучение и анализ научно-методической литературы, подписка на газету «Информатика» издательского дома «Первое сентября» (электронный вариант) 2. Обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии. 3. Изучение новых программ, учебников, УМК по информатике и ИКТ, выяснение их особенностей и недостатков. 3.Совершенствование работы с педагогическими технологиями (личностно-ориентированной и технологией уровневой дифференциации, блочно-модульной технологией) через предметные издания и Интернет. | Сентябрь Октябрь В течение года Систематически | Конспекты Памятки Рекомендации Размещение ссылок на сайте-портфолио | На школьном МО |
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
а) Научно-методическая работа |
1. Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Разработка календарно-тематического планирования по информатике и ИКТ и рабочих программ для учащихся 5-11 классов. 3. Разработка конспектов уроков информатики и ИКТ. 4. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для учащихся. 5. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов. 6. Разработка комплекта заданий по подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ. | В течение года август В течение года В течение года В течение года | Рабочие программы и учебно-тематические планы Дидактические материалы ЦОРы | На школьном МО |
б) Опытно-экспериментальная работа. |
1. Разработка и апробация программы дополнительного образования для учащихся 5-х и 6-х классов «Мир мультимедиа технологии». 5. Разработка и апробация индивидуальной образовательной траектории ученика «Программирование на ABCPascal» 7 – 9 класс | В течение 1 полугодия В течение 2 полугодия | Учебные рабочие программы, программы элективных курсов |
|
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
1. Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах. 2. Продвижениеперсонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов. 3. Разработка пакета учебных материалов в электронном виде (паспорта кабинета, комплекта тестовых заданий, УМК по информатике и др.) 4. Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет. 5. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы. | В течение года, по плану МО В течение года В течение года | Комплекты методико-дидактических электронных материалов Электронное портфолио достижений | На школьном МО |
Раздел 4. Участие в системе методической работы |
Проведение открытых уроков в рамках работы Участие в работе сетевых сообществ портала "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru), сетевого сообщества ИнтерГУру (Интернет государства учителей), педагогического объединения «ИнтерНика», e-teaching.ru,zavuch.info,pedsovet.org. Знакомство с новыми формами методами и приёмами обучения информатике и ИКТ. Совершенствование знания современного содержания образования учащихся по информатике и ИКТ. Проведение мониторинга уровня сформированности предметных компетентностей учащихся школы. Ведение мониторинга уровня сформированности социально-мотивационных компетентностей школьников. | В течение года | Размещение информации на сайте гимназии Конспектов открытых уроков на персональномсайте-портофолио Публикация результатов и проектов на сайте школы Публикация авторских материалов в сетевых сообществах | На школьном МО |
Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации |
Курсы повышения квалификации: Математика
Информатика | 2019 2018 | Размещение информации на персональном сайте-портфолио и сайте школы | На школьном МО |
Раздел 6. Руководство повышением квалификации других учителей |
Проведение мероприятий, мастер-классов для учителей школы. Обучение других учителей по теме «Построение единой информационно - образовательной среды ОУ | 2015/2020г | Выступление на МО Выступление в научно – практической конференции | На школьном МО |
Раздел 7. Взаимообучение |
Консультационная помощь педагогам по наполнению персональных сайтов методическими материалами. | В течение года | Выступление на научно-практической конференции | На школьном МО
|
Раздел 8. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера |
1. Развитие креативности как творческого потенциала личностичерез участие в различных профессиональных конкурсах: Инфознайка, Я-инциклопедия, Альбус, Олимпус, Мультитест, Олимпиада для школьников «Портал» 2.Эрудиции через анализ и обобщение опыта работы лучших учителей своей школы, города, 3. Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности, самодиагностику (анкета Н.В. Немовой «Уровень развития профессиональной компетентности») 4. Совершенствование перцептивных качеств (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность) посредством участия в психолого-педагогических тренингах и семинарах в сети Интернет. | 2015/2020 2015/2020 Систематически 2015/2020 | Подготовка конкурсных материалов Сообщения на форуме | На школьном МО |
Месяц | Содержание | Форма отчетности | Где и когда будет заслушан отчет о выполнении |
январь | Изучить литературу: Елизаров, А.А., Цветкова, М.С. Информационные технологии в практике работы учителя/ А.А. Елизаров, А.А., М.С. Цветкова. | Изучение | На школьном МО |
Продолжение изучения компьютерных возможностей. | Работа с компьютером и Интернет |
Подготовка проекта-презентации: «Учёные – математики» | Подбор материалов | |
Посещение уроков коллег | Обмен опытом |
февраль | Изучить статью: Цветкова, М.С. Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования/ М.С. Цветкова. - http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/Melegko_statja_1.pdf | Изучение | На школьном МО |
Работа со способными и слабоуспевающими учащимися. | Разработка индивидуальных заданий, компьютерных тестов |
Оформление и размещение на школьном сайте разработки урока информатики с применением интерактивной доски | Оформление и размещение разработки урока |
март | Изучить статьи: 1. Егорова, Н. В. Применение ИКТ при объяснении нового материала на уроках математики/ Н.В. Егорова. - http://festival.1september.ru/articles/420057/ 2. Алешко, Н.И. Использование ИКТ на уроках математики/ Н.И. Алешко. - http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-2 | Изучение | На школьном МО |
Обучение учащихся работе на электронных тестах. | Составление электронных тестов. |
Проведение открытого урока математики для учителей школы с применением ИКТ и интерактивной доски | Подготовка материалов |
апрель | Изучение статьи: Улыбина, Г.А. Использование ИКТ на уроках математики/ Г.А. Улыбина. - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=652 | Изучение | На школьном МО |
Подготовка защиты работы по теме исследования «Генеалогия пифагоровых троек». | Индивидуальные консультации | |
Проведение уроков с применением ИКТ. | Подбор материалов |
Работа со способными и слабоуспевающими учащимися. | Подбор обучающих и развивающих программ |
Проведения недели информатики | Разработка Внеклассных мероприятий |
май | Выступление на школьном МО с анализом работы по теме самообразования. Практические рекомендации для педагогов по использованию ИКТ в процессе преподавания. | Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме | На школьном МО |