СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективы развития образования: возможности и риски

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективы развития образования: возможности и риски»

Перспективы развития образования: возможности и риски

Образование – это сложный и многогранный процесс, имеющий в качестве основного требования в своей реализации системность и целенаправленность. Результатом обучения в целом является усвоение ребёнком знаний, умений и навыков. Образованность формирует познавательные процессы, мировоззрение личности, ум и чувственные ощущения.

Образованный человек – это целостная личность, знающая принципы и методы, которые позволяют определить подход к рассмотрению и изучению фактов и явлений. Обучение в России должно стремиться к тому, чтобы воспитывать в детях высокий уровень способностей и навыков применения теоретических знаний на практике.

Образование – это одно из самых важных условий учебной и познавательной деятельности учащихся. Институт общего полного образования в России не только выражает потребности общества и государства в настоящем и будущем, но и является инструментом для осуществления человеком учебной деятельности. Наличие личностной потребности в обучении помогает глубже и качественнее освоить обязательную школьную программу. Для того, чтобы мотивировать личность к обучению, помимо основных дисциплин, обязательных к изучению, в содержание образования включены учебные предметы для свободного выбора. Это позволяет учащимся сделать выбор будущей профессии, и углублённо изучать и развивать именно те знания, которые необходимы.

Государство определяет стандарт в образовании и обеспечивает необходимый уровень усвоения заданных знаний.

Существуют критерии определения содержания школьного образования, основанные на общих принципах:

  • содержание образования должно соответствовать уровню научного познания в современном обществе, производственных мощностей и требованиям гуманистического демократического общества, не застывшего в своём развитии;

  • необходимо анализировать содержание обучения, прежде чем составлять учебные программы. Все предметы учебных планов должны быть взаимосвязаны с человеческой деятельностью всех видов;

  • содержание образования должно быть единым на различных уровнях своего развития и исходить из личностного роста обучающихся.

Современное образование изменяет внутренний мир ребёнка, формирует этические, моральные и нравственные качества, повышает культурный уровень, закладывает первые профессиональные понятия в сознание. Сегодняшнее образование влияет на различные течения в социуме, и должно подготавливать молодёжь к тому, что многие решения задач необходимо будет создавать самостоятельно.

В XVIII веке образование высшего уровня зарождалось при централизованности государственной власти. Различные виды высших учебных заведений состояли на балансе государства, всё их имущество принадлежало Российской Империи – именно поэтому они были государственными учреждениями.

В этот исторический период необходимо было усиливать военную и экономическую мощь Российского государства. Обучение в высшем учебном заведении при Петре I было государевой службой. Учащийся получал стипендию, а при невыполнении своих обязанностей, как студента, получал взыскания. Образование учило молодёжь только профессиональным навыкам. Студенты допускались к изучению каких-либо других наук только если это было необходимо в рамках профессии. Власть в России считала, что образование – это источник западноевропейского инакомыслия, демократии и вольнодумства. Авторитаризм, развивающийся в государстве, с демократией не уживался. Именно поэтому, первый российский университет, открытый на базе Петербургской академии наук в 1724 году указом Петра I, до 1753 года выпустил всего один поток обучившихся. А уже в 1766 году данный ВУЗ закрылся.

В 1755 году Елизавета открывает в Москве университет, который стал примером для других стран и был хорошо организованным культурным и учебным центром. Учебную программу разрабатывал М.В. Ломоносов. Он включил в список дисциплин трёхлетний общеобразовательный курс для всех факультетов, который являлся основой для обучения. Изучались математика, философия, физика, экономика, история, словесные науки. После этого курса дальше шло распределение по профильным дисциплинам каждого факультета.

Однако, в силу некоторых причин высшее образование имело весьма низкий рейтинг в обществе. С этими причинами пыталась разобраться Екатерина II. Профессоры московского университета, в ответ на её запрос в 1765 году, определили следующие задачи для развития высшего образования в России: нехватка бюджетных средств на нужды заведений и полная зависимость от государства. Меры, которые могли бы помочь, предлагались такие: должности деканов, ректора должны были стать выборными; власть в заведениях перепоручалась выборному совету; денежное довольствие профессоров должно было увеличиться. Кроме того, студентов предлагалось не забирать на военную службу до тех пор, пока они не закончат обучение в ВУЗе полностью.

В XIX веке высшее образование становится одним из важных этапов при подготовке чиновников к работе в различных ведомствах. Именно в этот период была введена обязательная государственная аттестация на чин.

Вне зависимости от того, как устроена государственная власть, общество одновременно с решением задач производства и своего развития всегда решало и задачи образования своих представителей. Для этого формировалась система образования на государственном уровне, в которой образовательные учреждения различных специализаций выстраивались в чёткую схему, образующую комплекс институтов образования.

В Российской Федерации образование начинается с дошкольного уровня, продолжается в школах, средне-специальных учебных заведениях, высших и послевузовских дополнительных учреждениях.

Основным институтом образования являются учреждения, в которых обеспечиваются функции и решаются задачи воспитания и обучения детей.

Образовательными учреждениями в России называются следующие типы учреждений:

  • дошкольные;

  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  • профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования);

  • специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

  • учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Целью современного содержания образования является формирование и развитие качеств личности ребёнка, благодаря которым он сможет осуществлять деятельность в социуме. Знания, умения, навыки, дающиеся образованием, являются способами равномерного и разностороннего развития личности.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что «государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений»1. На этой основе можно выделить три компонента в государственном стандарте общего среднего образования:

  • федеральный (нормативы, которые обеспечивают единство педагогического пространства на территории всей Российской Федерации);

  • национально-региональный (нормативы, определяемые конкретными регионами и учреждениями области в таких дисциплинах как - родной язык и литература; география, искусство, трудовая подготовка и т.п.);

  • школьный (нормативы, определённые руководством отдельного образовательного учреждения).

Работа учителя в школе даёт возможность реализации развития тех предметов и дисциплин, которые необходимы, по его мнению, именно этому потоку учащихся в конкретный отрезок времени.

Образование – это значимая сфера общественной деятельности, которая входит в основополагающий государственный документ: «Национальная доктрина образования до 2025 года»2. Именно на этот документ ориентируется политика государства, определяя направления и стратегию развития образования. Доктрина выражает волю государства стать ответственным за развитие российского образования в настоящем и будущем, поскольку оно является базой для духовного и социально-экономического развития страны.

Среди многочисленных целей доктрины образования приоритетными являются следующие цели:

  • историческая преемственность поколений;

  • необходимость сбережения, передачи и развития культуры в масштабе нации;

  • воспитание сознательных граждан, уважительно относящихся к российскому культурному и историческому наследию всего населения;

  • патриотическое воспитание российских граждан;

  • формирование и развитие такой правовой и демократической позиции граждан, которая способствует хорошей социализации в обществе, уважению свобод, интересов и прав личностей;

  • своевременное и разностороннее развитие молодежи и детей, их самообразовательных способностей, навыков творчества и самореализации;

  • развитие российских традиций при работе с детьми, подростками и молодёжью, обладающими особыми умственными навыками, а также вовлечение работников педагогической сферы в научную деятельность;

  • воспитание принципов спортивного развития у детей и молодёжи и здорового образа жизни и т.п.

В современных реалиях общество должно оперативно реагировать на новинки в сфере развития образования. Потребности школьников заключаются в возможности ориентирования в огромном информационном потоке и получении таких навыков на практике. Для того, чтобы удовлетворить эти потребности учащихся, необходимо внедрять инновационные решения в процессе обучения.

В конце сентября 2019 года в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в сельской местности и малых городах России начали свою работу центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Основной целью создания этих центров является повышение качества подготовки школьников, сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах. В первый год реализации в проекте участвовали 2049 общеобразовательных организаций в 50 субъектах Российской Федерации. На закупку оборудования для каждого центра "Точка роста" из федерального бюджета поступило по 1,6 млн рублей. За счёт софинансирования из местных бюджетов был проведён ремонт помещений и закуплена новая мебель.

20 декабря в Центральном Манеже в Москве были подведены итоги первого года реализации национального проекта «Образование». В мероприятии приняли участие высшие должностные лица Российской Федерации. В режиме телемоста о проделанной работе рассказали представители 4 регионов – от губернаторов до школьников, посещающих недавно открытые мобильные детские технопарки «Кванториум», Дома научной коллаборации, центры цифрового образования детей «IT-куб», центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Педагоги и руководители центров рассказали о том, что привнёс 2019 год в их профессиональное развитие. К 2024 году в Российской Федерации планируется открыть 16 тысяч центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Исходя, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что уровень образования в России постоянно повышается, перспективы развития имеются в большом количестве. Сегодняшнее сотрудничество власти и института образования благотворно влияет на результаты, но всегда есть – куда тянуться!






1 ФЗ РФ «Об образовании», ст. 1, п. 5

2 https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!