Родительское собрание
«Первое организационное собрание в 1 классе»
Пояснительная записка
Родительские собрания в первом классе существенно отличаются от собраний в последующих классах. В первом классе родительское собрание, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии первоклассника, с другой – учит родителей быть умными родителями. Ведь именно в первом классе родители должны «вжиться» в роль быть отцом и матерью школьника, научиться помогать своему ребёнку быть хорошим учеником, развить в себе умение быть терпеливым и терпимым, понимающим и принимающим своего ребёнка независимо от его учебных достижений. Можно сказать, что родительские собрания в первом классе – это знакомство с азбукой для родителей от «А» до «Я».
В первом классе родительские собрания должны носить познавательный характер, должны стимулировать интерес родителей к узнаванию своего ребёнка каждый раз с иной стороны. Именно в первом классе закладываются хорошие привычки и манеры быть настоящим отцом и матерью. Родительские собрания в первом классе носят в первую очередь просветительский характер, наталкивают родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.
Первое организационное собрание лучше провести в августе, чтобы родители после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе. К первому родительскому собранию учитель готовится задолго до намеченного времени, ведь от того, как он пройдет, зависит все дальнейшее сотрудничество с семьей будущего первоклассника.
Цель собрания: Знакомство с родителями будущих учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи первого собрания:
Изучить приоритетные интересы родителей первоклассников.
Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
Провести выборы родительского комитета.
Форма работы — торжественное собрание.
Вопросы для обсуждения:
- Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
- Самопредставление классного руководителя будущих первоклассников.
- Визитная карточка семьи будущих школьников.
- Знакомство с планом воспитательной работы
- Анкетирование родителей по теме: «Готов ли ребенок к школе?»
Подготовительная работа:
I. Изучение личных дел обучающихся.
II. Изучение характеристики будущих первоклассников (из детского сада).
Ход собрания:
I. Вступительное слово директора школы.
П. Выступление замдиректора школы.
После общешкольного собрания родители первоклассников со своим преподавателем расходятся по кабинетам.
III. Выступление классного руководителя.
Добрый день, уважаемые родители! Добро пожаловать в нашу. Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Есть такая притча о мудреце и его завистнике: «Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: "Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?" "Если мудрец скажет "неживое", я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет "живое", я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ", - думал завистник. "Все в твоих руках!" - услышал он в ответ слова мудреца. Я не случайно прочитала эту притчу. Ведь каким учеником станет Ваш ребёнок во многом зависит именно от Вас!
Самопредставление учителя.
Классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.
IV. Самопредставление родителей учащихся.
В ходе самопредставления родители рассказывают о себе, своей семье (интересы, увлечения, обычаи, традиции семьи) и о ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.
V. Знакомство с планом воспитательной работы, основными документами класса и школы, знакомство с традициями школы.
VII. Советы родителям (можно оформить в форме буклета)
Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.
Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:
создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками; превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?"; нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно относясь к учителю; последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений: брать в школу все необходимое; правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания); здороваться с учителями и детьми; отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их; слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания; просить о помощи, если что-то не получается; заниматься одним делом долгое время; правильно реагировать на замечания; устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
В основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем. В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.
Вам нужно обеспечить ребенку: школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования); аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок; необходимые школьные принадлежности.
Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.
VI. Выборы родительского комитета.
VII. Практическая работа для родителей.
У родителей листы с недописанными предложениями. Стратегия «допиши фразу». Я задам вам сейчас простые вопросы. Попробуйте на него ответить искренне.
1. Я – это…
2. Я здесь для того, чтобы…
3. Я хочу, чтобы мой ребенок был…
VI. Итог собрания
В конце встречи каждая семья получает буклеты с советами от педагогов. Родителям представляется возможность задать вопросы учителю, возникшие по ходу собрания. В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме «Готов ли ребенок к школе?» В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первой встрече.
Карта учащегося
Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________
Дата рождения: _______________________
Гражданство: __________________________
Домашний адрес: __________________________________________________________________ дом _____ корпус _______квартира______
Регистрация: постоянная/временная
Домашний телефон: __________________________________ Статус семьи: полная
неполная (одинокая мать, разведены, вдова) многодетная (количество детей до 18 лет)
Наличие документов на получение льготы: есть/нет
Сведения о родителях:
| мать | отец |
а) Фамилия, имя, отчество | | |
б) Дата рождения | | |
в) образование Указать, что окончили. Специальность. | | |
| |
| |
| |
| |
г) место работы | | |
| |
д) должность | | |
| |
е) сотовый телефон | | |
| | |
Состояние здоровья ребенка
Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания и травмы перенес?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хронические заболевания________________________________________________________________
Перенесенные операции (возраст)________________________________________________________
Особенности развития___________________________________________________________________
Зрение _________________________ Сколиоз (нарушение осанки) ______________________________
Аллергия и аллергические реакции ________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Обратить внимание на___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Особенности характера и темперамента
Что хотели Вы, чтобы знал педагог о Вашем ребенке и обратил на это внимание в процессе работы, чтобы легче было общаться с ним. Особенности характера ребёнка, его взаимоотношений с окружающими
(положительные, отрицательные стороны).______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________Жилищные условия
Отдельная квартира, комната с общей кухней, общежитие, съемная квартира.
Имеется ли детская комната_______________________
Организовано ли рабочее место для подготовки уроков ___
Вопросник – знакомство:
Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (мать, отец, бабушка, дедушка, совместно)
Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье:
Тип поощрения: словесное, подарок, иное____________________________________________.
Тип наказания: осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие, иное ___________ _________________________________________________________________________________.
Посещал ли ребёнок д/с № __________, домашнее воспитание.
С какого возраста и по какой возраст посещал детский сад?
С ____ лет по _____лет.
Реакция на д/с: испугался, проявил интерес, плакал, переживал, не отпускал маму.
Как готовили ребенка к школе?
Дома
Детский сад
Другие учебные заведения____________________________________________________
К школе специально не готовили
Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка:
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Назовите:
любимые игрушки и игры вашего ребенка: ________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
его любимые сказки и книги:________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Есть ли у вашего ребёнка друзья? (да/нет)
Детский сад_____________________________
Во дворе _______________________________
Среди одноклассников (кто?) _________________________________________________
Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные или настольные, индивидуальные или коллективные? ______________________________________________________________________
С желанием ли ваш ребёнок идёт в первый класс? _______________________
12. Ваше мнение о подготовке ребенка к школе:
Знает ли он буквы? (да/нет) Знает ли он цифры? _______________________
Умеет ли читать: бегло (целыми словами), по слогам, по буквам? ________________________
Может сказать, о чем прочитал? (да; нет; дословно; своими словами) ____________________
Умеет считать до _____. Складывать в пределах «5», «10», «20».
Ориентируется в пространстве:
налево – направо (да/нет) длинный – короткий (да/нет) вперед – назад (да/нет) узкий – широкий (да/нет)
вверх – вниз (да/нет) легче – тяжелее (да/нет)
различает предлоги (над, под, перед, за, в…) (да/нет)
Различает цвета (да/нет), оттенки цветов (да/нет)
Пересказывает ли сказки? (да; нет; дословно; своими словами; выдумывает сам, что не запомнил)
Любит рассказывать стихи? (да/нет)
Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй? _________________________________________________________________________________
Имеет ли ребенок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет? _________________
_______________________________________________________________________________________
Какие качества и способности вашего ребенка вы особенно цените__________________________
______________________________________________________________________________________ 15. От каких дурных привычек вы стремитесь отучить вашего ребенка? ______________________________________________________________________________________ 16. Какие кружки хотели бы посещать в школе? (Какие?) _____________________________________
______________________________________________________________________________________
17. Посещает ли ребенок кружки/секции вне школы? ________________________________________
18. Планируете ли оставлять ребенка в группе присмотра и ухода? __________________________
19. Какую помощь вы можете оказать классу (художественное оформление, мелкий ремонт, организация мероприятий, транспорт, ксерокс, сопровождение при различных поездках, другое)
______________________________________________________________________________________
Дети (до 18 лет и старше)
Ф.И.О.___________________________________________________________________________
Дата рождения _____________________ Класс (Д/сад, №) иное ____________________________
Ф.И.О. __________________________________________________________________________
Дата рождения ________________ Класс (Д/сад, №), иное ________________________________ Родственники и другие члены семьи проживающие с вами
Кто? | | |
а) Фамилия, имя, отчество | | |
| |
б) Дата рождения | | |
в) образование | | |
| |
| |
| |
г) место работы | | |
| |
д) должность | | |
| |
е) рабочий телефон | | |
сотовый | | |
Что бы вы хотели узнать, какую помощь, какие советы получить от педагога, школьного психолога, логопеда, других специалистов нашего образовательного учреждения?____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата___________________ Подпись______________________
Литература:
1. Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» «Вако», Москва 2004.
2. Интернет-ресурсы.