С
оциальная, или личностная, готовность к обучению в школе – готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.
Дети по тем или иным причинам не готовые к систематическому обучению, в дальнейшем испытывают трудности в адаптации к школе и освоении учебной программы. Готовность к школе – это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного освоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей, т.к. именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
Ш
кола с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
Первые 2-3 недели обучения получили название «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БУРИ». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, т.е. дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники в первой четверти жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к регуляции поведения.
Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей. Вашему чаду необходима психологическая поддержка. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, гордятся им, несмотря на все школьные трудности.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего РАЗВИТИЯ – кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а все, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка – это вопрос его психологической готовности к школе. О
«внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую по правилам, которые нравятся ему самому или совсем без правил.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка.
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.п.
Н
еобходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, НИКОГО ПРИ ЭТОМ НЕ ОБВИНЯЯ. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившей ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, показать веру в его возможности.