СЦЕНАРИЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ШАХМАТЫ»:
«ПЕРВОКЛАССНИКИ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ»
Представление проекта 1:
Мы представляем вам проект «Первоклассники в Шахматной стране».
Авторы проекта: обучающиеся 1 класса
Руководитель проекта: Шеварова Елена Борисовна
Продукт проектной деятельности: мини-спектакль
Представление проекта 2:
Цель проекта:
- познакомиться с историей шахмат
- изучить правила игры
- познакомить других обучающихся с игрой в шахматы
Вступление 1:
В этом году мы начали учиться игре в шахматы.
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Вступление 2:
Чтобы в шахматы играть
Нужно их законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям.
ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ ШАХМАТ
Автор 1:
А как и где появились шахматы? Послушайте легенду.
Давным-давно Индией правил молодой и легкомысленный раджа. Он был очень вспыльчив, самоуверен, не желал прислушиваться к советам своих помощников и постоянно воевал со своими соседями. Раджа почти довел Индию до разорения. Великой стране грозил голод...
Автор 2:
Придворные мудрецы ломали голову над тем, как отучить раджу нападать на соседей из-за всяких пустяков. И, наконец, один хитроумный мудрец придумал... игрушечную войну, которая называлась «чатуранга». В ней у каждого игрока есть армия. Перед началом сражения армии равны, поэтому в игре побеждает не тот, у кого армия больше, а тот, кто умнее. Позднее игру назвали «шахматы».
Автор 3:
Шахматы очень понравились радже. Он велел всем своим подданным научиться этой игре и вёл с ними бесконечные сражения. Также раджа захотел отблагодарить мудреца за его изобретение и спросил его, какую бы он хотел получить награду. Мудрец смиренно поклонился и ответил:
Мудрец : - О, великий раджа! Вели положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зернышко...
Раджа: - Это и есть то вознаграждение, которое ты хочешь получить?
Мудрец : - На вторую клетку положи уже два зернышка. И на каждую последующую клетку клади в два раза больше зёрен, чем на предыдущую.
Раджа: - Ну хорошо, ты получишь свой мешок пшеницы!
Мудрец : - О, великий раджа! Не спеши, пусть придворные математики всё как следует пересчитают.
Автор 4:
А когда придворные математики сосчитали нужное количество зерен, то не смогли скрыть своего удивления! Оказалось, чтобы расплатиться с мудрецом, зёрен нужно гораздо больше, чем песчинок в пустыне Сахара! Этого зерна хватило бы на то, чтобы 9 раз засеять всю землю и 9 раз собрать урожай!
Автор 5:
Узнав это, раджа был потрясён и стал ещё больше уважать мудреца. Раджа очень изменился, помирился с соседями и стал развивать в своей стране земледелие и ремёсла. На землю Индии пришли мир и благоденствие.
О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
Автор 6:
Шахматный бой происходит на шахматной доске. На ней 64 клетки. Столбики называют вертикалями, строки – горизонталями, наклонные ряды одного цвета – диагоналями. Каждая клетка имеет своё название, состоящее из буквы и цифры. Например: Е2.
О ШАХМАТНЫХ ФИГУРАХ И ИХ СВОЙСТВАХ
Автор 7:
На доске стоят две армии: чёрная и белая. В каждой армии одинаковый набор фигур.
ПЕШКА 1:
Пешка – маленький солдат,
Лишь команды ждёт...
ПЕШКА 2:
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперёд.
ПЕШКА 3:
На войну, не на парад
Пешка держит путь...
ПЕШКА 4:
Ей нельзя пойти назад
В сторону свернуть.
ПЕШКА 5:
Всю доску пройти должна
Пешка до конца.
ПЕШКА 6:
Превратится там она
В грозного бойца.
ПЕШКА 7:
Кем ей стать – ферзём, ладьёй?
Может быть, конём?
ПЕШКА 8:
Как решить такой вопрос
Мы поймём потом.
КОНЬ 1:
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок.
Замечательный прыжок:
Поле – прямо, поле – вбок!
КОНЬ 2:
Ну, а если угрожает окружения заслон,
Через тех, кто окружает, перепрыгивает он!
Совершает конь прыжок.
Поле – прямо, поле – вбок!
СЛОН 1:
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!)-
Он другой не хочет доли,
Знает только белый путь.
СЛОН 2:
А кода на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
Цвету одному верны!
ЛАДЬЯ 1:
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
ЛАДЬЯ 2:
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня строевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди!
ФЕРЗЬ:
Ферзь - тяжёлая фигура,
Своенравная натура.
Самый сильный Ферзь и быстрый
Стал он шахматным министром!
КОРОЛЬ:
Король любит гладкий, расчищенный путь,
В любую он сторону может шагнуть.
Однако, легко ты заметишь, дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина...
Не очень проворен король-старина...
Зато начеку королевская рать-
Должна короля она оберегать.
Ведь если б король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б!
Ценность шахматных фигур:
У каждой фигуры – своя ценность, которая измеряется в пешках.
Слон - равен трём пешкам.
Конь - тоже равен трём пешкам.
Ладья – это пять пешек.
Ферзь – это девять пешек.
Король – фигура бесценная.
Внешний вид шахмат:
Вот набор для четырёх игроков – чатуранга.
Вот круглые шахматы.
Вот тройные шахматы.
Это – цилиндрические шахматы.
Где упоминаются шахматы:
Игра в шахматы упоминается и в фильмах, и в мультфильмах, и на картинах, и в литературных произведениях.
- шахматы в фильме о Гарри Поттере
- шахматы в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»
- шахматы на картине Маковского «Смерть Ивана Грозного»
ВИКТОРИНА 1:
А теперь мы проверим, что вы знаете о шахматах.
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков. Что это?
ВИКТОРИНА 2:
Какая волшебная ситуация шахматной партии происходит с Алисой в Зазеркалье на этих картинках?
ВИКТОРИНА 3:
За какую фигуру играл шахматную партию Рон в фильме о Гарри Поттере?
ВИКТОРИНА 4:
Какая шахматная фигура ходит «буквой Г» и умеет перепрыгивать через другие фигуры?
ВИКТОРИНА 5:
В какую фигуру не может превратиться пешка, дойдя до противоположной стороны доски?
ИТОГ:
Надеемся, что вы тоже увлечётесь игрой в шахматы
ХОРОМ: Спасибо за внимание!