Открытый урок по истории России в 6 кл.
Первые известия о Руси.
Цели и задачи: Познакомить с версиями происхождения Руси, процессом образования государства; исследовать происхождение слово Русь; называть и характеризовать сторонников и противников норманнской теории происхождения русского государства; описывать предпосылки образования Древнерусского государства.
Планируемые результаты:
Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и примеры исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных; выявлять закономерность процесса превращения поселков восточных славян в города; характеризовать особенности развития Новгорода и Киева как двух центров формирования Древнерусского государства; обсудить версии происхождения слова Русь; различать достоверную и вымышленную информацию в источниках и комментировать их; определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Регулятивные: формировать елевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать материал учебника и дополнительный материал; находить и фиксировать информацию, выделяя главное и второстепенное, критически оценивать ее достоверность; решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности;
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Тип урока: урок открытия нового знания, урок общеметодологической направленности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в VI в., другие связывают ее с возникновением древнерусского государства в IX в., а третьи отправной точкой древнерусской цивилизации считают Крещение Руси в 988 г. Когда и как появилась Русь? Этот вопрос мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема нашего урока «Первые известия о Руси». (сл.1,2)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
(сл.3) План урока
1. Происхождения народа русь.
2. О чем говорит археология.
3. Споры норманистов и антинорманистов.
( сл. 4) Проблемный вопрос
— Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?
III. Введение в новый материал
Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению множества споров. В.О. Ключевский отмечал: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первая теория была сформулирована во второй четверти XVIII в. Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером. Немецкие ученые полагали, что государственность на Русь была привнесена извне, варягами (норманнами). Ярым противником этого взгляда на русскую историю был М.В. Ломоносов. Предлагаю принять участие в споре историков.
— Как мы можем выяснить истоки происхождения народа русь? С помощью каких источников?
(Ответы учеников.)
IV. Работа по теме урока
1. Происхождения народа русь. (слайд 5)
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале XII в. В нее включены исторические записки, документы, жития святых, поучения князей и народные сказания. Основной целью создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события. В самом начале «Повести временных лет» говорится о происхождении славян.
(сл. 6) — Разделитесь на три группы, воссоздайте события прошлого и ответьте на вопросы.
Первая группа работает с п. 1 § 4 учебника и дополнительным материалом и исследует версию происхождения народа русь.
Вторая группа работает с п. 2 § 4 учебника и дополнительным материалом и исследует версию о происхождении Руси.
Третья группа работает с п. 3 § 4 учебника и дополнительным материалом и сопоставляет норманнскую и антинорманнскую теории.
— Исследуем версии происхождения народа русь по архивным данным.
(Первая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)
Дополнительный материал для первой группы
(сл. 7) О Киеве.
В «Повести временных лет» говорится, что земли, населенные полянами. в давние времена посетил апостол Андрей. Он благословил это место и предсказал, что здесь возникнет великий город. Город действительно появился в ту пору, когда полянами правили братья Кий, Щек и Хори в.
Летописей приводит две легенды о Киеве. По одной версии город назвали в честь старшего брата. Кий, если верить народному сказанию, был великим вождем и ходил к Царьграду (Константинополю), где его с почетом принимал сам император. Согласно другой версии, около города полян был перевоз через Днепр, а перевозчика звали Кий.
(сл. 7) О призвании варягов на Русь.
Варяги принудили кривичей и ильменских словен платить дань. Северные племена изгоняют варягов за Балтийское море и пытаются управлять собой сами, но не имеют общего свода законов и оттого втягиваются в междоусобицы («встал род на род»). Чтобы прекратить войну, словене и чудь решили пригласить в князья иноземного владыку. Послы северных славянских племен, мери и чуди отправились к варягам с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата — Рюрик, Трувор и Синеус — поспешили на призыв. Старший из братьев - Рюрик — садится княжить в Новгороде (у словен), второй брат — Синеус — в Белозерске (у веси), а третий брат — Трувор — в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть в своих руках сосредоточивает Рюрик. «Те варяги назывались русью... И от тех варяг прозвалась Русская земля».
(сл.7) О народе русь в «Повести временных лет» и других источниках
В начале летописи утверждается, что русь — это название варягов, которые пришли с Рюриком. В другом месте читаем: «Поляне, яже ныне зовомая русь». Русский язык летописец считал славянским. Очень часто термин «Русская земля» он употребляет не в приложении ко всему государству, а в узком смысле, как название некоей территории. Историки давно ее определили — это северная земля и земли полян и древлян.
Таким образом, в «Повести временных лет» народ русь — это и жившие на юге восточные славяне, и варяги. Но есть и третий подход. При перечислении племен, участвовавших в походе князя Олега на Константинополь в 907 г., указаны варяги, словене, чудь... и «вся русь». Народ русь противопоставлен и славянам, и скандинавам, и угро-финнам.
Подобное противопоставление встречается и в Первой Софийской (Новгородской) летописи. В повести о неудачном походе сына киевского князя Ярослава, Владимира Ярославича, на Царьград в 1043 г. читаем: «Рекоша русь Володимиру: станем здесь на поле. А варязи рекоша: пойдем в ладьях под город».
(сл. 8,9) Иностранные авторы о народе русь
Византийские и восточные авторы IV—VI вв. и готский историк Иордан упоминают народ рус или рос, который жил в Причерноморье. Эти росы досаждали всем соседям грабежами. В «Житии Георгия Амастридского» (до 842 г.) упоминается русь — народ, который все знают и который опустошает Черноморское побережье.
Арабский писатель Ибн Хордадбег в «Книге путей и государств» сообщил, что русские купцы, приезжающие на восток, - славяне. Однако более поздние арабские и византийские источники IХ-Х вв. видят в русах господствующий класс и противопоставляют его низшим слоям — славянам. «Русы не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян» (Ибн Русте). «Всегда 100—200 из них ходят к славянам и насильно берут у них свое содержание, пока там находятся» (Гардизи).
В «Вертинских анналах» — ежегодных хрониках, которые велись в одном и з монастырей Франкской империи, — говорится, что в 839 г. ко двору императора Людовика Благочестивою, сына Карла Великого, вместе с византийским посольством прибыли люди, назвавшие себя представителями народа рос. Своего правителя они назвали титулом хакан (каган) Однако вскоре выяснилось, что эти люди, хотя и называли себя росами, на самом деле свей, т. е. шведы. Где находилось их государство, во главе которого стоял хаган, из анналов не ясно.
Вопросы для первой группы
— Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?
— Что говорят о народе русь иностранные авторы?
— К каким выводам вы пришли?
— Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
Выводы. Первая версия: русь — это название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока — реки Рось. Вторая версия: русь — это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат (скандинавы, родоплеменная славянская знать).
2. О чем говорит археология
— Исследуем вопрос пребывания норманнов на славянских землях.
(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)
(сл. 9,10) Дополнительный материал для второй группы
Археологи находят в Старой Ладоге, Изборске, Пскове, Новгороде, Полоцке постройки скандинавского типа (длинные бревенчатые дома с чуть покатой крышей, засыпанной землей, с открытым очагом в центре), варяжские шлемы и оружие, предметы быта и клады с монетами.
Роль варягов
После утверждения династии Рюрика варяжские дружины, появлявшиеся в землях восточных славян, были не пиратскими, а торговыми экспедициями. Многие из купцов-воинов навсегда оставались среди славян. Не случайно на Русском Севере в XVIII—XIX вв. слово «варяжить» означало «торговать». Кроме купцов — гостей приходили в восточно-славянские земли бойцы-наемники, чтобы служить местным князьям. Саги и письмена на варяжских могилах свидетельствуют, как почетна и выгодна была служба воина-варяга в стране городов — Гардарике (так варяги называли славянские земли).
Почему же так случилось? Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения? Ведь в Западной Европе набеги норманнов тормозили развитие цивилизации.
По мнению академика Б.А. Рыбакова, защитила восточных славян природа. На севере Восточно-Европейской равнины она отняла у варягов их главный козырь — внезапность нападения. Чтобы попасть к ильменским словенам или кривичам, варяги должны были войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем им предстоял 500-километровый путь по рекам и озерам против течения Невы, Волхова, Ловати. На всем протяжении пути ладьи могли простреливаться местным населением с обоих берегов. А если бы варяги задумали добраться до южных, более богатых владений полян, северян, древлян, то завоевателей ждал волок. Северные и южные русские реки не имеют прямого сообщения друг с другом. Приходилось ставить корабли на катки и посуху, волоком вкатывать на гребень водораздела, таща их по земле 30—40 км. В этих условиях варяги становились беззащитными.
Вопросы для второй группы
— Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря? (в 8-9 вв.)
— Где располагались эти поселения? (в г. Ладога)
— Когда и где появился Новгород? (в 8-9 вв. в 2-х км от Ладоги)
— К какому выводу пришли многие археологи? (Что этими пришельцами были выходцы из Скандинавии-норманны)
— Каковы были главные занятия норманнов? (война и торговля)
— Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям? (доп. материал «Роль варягов»)
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
(сл.11,12,13) 3. Споры норманистов и антинорманистов
— Вернемся к спорам норманистов и антинорманистов, о которых мы говорили в начале урока.
(Третья группа презентует свою работу в табличной форме, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)
| Норманисты | Антинорманисты |
Сторонники теории | Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер (XVIII в.), Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев (XIX в.) | М.В. Ломоносов (XVIII в.), Б.А. Рыбаков (XX в.) |
Название «Русь» | Скандинавское происхождение | Славянское происхождение |
Основные положения | 1. Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. 2. Варяги — представители более развитого мира. Они были образованнее и организованнее славян | 1. Древнерусское государство сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги лишь влились в местный процесс образования государства. 2. Варяги стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому они не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности |
Вопросы для третьей группы
— Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков? Ответ: (археологические раскопки не всегда могут дать точный ответ, каким народом оставлены те или иные следы. Помимо жителей Скандинавии, морскими походами, войной и торговлей занимались тогда и другие племена, обитавшие по берегам морей. Многие такие народы вели сходный образ жизни, использовали похожее оружие, предметы быта).
— Чье мнение (норманистов или антинорманистов) вы считаете более убедительным?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Вопросы к классу
— О каких исторических событиях идет речь?
— Кто такие варяги?
— Какова роль варягов в создании Древнерусского государства? (Ответы учеников.)
— Выскажите свое мнение о знакомстве с теориями о происхождении Руси, продолжив следующие фразы.
• Я узнал(а)...
• Я понял(а)...
• Я хочу...
• Мне кажется...
Домашнее задание
1. п.4 стр. 36.
2. Вопросы и задания на с. 39 учебника (устно).