СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первые известия о Руси".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Первые известия о Руси".»

Урок по теме «Первые известия о Руси»


Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения Руси, процессом образования государства; исследовать происхождение слова русь, фактологическую базу истории Древней Руси; называть и характеризовать сторонников и противников норманнской теории происхождения русского государства; описывать предпосылки образования Древнерусского государства.


Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять причины войны; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д'Арк; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; выполнять тестовые задания; описывать объект по алгоритму;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.


Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.


Тип урока: урок общеметодологической направленности.


ХОД УРОКА


1. Организационный момент.


2. Мотивационно-целевой этап.

Существуют различные подходы к определению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи считают, что она возникла с появлением первых государственных образований у восточных славян в 6 в., другие связывают ее с возникновением Древнерусского государства в 9 в., а третьи отправной точкой древнерусской цивилизации считают Крещение Руси в 988 г. Когда и как появилась Русь? Этот вопрос мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема нашего урока «Первые известия о Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока:

А) Происхождение народа «русь».

Б) О чем говорит археология.

В) Споры норманистов и антинорманистов.

Проблемный вопрос:

- Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?


3. Введение в новый материал.

Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению множества споров. В.О. Ключевский отмечал: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первая теория была сформулирована во второй четверти 18 в. И.Г. Байером и Г.Ф. Миллером. Немецкие ученые полагали, что государственность на Русь была привнесена извне, варягами (норманнами). Ярым противником этого взгляда на русскую историю был М.В. Ломоносов, который считал, что государство у восточных славян возникло в ходе объективного исторического процесса и распада родоплеменных отношений. Предлагаю принять участие в споре историков.

- Как мы можем выяснить истоки происхождения народа «русь»? С помощью каких источников?

(Ответы учеников.)

- Разделитесь на три группы, воссоздайте события прошлого и ответьте на вопросы.

Первая группа работает с п. 1 параграфа 4 учебника и дополнительным материалом и исследует версию происхождения народа «русь».

Вторая группа работает с п. 2 параграфа 4 учебника и дополнительным материалом и исследует версию о происхождении Руси.

Третья группа работает с п. 3 параграфа 4 учебника и дополнительным материалом и сопоставляет норманнскую и антинорманнскую теории.


4. Работа по теме урока.

А) Происхождения народа «русь».

«Повесть временных лет» - древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12 в. В нее включены исторические записки, документы, жития святых, поучения князей и народные сказания. Основной целью создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события. В самом начале «Повести временных лет» говорится о происхождении славян.

- Исследуем версии происхождения народа «русь» по архивным данным.

(Первая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал: «О Киеве», «О призвании варягов на Русь», «О народе «русь» в ПВЛ и других источниках», «Иностранные авторы о народе «русь»».)

Вопросы для первой группы:

- Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?

- Что говорят о народе «русь» иностранные авторы?

- К каким выводам вы пришли?

- Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Выводы. Первая версия: русь – это название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока – реки Рось. Вторая версия: русь – это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат (скандинавы, родоплеменная славянская знать).

Б) О чем говорит археология.

- Исследуем вопрос пребывания норманнов на славянских землях.

(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал: «Данные археологии», «Роль варягов».)

Вопросы для второй группы:

- Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?

- Где располагались эти поселения?

- Когда и где появился Новгород?

- К какому выводу пришли многие археологи?

- Каковы были главные занятия норманнов?

- Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

В) Споры норманистов и антинорманистов.

- Вернемся к спорам норманистов и антинорманистов, о которых мы говорили в начале урока.

(Третья группа презентует свою работу в табличной форме, используя предложенный учителем дополнительный и иллюстративный материал.)



Норманисты

Антинорманисты

Сторонники

И.Г. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер (18 в.),

Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев (19 в.)

М.В. Ломоносов (18 в.),

Б.А. Рыбаков (20 в.)

Название «Русь»

Скандинавское происхождение

Славянское происхождение

Основные положения

1. Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

2. Варяги – представители более развитого мира. Они были образованнее и организованнее славян.

1. Древнерусское государство сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги лишь влились в местный процесс образования государства.

2. Варяги стояли на той же ступени общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому они не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности.


Вопросы для третьей группы:

- Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?

- Чье мнение (норманистов или антинорманистов) вы считаете более убедительным?

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Послушайте стихотворения Николая Гумилева.

На Северном море (отрывок)

О да, мы из расы

Завоевателей древних,

Взносивших над Северным морем

Широкий крашеный парус

И прыгавших с длинных стругов

На плоский берег нормандский –

В пределы старинных княжеств

Пожары вносить и смерть.

Швеция

Страна живительной прохлады,

Лесов и гор гудящих, где

Всклокоченные водопады

Ревут, как будто быть беде;

Для нас священная на веки

Страна, ты помнишь ли, скажи,

Тот день, как из Варягов в Греки

Пошли суровые мужи?

Ответь, ужели так и надо,

Чтоб был, свидетель злых обид,

У Золотых ворот Царьграда

Забыт Олегов медный щит?

Чтобы в томительные бреды

Опять поникла, как вчера,

Для славы, силы и победы

Тобой подъятая сестра?

И неужель твой ветер свежий

Вотще нам в уши сладко выл,

К Руси славянской, печенежьей

Вотще твой Рюрик приходил?

Вопросы к классу:

- О каких исторических событиях идет речь?

- Кто такие варяги?

- Какова роль варягов в создании Древнерусского государства?

(Ответы учеников.)

- Выскажите свое мнение о знакомстве с теориями о происхождении Руси, продолжив следующие фразы: Я узнал(а)…, Я понял(а)…, Я хочу…, Мне кажется….


Домашнее задание:

1. Написать эссе о происхождении слова «русь».

2. Выполнить задания рубрики «Работаем с картой» на стр. 39 учебника (ч. 1).


Скачать

© 2020, 373 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!