СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые шаги в науку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги в науку»

Мастер-класс для родителей «Первые шаги в науку»

Дмитриева Е.В.

учитель начальных классов

заместитель директора по УВР


«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

Это высказывание американского философа и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Произошедшие в последние годы изменения в образовании не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального и системно-деятельностного подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Обновляющейся школе требуются новые методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня исследовательской и проектной деятельности. В нашей школе в рамках совместно-продуктивной деятельности ученика, родителя и учителя многие ребята уже много лет принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах со своими проектами.

В этом году наши ребята приняли участие в городской НПК, где показали прекрасные результаты: 5 человек стали призерами и победителями.

В районной конференции «Мой первый доклад» заняли в городе 2 в городе 1 место.

Уже 6 лет наша начальная школа принимает участие в программе «Интеллект России», где в прошлом году мы получили сертификат «100 лучших школ России», и 12 педагогов нашего МО получили сертификаты «как подготовившие более 10 лауреатов Российского конкурса «Познание и творчество», имена 9 учителей внесены в Книгу «Ими гордится Россия».

В Челябинском молодежном форуме «Шаг в будущее – Созвездие – НТМ» начальная школа много лет подряд получала кубки «Лучшая начальная школа». В этом году у нас два 2 места в конкурсе ТРПЛ и грамота; два 2 места и грамота в конкурсе ОРИГАМИ; 2 ученика заняли 1 место, 5 вторых места, 4 третьих места и 12 грамот в конкурсе реферативных работ.

Я предлагаю вам принять участие в создании исследовательского проекта. Прежде рассмотрим некоторые понятия, которые необходимо знать при создании проекта.

Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.

Проект – это совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практический и теоретических знаний в той или иной деятельности.

Что же такое проект для ученика?

- раскрытие творческого потенциала;

- умение работать в группе;

- деятельность, направленная на решение интересной проблемы;

- умение презентовать свою работу.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию:

- общеучебных умений:

  • социальных;

  • коммуникативных;

  • мыслительных;

  • исследовательских.

- социальных навыков:

  • умение работать в группе;

  • умение выполнять роль лидера;

  • умение пойти на компромисс;

  • слушать и слышать;

  • принимать другое мнение;

  • высказывать свое мнение;

  • презентовать результаты работы.

- мыслительные навыки:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • обобщение;

  • классификация;

  • выявление закономерностей.

- исследовательские навыки:

  • наблюдение;

  • проведение эксперимента;

  • анкетирование;

  • обработка статистических данных.

Затем знакомим детей и родителей со структурой исследовательской работы:

актуальность – ответ на вопрос, почему исследование нужно сейчас или просто вызвало интерес (1-2 предложения);

проблема – в виде вопроса, на который вся работа является ответом, это то неизвестное, на что наука дает ответ;

объект – что изучаю;

предмет – что об объекте изучаю (ТОЛЬКО ОДИН);

цель – запланированный результат, что-то одно (Например, дать описание, объяснение…);

гипотеза – это предположение, требующее подтверждение;

задачи – шаги, которые нужны для достижения цели;

методы исследования – это способы достижения целей, для решения конкретных задач

содержание с собственными выводами;

заключение (итог работы);

список использованной литературой;

приложение.

Вам предлагается работа в группах. Выберите тему, по которой вы будете создавать проект. У вас есть памятки, которые помогут вам в этом. Мы пока прописываем только введение к работе.