Мастер-класс для родителей «Первые шаги в науку»
Дмитриева Е.В.
учитель начальных классов
заместитель директора по УВР
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».
Это высказывание американского философа и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Произошедшие в последние годы изменения в образовании не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального и системно-деятельностного подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Обновляющейся школе требуются новые методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня исследовательской и проектной деятельности. В нашей школе в рамках совместно-продуктивной деятельности ученика, родителя и учителя многие ребята уже много лет принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах со своими проектами.
В этом году наши ребята приняли участие в городской НПК, где показали прекрасные результаты: 5 человек стали призерами и победителями.
В районной конференции «Мой первый доклад» заняли в городе 2 в городе 1 место.
Уже 6 лет наша начальная школа принимает участие в программе «Интеллект России», где в прошлом году мы получили сертификат «100 лучших школ России», и 12 педагогов нашего МО получили сертификаты «как подготовившие более 10 лауреатов Российского конкурса «Познание и творчество», имена 9 учителей внесены в Книгу «Ими гордится Россия».
В Челябинском молодежном форуме «Шаг в будущее – Созвездие – НТМ» начальная школа много лет подряд получала кубки «Лучшая начальная школа». В этом году у нас два 2 места в конкурсе ТРПЛ и грамота; два 2 места и грамота в конкурсе ОРИГАМИ; 2 ученика заняли 1 место, 5 вторых места, 4 третьих места и 12 грамот в конкурсе реферативных работ.
Я предлагаю вам принять участие в создании исследовательского проекта. Прежде рассмотрим некоторые понятия, которые необходимо знать при создании проекта.
Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.
Проект – это совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практический и теоретических знаний в той или иной деятельности.
Что же такое проект для ученика?
- раскрытие творческого потенциала;
- умение работать в группе;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы;
- умение презентовать свою работу.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию:
- общеучебных умений:
социальных;
коммуникативных;
мыслительных;
исследовательских.
- социальных навыков:
умение работать в группе;
умение выполнять роль лидера;
умение пойти на компромисс;
слушать и слышать;
принимать другое мнение;
высказывать свое мнение;
презентовать результаты работы.
- мыслительные навыки:
- исследовательские навыки:
Затем знакомим детей и родителей со структурой исследовательской работы:
актуальность – ответ на вопрос, почему исследование нужно сейчас или просто вызвало интерес (1-2 предложения);
проблема – в виде вопроса, на который вся работа является ответом, это то неизвестное, на что наука дает ответ;
объект – что изучаю;
предмет – что об объекте изучаю (ТОЛЬКО ОДИН);
цель – запланированный результат, что-то одно (Например, дать описание, объяснение…);
гипотеза – это предположение, требующее подтверждение;
задачи – шаги, которые нужны для достижения цели;
методы исследования – это способы достижения целей, для решения конкретных задач
содержание с собственными выводами;
заключение (итог работы);
список использованной литературой;
приложение.
Вам предлагается работа в группах. Выберите тему, по которой вы будете создавать проект. У вас есть памятки, которые помогут вам в этом. Мы пока прописываем только введение к работе.