Дата__________ урок________ история 6
Тема. Первые жители нашего полуострова.
Цели:
- формирование познавательной компетенции на определённый успех через представления о целостности нашей Родины, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России;
- расширение и обогащение представления учащихся о истории Крыма.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения о Крыме:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
формирование и развитие по средствам исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Освоение системы знаний об истории Республики Крым, на основе которых формируется историческое мышление учащихся.
Коммуникативные УУД: отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Оборудование: тетрадь, учебник, презентация, компьютер, проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока.
3. Актуализация знаний.
Ребята, как вы думаете, что такое история?
История – наука о прошлом и настоящем человечества (переводится с древнегреческого языка как “рассказ о прошедшем, об узнанном”).
У каждого человека есть прошлое, то, что было с ним вчера, неделю, месяц, год, или много лет назад. Обычно, рассказывая о чем-то, что произошло с нами давно или не очень, мы говорим: “это – моя история”.
У каждой семьи, города, страны, человеческого общества, т.е. у всех людей, когда-либо живших на земле, тоже есть прошлое, а значит, есть и история, которую можно рассказать и показать. И тогда рассказ превращается в увлекательное путешествие, в котором можно познакомиться с интересными людьми, стать участником захватывающих событий, побродить по городам и странам, которых уже давно нет на карте
Знание истории необходимо для каждого образованного человека. Оно помогает ответить на важнейшие вопросы: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?
4. Первичное усвоение новых знаний.
История возникновения первых людей в Крыму
Когда появился в Крыму первый человек?
В учебниках пишут, что произошло это великое событие от 100 до 300 тысяч лет назад. Однако ялтинский ученый Сергей Жук поставил официальную науку в тупик, найдя на Южном берегу большие коллекции орудий труда, которым не меньше восьмисот тысяч лет.
Они могли принадлежать только питекантропам. Питекантроп это обезьяночеловек, «человек выпрямленный». В Восточном Крыму таких находок не было.
Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селились неандертальцы. Неандертальцы (от названия немецкой долины Неандерталь, где впервые в 1856 году были найдены останки такого человека) древние люди, жившие 250-35 тысяч лет назад.
В Крыму открыты 15 стоянок древних людей, из них несколько в восточной части. Самая древняя из таких пещер, под карнизом высокого плоскогорья над рекой Зуя, называется Киик-Коба (Пещера дикаря). В 1924 году археолог Г.А.Бонч-Осмоловский обнаружил здесь следы жизни древнего человека: кремневые орудия, золу доисторических костров, кости животных. Этим находкам 100-150 тысяч лет. В открытой к югу пещере люди укрывались от северных ветров, прятались от дождя и снега. Даже совсем нежаркое зимнее солнце понемногу обогревало их неуютное примитивное убежище. Рядом с Киик-Кобой пробивался родник, а в самой пещере археологи нашли погребение женщины и годовалого ребенка.
В 1879 году студент К.С.Мережковский близ села Мазанка обнаружил еще одну пещерную стоянку людей древнекаменного века «Волчий грот». На территории России это был первый памятник времен древнего палеолита. Палеолит древний каменный век. Это время эволюции от питекантропа до кроманьонца. Позже следы неандертальцев нашли недалеко от Судака, в Новом Свете, у мыса Меганом.
По остаткам окаменелых костей неандертальцев, обнаруженным в разных странах, можно представить себе облик первых поселенцев Восточного Крыма. Неандерталец был невысок, ходил на коротких ногах, слегка сгибая их в коленях, и для большей устойчивости широко расставлял пятки. Небольшие зоркие глаза его прятались в нависающих надбровных дугах, а по форме нижней челюсти, тяжелой и почти не выступающей, определялась явная способность к речи. Коллективная загонная охота и сложные родоплеменные взаимоотношения (а в племени было 50-100 человек) развивали не только сложный и важный инструмент общения, как речь, но и мозг; в ту пору его объем был 1400смі.
Постепенно климат в Крыму становился теплее. Ледник отступал на север, а за ним откочевывали привычные к холодам животные. Зато появились новые озера, их заселили водоплавающие птицы. Добывать мясо стало сложнее, охота на мелкую дичь потребовала большей изобретательности, а значит, лучшего развития мозга. Так стал формироваться кроманьонец. Кроманьонцы (по названию грота Кро Маньон во Франции) люди современного типа. Они жили в Европе 35-8 тысяч лет назад. Он был высок, ходил прямо. В лице его появились тонкие человеческие черты: высокий и широкий лоб без массивного надбровного валика, прямой нос, выступающий подбородок. Он научился мастерски обрабатывать камень, готовить из раздробленной кости острые шила, проколки, наконечники для стрел и дротиков, остроги и гарпуны.
Усложнились не только орудия труда и охоты изменились общественные и производственные отношения. Возникла родовая матриархальная община, появились зачатки религии, зародились наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Люди вышли жить на равнины. Поселки их полуземлянок-полушатров из веток и костей животных располагались вблизи рек, а пещеры служили для них только временными убежищами на случай непогоды или святилищами, где совершались магические культовые обряды.
В эпоху мезолита человек изобрел лук со стрелами, приручил собаку, и охота из коллективной облавы постепенно превратилась в индивидуальный промысел. У одних лучше получалось подстерегать и выслеживать дичь, другие предпочитали добывать с помощью гарпуна или остроги рыбу. А у жилищ, в загонах, подрастали подобранные на охоте жеребята, детеныши горных коз и диких кабанов. Следы таких стоянок обнаружены к северу от Судака и в окрестностях Нового Света.
В пятом тысячелетии до нашей эры начался новый каменный век неолит.
Физкультминутка.
5. Первичная проверка понимания.
На Керченском полуострове, в степи и в предгорьях Восточного Крыма появились десятки кратковременных, вероятно, сезонных стоянок. Люди жили небольшими поселками в деревянных шалашах, занимались земледелием и загонным скотоводством. Уже одомашнили свиней, коз, овец, лошадей и крупный рогатый скот, а в быту использовали грубую глиняную посуду ручной лепки. Люди еще не перешли к оседлой жизни: весною племена уходили в степи с высокими травами, на ровные, пригодные для земледелия площадки, а на зиму искали приют под навесами скал и в гротах предгорий.
За новокаменным веком пришла эпоха меди энеолит. В Крыму это первые три века II тысячелетия до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (с конца II до начала I тысячелетия до нашей эры). В медный и, особенно, в бронзовый век жители Восточного Крыма занимались скотоводством и земледелием. Они научились впрягать в ярмо быков и лошадей, землю засевали ячменем и пшеницей и получали неплохие урожаи. В эпоху ранних металлов расцвели «аграрные культы» (поклонение Солнцу и божеству плодородия). В Крыму начал распространяться культ самого ценного в стаде животного быка.
6. Первичное закрепление.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как появились древние люди на земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства первыми были на земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далеком прошлом.
- Что изучает археология? (вещественные памятники истории)
- Какие археологические памятники Крыма вы запомнили?
7. Домашнее задание
Подготовить сообщение о древних стоянках Крыма
8. Рефлексия.
-Что узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?
- С какими новыми терминами вы познакомились?
- Какой рассказ вам больше всего понравился? Почему?
- Оцените ваши знания, полученные сегодня на уроке и настроение, лежащими на столе цветными карточками: