Рабочая программа
«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Срок реализации: 1 год
возраст 7 лет
Питерский Сергей Юрьевич
учитель начальных классов
МБОУ «Плехановская НОШ»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе, познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству, организацией занятий по определению стартовых возможностей детей, прививать этические нормы, воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Программа «Первый раз в первый класс » разработана на основе программы курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова)
Предложенная программа учитывает возрастные психические и физиологические особенности ребенка. На основе полученных знаний дети учатся анализировать и синтезировать полученную информацию. В курсе используются учебно-тренировочные занятия, отрабатываются навыки здоровьесберегающего поведения. В разнообразных видах деятельности дети учатся сохранять самообладание, быстро оценивать ситуацию, принимать оптимальные решения.
Цель программы – помочь первоклассникам безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, создать позитивное отношение к школе.
Задачи:
организовать знакомство детей друг с другом и с учителем
помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе
воспитывать дружеские взаимоотношения
помочь детям осознать позицию школьника на основе сравнения «школьник – дошкольник»
учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии
отрабатывать у детей умение работать по условным знакам
*познакомить с групповой и индивидуальной формой ответа
формировать умение планировать свое время
учить детей слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма
формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление
формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения
учить оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку
формировать умение осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия
провести первичную диагностику умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; учить выполнять графический диктант.
Программа «Первый раз в первый класс» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Всего программа содержит 33 часа и рассчитана на 1 класс. Программа рассчитана на детей в возрасте 7 лет.
Форма организации детского коллектива – классная.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Всего, час | Аудиторные | Внеаудиторные |
1 | Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству | 29 | 18 | 11 | Учатся выражать свои мысли. Знакомятся с режимом дня школьника. Учатся приветствовать учителя и друг друга, учатся соблюдать школьные правила вежливости. |
2 | Методика организации занятий по определению стартовых возможностей детей | 4 | 3 | 1 |
| Итого | 33 | 21 | 12 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству. Умение выражать свои мысли. Режим дня школьника, схема класса. Формы устного ответа. Знаки «Я» и «Мы» Парная форма работы. Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», Лента школьного времени. Школьные правила вежливости. Знаки «+», «-», самооценка, критерии, оценка. Обратная связь на уроке. Знак «Поднятая рука». Взаимодействие в группах. Учимся спорить. Знак «Вопрос». Понятие содержательной оценки. Умение договариваться. Знак «Мы готовы!». Организация дискуссии. Требования к высказыванию, обобщению. Ситуация неопределенного правила. Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
Методика организации занятий по определению стартовых возможностей детей.
Ориентировка на листе бумаги. Диагностическая методика «Елочка».
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Предполагается, что воспитанники освоят новую форму общения, узнают и поймут такие понятия, как школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания, «Приветствие учителя»; знаки «Я» и «Хор». «Звонок»; внимания «+», «–»;«Мы готовы», «Вопрос», познакомятся с групповой и индивидуальной формой ответа, оценочной линейкой, научится вести дискуссию; научится оценивать свою и чужую работу.
Разовьется внимание, восприятие, воображение, наблюдательность, эстетические норы общения, разные формы мышления, речь.
Сформируется широкий кругозор.
5.ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд |
1 | Криволапова Н.А. Учимся учиться | 1 |
2 | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников | 1 |
3 | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе М.Ю. Демидова | 1 |
4 | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов | 1 |
5 | Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» | 1 |
Наглядные пособия |
1 | Визитные карточки. | 3 |
2 | Разнообразные сюжетные картинки. | 2 |
3 | Схема класса. | 5 |
4 | Схема времени | 5 |
5 | Рисунки с оптическими иллюзиями | 10 |
Технические средства обучения. |
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | DVD | 1 |
Экранно-звуковые пособия |
1 | Презентация «Что такое школа» | 1 |
2 | Презентация «Правила поведения в школе» | 1 |
3 | Презентация «Правила поведения на уроках» | 1 |
4 | Презентация «Правила поведения на перемене» | 1 |
5 | Презентация «Вежливое поведение» | 1 |
6 | Презентация «У меня много друзей». | 1 |
7 | Презентация «Наша школа» | 1 |
8 | . Презентация «Наш класс » | 1 |