Чтец 1.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Объявляет: Пьеса-сказка о Доброте в четырёх действиях …
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сказочник: Жила - была на свете прекрасная фея Доброта. Жила она высоко – за облаками, далеко – за высокими горами. Её не могли видеть люди, только помощники: СОучастие, СОстрадание, СОпричастность, СОрадование, СОдействие - могли лицезреть Прекрасную и Совершенную. Терпение - Прощение, Совесть, Любовь и Мудрость были её родными сёстрами.
Сказочница: Невидимые, сестры появлялись то у колыбели новорождённого, то у кроватки малыша, то наблюдали со стороны за повзрослевшим ребенком. Доброта своей волшебной палочкой касалась сердечка младенца или уже школьника, и оно наполнялось добротой и любовью. Доброта боготворила детей.
Сказочник: Много веков Доброта была уверена, что она всё делает для людей, защищая их от ЗЛА и УРОДСТВА. Но однажды…
(Сказочник задумался)
Однажды принеслась на всех ветрах приставка СО- и со слезами рассказала…, что в одной семье ее прогнали, и теперь там живёт БЕСсердечие.
Доброта: Я очень обеспокоена таким известием и лично хочу во всем разобраться.
Сказочница: Со своей свитой фея Доброта невидимо оказалась в этой семье…Она не верила, что в семье, где растёт мальчик, поселилась БЕСсовестность…Тихо и незаметно наблюдала Доброта со своей свитой за мальчиком и его родителями, чтобы понять, как в эту семью пришла беда?)
Чтец 2.
Доброта входит тихo, без cтyка.
И не требует cлавы в ответ.
Доброта – слишком цeнная штyка.
У дешёвых людей её нет.
Объявляет:
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.
(Утро. Стоит на столе чайник, чашки, мама готовит завтрак)
Мама: Просыпайся, сыночек. Пора уже вставать. (Пытается разбудить сына).
Сын: Отстань…Я спать хочу… (Капризно отворачивается от матери, отталкивая её).
Мама: Сынок, просыпайся. В школу нужно собираться… Мы с папой опаздываем. (Упрашивает мальчика встать). Я тебе в награду пирожное дам.
(Только тогда мальчик соизволил встать, умыться, одеться).
(Завтрак. Папа, мама, мальчик сидят за столом, мальчик поглощает пирожное, мать гладит его по голове).
Мама: Ты у меня самый умный и лучший на свете.
Отец: У тебя сынок сегодня тренировка в секции хоккея, а ещё занятия английским языком у репетитора.
(Сынуля надул губы: замучили совсем!)
Ты у нас талант, вундеркинд! (Губы мальчика растянулись в самодовольной улыбке).
Сын: Тогда ты купишь мне новый планшет, закачаешь туда новую игру (настойчиво проговорил сын).
Отец: Хорошо, сынок. Обязательно куплю!..
Сказочник: Выходя из дому, мальчик между делом пнул собаку, дёрнул за хвост кота, чтобы не подворачивались под горячую руку. Все ушли. В доме стало тихо.
Чтец 3.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит Доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Была добрая вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
Объявляет:
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
Сказочница: Доброта и её свита молчали. Но молчали они недолго. Разговор был нелегким…
СОрадование: (тихо сказало) Мать и отец любят своё дитя…
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
СОдействие: Да, кормят пирожным, покупают обновки…
(Доброта грустно молчала).
(В диалог вступили сестры феи Доброты).
Мудрость: И думаю я, кто я для вас, дети мои? Неужели я, словно камень,тяну вас ко дну, мешая подняться?.. Это не я, это Януш Корчак сказал. (Скромно добавила она).
Доброта: Что ты имеешь в виду? Я вижу не любовь родителей, а разрушительную машину потакания прихотям.
Любовь: Ты считаешь, что родители неправильно воспитывают своего мальчика?
Терпение-Прощение: Не надо спешить с выводами. (Возразила она, пытаясь оправдать родителей). Может, всё не так страшно?
Мудрость (уверенно): В семье ребёнку прививаются Безнравственные начала!
СОучастие: Но эти родители развивают интеллект сына. Обучают его иностранным языкам, закаляют его тело.
Мудрость (глубокомысленно изрекла): « Матушка, матушка. Не торопись учить детей по- французски, по- немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом». Это сказал Серафим Саровский.
(Скромно помолчала)
СОпричастность (заинтересованно): Как это понимать?
Мудрость (терпеливо): Понимаете, занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают, что у ребёнка есть сердце и душа, которые надо тоже « разбудить».
Любовь (воскликнув): Получается, ребёнку можно Любовью навредить?!
Мудрость. Да, надо ребёнка не изнеживать, а открыть его Сердце и Душу навстречу Доброте.
Совесть (задумчиво): Мне вспомнились слова Феофана Затворника:
« Наука может… сплюснуть глыбу металла, но смягчить жёсткое и черствое сердце ей не дано… Наука бессильна против нравственного Зла».
Любовь (соглашаясь): Значит, надо у ребенка, прежде всего, развивать чувства, «разбудить» их, «открыть» их навстречу СОчувствию, СОпереживанию.
Мудрость (решительно): А я считаю, что в этой семье ребёнка не любят, а почитают его способности, лелея его и свой эгоизм.
СОпричастность: Да, да, это мы заметили.
СОдействие (испуганно): Ой, ой! Ведь потом эти родители пожнут эгоизм своего сына как результат своих усилий!
СОпричастность (взволнованно): Что же делать?
Прощение: Доброта живёт только в сердцах тех детей, которых научили заботиться о других. А этот мальчик только принимает заботу о себе, а сам…
Любовь: Почему это случилось?
Совесть (возмущенно): А вы видели его книжки, игрушки? Вы смотрели его диски с фильмами, рассматривали его рисунки, просматривали его страницы в социальных сетях?
Доброта (полностью соглашаясь): Да, не игрушки, а какие- то монстры с клешнями вместо рук, с кривыми ножками, со зверским выражением лица.
(Молчание).
СОстрадание: А надо, чтобы ребёнок с детства жил среди Прекрасного, потому что шедевр возвышает, а суррогат разрушает…душу и сердце.
Мудрость (глубокомысленно): Потом удивляемся, почему ребёнок жесток! А мальчики запечатлевают агрессивность своих игрушек, запоминает злых героев книг и фильмов.
Совесть (грустно): В этой семье родители в своём чаде культивируют только жажду успеха и превосходство над другими.
Доброта (горько): Да… А годам к 13-15 эти родители начинают «стучать в закрытые двери», напоминая своему чаду, что они « ночей из-за него не спали», тщетно пытаясь поговорить с ним «по душам», а душу сами не «разбудили».
Совесть (подводя итог): Получается, что взрослые разучились любить детей мудро, поэтому не умеют любить и их дети, поэтому наш мальчик растерял Доброту.
СОстрадание (добавляя): Ещё эти родители говорят своему сыну, что он «самый – самый». Они питают его Гордыню и Зависть, а служению другим не научили.
Мудрость (продолжая): А служение друг другу - это основа отношений между людьми, иначе ДОМ рассыплется.
Доброта: Я решила помочь этой семье! – изрекла своё последнее слово Доброта.
Сказочница: Сказала – сделала…
Чтец 4.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Объявляет:
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
Сказочница: Пришли хозяева вечером домой. Доброта коснулась своей палочкой сердца мальчика…
Сказочник: … О чудо! Мальчик без пререканий налил в блюдце молока для кота. После ужина помогал маме вытирать посуду и ничего не разбил! Потом они все вместе пошли выгуливать собаку. Медленно шли по парку, рассматривая распустившиеся на клумбах весенние цветы, вдыхая аромат молодой листвы, и говорили, говорили…
Мальчик: Я сегодня помог другу, повредившему коленку на тренировке «дохромать» до медпункта, и мы с ним очень подружились…
(Гордился собой мальчик)
Папа и мама: Мы тоже хорошо провели рабочий день. Начальство было нами довольно.
(Всем было хорошо как никогда.)
Сказочница: А рядом шли незримо СОчувствие, СОстрадание, СОпереживание, СОрадость, СОдействие, СОпричастность: приставка СО- вернулась в эту семью.
Сопричастность:
Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат!
Доброта: Я очень довольна МИРОМ в этой семье.
Мудрость (глядя на счастливую семью): Трудиться им над своими душами надо всю жизнь: «душа обязана трудиться».
Доброта (добавила). А родители должны помнить, что именно в детстве воспитывается сердце. Только от ДОБРОТЫ сердец происходит Соприкосновение Душ в семье и среди людей.
Любовь (тоже решила сказать своё слово): Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце», - это слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сент- Экзюпери. (скромно пояснила она).
Доброта (соглашаясь): Надо жить так, чтобы « все трещины мира» проходили через сердце. Так считал Генрих Гейне, и я с ним согласна.
А теперь полетели, мы этой семье больше не нужны: здесь живёт ЛЮБОВЬ… Нас же ждут в других семьях…
Чтец 5.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Сказочник: Сказка наша закончилась, и я вспомнил мудрые слова:
У каждого человека своя лестница жизни: духовного и нравственного Восхождения или Падения. У человека есть выбор, каким путем идти, но помочь ему в детстве должны родители и воспитатели. Если человек питает своё сердце САМодовольством, САМооправданием, САМомнением, САМожалением,САМолюбованием, то скоро погибает и сердце, и душа его… Человек может отойти от своего пути, но любовь долготерпит… Воспитывать же своё сердце именно в детстве нужно ЛЮБОВЬЮ, ТЕРПЕНИЕМ, ПРОЩЕНИЕМ, СОВЕСТЬЮ.
Каждому, чтобы оставаться Человеком, нужно помнить следующее: и было в начале слово, и слово это было БОГ… А Бог - это Любовь…