СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пешка: ход, взятие. Превращение пешки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

план – конспект урока  №8 по программе курса внеурочной деятельности   «Шахматы»

Просмотр содержимого документа
««Пешка: ход, взятие. Превращение пешки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия имени А.И.Яковлева





Тема открытого урока:


«Пешка: ход, взятие. Превращение пешки»





план – конспект урока №8

по программе курса внеурочной деятельности «Шахматы»

дата проведения: 27.01.2017г.





Разработала:

Акишина Валентина Васильевна

педагог дополнительного образования










Технологическая карта урока



Тема

Пешка. Ход, взятие. Превращение пешки.


Предмет

Шахматы


Класс

4- Б


Тип урока

Урок открытия нового знания на основе практических умений


Цель

Формирование способности «действовать в уме» на основе изучения пешки


Задачи

Обучить азам шахматной игры – правила хода, взятия и превращения пешки; развивать умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать фигуры, работать с диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные; воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения, , самодисциплину, умение владеть собой, уважение к партнеру


Основные понятия

Правила хода и взятия, превращения пешки, взятие на проходе


Межпредметные связи

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, определение наиболее эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальными формами познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, выполнения алгоритмов;


Ресурсы:

-основные


-дополнительные

демонстрационная доска с фигурами, игральные комплекты шахмат для каждого ученика и учебники И.Г. Сухина «Шахматы или Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны» 1 год обучения;


Мешочек с шахматными фигурами, на дне которых приклеены «адреса» - нотация полей для выполнения задания







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД


Предметные

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


I.Организационный момент

Обеспечение мотивации и организация внимания учащихся

Добрый день! Мы продолжаем знакомится с волшебным миром шахмат и давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих занятиях:





II.Актуали-зация знаний
















Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы:

-Вспомним названия шахматных дорожек!

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале нашего урока хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, что узнали раньше?

- какая фигура ходит по горизонталям и вертикалям?

-какая фигура ходит по диагоналям?

- какая фигура объединяет в себе ладью и слона?

- покажите руками, как ходит конь?




осмысление необходимости сотрудничества




Информация для самостоятельного осмысления ситуаций




умение определять и формулировать цель деятельности




умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами




повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и фигурами: вертикаль, горизонталь, диагональ, названия и ходы фахм. Фигур, кроме пешки и короля

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы





IV. Открытие новых знаний























V.Релаксация









VI. Первичное закрепле-ние









VII. Примене-ние знаний и способов действий



















VIII

Подведе-ние итогов, оценки, рефлексия



возникновение проблемной ситуации, умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

- Какая фигура никогда не стояла на 1-ой горизонтали? (Пешка)

- Вы догадались, какую фигуру мы будем изучать?

- Сколько пешек в каждой армии? (8)

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «пешка»? (…)

- Пешком с посошком идёт пешка – медленно на одно поле вперёд по вертикали (демонстрация)

_ А когда белая пешка доходит до 8-ой горизонтали, происходит волшебство… Кто знает – какое? (Превращение в любую фигуру своего цвета, кроме короля)

- Самый первый ход пешка может делать двумя способами: идти на

одно поле вперёд или на два.

- Взятие пешка делает по диагонали вперёд на одно поле и держит под боем два поля.

- Есть у пешек ещё одно удивительное правило – взятие на проходе. Когда пешка противника делает длинный ход из начального положения, то наша пешка может при желании её сбить и стать на поле по диагонали – то поле, через которое пешка противника перескочила.


Физминутка на координацию движений рук:

- Руки согнуть перед грудью – правая рука делает вращения от себя, а левая – к себе (одновременно)

- правая рука рисует в воздухе цифру 8, а левая - знак бесконечности (одновременно)




Сейчас каждый на своей доске сделает взятие на проходе (учитель проверяет)

- Работа по учебнику:

стр.5 «Один в поле воин»: побей белой пешкой все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре (отвечают дети по цепочке)

стр.6 «Лабиринт»: проберись пешкой в ракету (отвечают дети по цепочке)



Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

-В непрозрачном мешочке дети на ощупь определяют фигуру, называют её, затем – достают и называют «адрес» поля на дне фигуры. Такую же фигуру по этому «адресу» ставим на демонстрац. доску. Когда все фигуры выставлены, нужно белым конём сбить незащищённую фигуру.

- Какая фигура никогда не стояла на 1-й горизонтали? (пешка)

- Мы с вами выучили почти все шахматные фигуры, кроме короля. И сейчас будем играть. Правила игры: со своих игральных досок убираем королей и играем всеми остальными шахматными фигурами из начального положения. Белые начинают. Выиграет тот, кто собьёт все фигуры противника.


Что узнали нового о шахматах?

Я: Узнал ….

Запомнил ….

Повторил….

– Молодцы, ребята! Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране.

-Спасибо всем!




личностная мотивация к познавательной деятельности








личностная мотивация к познавательной деятельности























личностная мотивация к обучению











осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.








способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности















Умение анализировать свою деятельность и делать выводы

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять поиск существенной информации






ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять поиск существенной информации





















ориентироваться в своей системе знаний;











умение анализировать свои действия во время игры и делать выводы, осуществлять поиск существенной информации





Поиск и выделение необходимой информации, применяя метод наблюдения

















Структурирова-ние знаний ориентироваться в своей системе знаний


умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций







умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций




















Координация работы левого и правого полушарий мозга для активизации работы детей на уроке





умение определять и формулировать цель деятельности; умение предвидеть на основе примерных игровых шахматных ситуаций;





умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.


















Прогнозирова-ние результатов уровня усвоения изученного материала



умение ориентироваться на позицию собеседника в общении








умение ориентироваться на позицию собеседника в общении;

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.














умение ориентироваться на позицию другого











умение ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; умение планиро-вать учебное сотрудничество











разрешать конфликтные ситуации






















Оформление своих мыслей в устной форме,

слушать и понимать речь других








Закрепить базовые знания о начальной позиции пешек на шахматной доске








Познакомить с правилами хода и взятия, превращения пешки, взятием на проходе






























умение использовать полученные знания на практике













деятельность школьников по самостоятельно- му применению знаний в шахматной игре


















Закрепление изученного материала