СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

представление о французском героическом эпосе; начать чтение произведения; развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения; воспитывать смелость, преданность; сообщить об исторической основе «Песни о Роланде», особенности переработки исторического факта в поэме.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

1.   «Отгадайте слово».

1) В переводе с латыни — «бродячие люди». (Ваганты).

2) Современный гимн студентов. («Гаудеамус»).

3) Язык, которым создавалась поэзия вагантов. (Латынь).

2.   Проверка домашней задачи.

Отзыв на поэзию вагантов.

II. Мотивация учебной деятельности.

На доске - изображение средневекового рыцаря в доспехах.

Беседа.

Какие части доспех рыцаря вам известны? (Шлем, забрало, меч, щит...).

Почему рыцарь должен был выглядеть именно так? (Чтобы защитить себя во время военных действий).

Удобно ли было рыцарю в таких доспехах? (Они были очень тяжелыми, итак, рыцарь должен был быть сильным и выносливым.) От чего, кроме качеств самого рыцаря, зависел его успех в военных действиях? (От надежного оружия, сильного, послушного коня).

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Песнь о Роланде» (фрагменты)»

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

Цель: выяснить, какие ассоциации связывают с образом рыцаря; сформировать представление о французском героическом эпосе; начать чтение произведения; развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения; воспитывать смелость, преданность; сообщить об исторической основе «Песни о Роланде», особенности переработки исторического факта в поэме.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

1.   «Отгадайте слово».

1) В переводе с латыни — «бродячие люди». (Ваганты).

2) Современный гимн студентов. («Гаудеамус»).

3) Язык, которым создавалась поэзия вагантов. (Латынь).

2.   Проверка домашней задачи.

Отзыв на поэзию вагантов.

II. Мотивация учебной деятельности.

На доске - изображение средневекового рыцаря в доспехах.

Беседа.

Какие части доспех рыцаря вам известны? (Шлем, забрало, меч, щит...).

Почему рыцарь должен был выглядеть именно так? (Чтобы защитить себя во время военных действий).

Удобно ли было рыцарю в таких доспехах? (Они были очень тяжелыми, итак, рыцарь должен был быть сильным и выносливым.) От чего, кроме качеств самого рыцаря, зависел его успех в военных действиях? (От надежного оружия, сильного, послушного коня).

«Мозговой штурм».

—             какие качества характера должны были
определять настоящего рыцаря?
(Смелость, отвага, доблесть, преданность своему сюзерену, Прекрасной Даме, способность на самопожертвование...).

Названия черт можно записать вокруг изображение рыцаря.

—             Сегодня на уроке речь пойдет о настоящих рыцарях, достойных уважения воинов.

III. Изучение нового материала.

1.   Слово учителя.

— Представления о рыцарской доблести и этикете получили свое отображение в героическому эпосе

Средневековья, расцвет которого приходится на XII-XIII ст.

Наибольше эпических поэм было создано во Франции. Продолжительное время они существовали в устной форме. Эти поэмы назывались жестами (от франц. «chan-
sons de geste», что означает «песни о действии» или «песни о подвигах») и
выполнялись бродячими музыкантами-жонглерами под аккомпанемент
музыкальных инструментов наподобие маленьких арф или скрипок. Их можно
было услышать на ярмарках возле городских стен, в монастырях, в замках и даже в королевских покоях.

2.   Выступление ученика-литературоведа и ученика-историка.

«Песня о Роланде» - древнейшая и наизнаменитейшая памятка французского эпоса.

Она стала известной в 1837 году, после опубликования Оксфордской рукописи, которая датировалась 1770 годом. Время возникновения поэмы точно не установлено (вероятно XI ст.), автор произведения неизвестный.

Ученик-историк. В основу «Песни о Роланде» положены реальные исторические события. Речь идет о далеких событиях 778 года, когда Карл Великий вмешался в междоусобицы мусульманской Испании. Завоевав несколько городов, Карл осадил Сарагосу, однако через несколько недель был вынужден снять осаду и вернуться за Пиренеи вследствие осложнений в собственной империи.

Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард Карла и перебили франков, которые отступали. Среди других, по свидетельству Эгинхара - историографа Карла Великого, в этом бою погиб «Хруотланд, маркграф Бретани», племянник короля. Нападавшие убежали. Подвергнуть наказанию их не удалось.

Ученик-литературовед

Этот исторический факт

обрастал рассказами    участников-очевидцев, которые потом стали материалом для создания эпических песен. Потом эти песни были объединены и обработанные одним талантливым автором. Возможно, это был просвещен монах на имя Турольд: последние строки поэмы - «Так как песни уже Турольдовий конец».

«Песня о Роланде» - это художественное произведение, поэтому исторические события, изображенные в нем, переосмысленные в связи с замыслом автора. Например, эпизодичный подход Карла в Испанию превращается в семилетнюю войну с «неверными» (мусульманами), в которой Карл завоевывает почти всю Испанию, кроме Сарагосы. В Сарагосе правит противник Карла - выдуманный царь Марсилий. Убивают реального Роланда баски-христиане, а не мавры.

Такие изменения объясняются особенностью тематики средневекового героического эпоса: изображение борьбы против иностранцев и иноверцев за родину и христианскую веру.

На украинский язык «Песню о Роланде» перевел Василий Щурат (1918 г.). На это время это единственный перевод произведения на украинском языке.

3. Чтение «Песни о Роланде».

Комментарий учителя.

Поэма написана десятистрочным стихом и распределяется на строфы разного размера, которые называются тирадами. Тирады пронумерованы.

I-LXVI тирады (сокращенный текст).

— какой совет дает царю Марсилию его подчиненный Бланкандрин? (Пообещать Карлу, что он со своим войском сам пойдет за ним во Францию, чтобы принять христианство; послать ему подарки; дать заложников - детей знатных семейств).

Ваша мысль.

  • Как вы относитесь к такому предложению героя?

  • Чем можно объяснить такую идею?

  • Почему Карл не отпускает ни Роланда, ни Оливера в Сарагосу? (Король понимает, что прием будет не из лучших, и не хочет рисковать жизнью молодых воинов).

  • Почему Ганелон не допускает участия в посольстве Роланда вместо себя? (Хотя Ганелону очень не хочется ехать к Марсилию, однако он как рыцарь не может отказаться от выбора короля, который, впрочем, не мешает ему грозить пасынку).

  • Как Ганелон решил отомстить Роланду? (Ганелон подсказывает Марселию, как нужно поступить с неприятелем, и направляет военные действия сарацин именно против Роланда и его отряда).

IV. Итоги урока.

«Продолжите предложение».

  1. «Настоящий рыцарь всегда...»

  2. «Настоящий рыцарь никогда...»

  3. «Реальный исторический факт, положенный в основу “Песни о Роланде” - это...»

  4. «Несоответствие содержания поэмы историческим фактам состоит в...».

V. Домашняя задание: стр. 56 – 59.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!