СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песни на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Песни на уроках английского языка»

Учитель английского языка

Насырова Наиля Минибаковна


" ПЕСНИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

На современном этапе, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных способов и приёмов обучения. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на проникновение в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин

1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.

5. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

На уроке песни чаще всего используются для:

1. Фонетической зарядки на начальном этапе обучения. Здесь я, в основном, использовал короткие детские песни типа “ABC song”, “Happy Birthday” "Old McDonald had a farm", "Clap your hands", “What is your name?”, “You put your right hand in” и другие.

2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например: ”; Politics — "Wind of change"; Drugs “Hotel California” (Eagles); Teenagers “Numb” (Linking Park), Appearance “I’ve got two eyes”

Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, например: Present Simple - песни из к/ф "Love Story"; Present Progressive – “I’m sitting in the morning”, Complex Object "I saw you dancing", Past Simple — "Lady in Red" (Chris de Burg); Past Simple — "Yesterday", “Hotel California” (Eagles), оборот there is - "Girl" (Beatles) и др.

3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.

4. Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Это детские песни как было сказано выше. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, начинаю с 7 класса подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA", “Pink Floyd”, “Eagles” и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.) –“Linking Park”, “Black Eyed Peas”. Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока.

Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:

— фонетический,

— лексический,

— грамматический,

— социально-лингвистический

— страноведческий.

Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10 минут.


Система уроков:

1 урок. Начинать работу с песней надо с названия, оно записывается на доске. Даю задание детям: попытаться догадаться, о чем эта песня.

Учителю необходимо выписать слова, вызывающие фонетические и лексические трудности.

Следующий этап: прослушивание и построчный перевод песни (для этого необходимо раздать тексты). После первого прослушивания проверяем правильность своих предположений относительно содержания песни.

2 урок. Работа над грамматической стороной песни. Как правило, все песни написаны в каком-нибудь одном грамматическом времени. На доске или в раздаточном материале предлагается выполнять несколько упражнений. Это могут быть пропущены или глаголы, или предлоги, или степени сравнения прилагательных и т.д. На таком уроке повторяются образование вопросительной и утвердительной формы.

3 урок. Работа над фонетикой. Отрабатываем чтение первого куплета: звук – слово – словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песен – чередование ударных и безударных слогов и слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. Далее идет работа над вторым и третьим куплетом.

4 урок. Работа над запоминанием текста. Можно использовать такие способы запоминания:

— «Цепочка» (Chain). Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца.

— «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.

— «Закончи фразу» (Complete the phrase). Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают её.

5 урок. Исполнение песни под фонограмму «плюс» (с голосом). На этом же уроке попробовать исполнить песню под фонограмму «минус один» (без голоса).

6 урок. Исполнение песни самостоятельно под фонограмму «минус один». Можно устроить конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэты, трио и т.д.).

Проработанная подобным образом песня может быть исполнена во время проведения Недели английского языка или на школьных праздниках. Также можно добавить и такой вид работы, как сочинение – размышление на ту или иную тему, затрагиваемую в песне. В этом случае необходимо предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.

Надо признать, что не всегда удается использовать вышеприведенную схему. Это зависит от степени подготовленности класса, от содержания песни, а самое главное — от желания учащихся.

Вывод

Как мне кажется, работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к культуре стран изучаемого языка, формирует художественный вкус, расширяет кругозор, углубляет знания языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и выражений, целых строф, куплетов. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, позже непроизвольно вставляя их в монологическую и диалогическую речь. Считаю, что таким образом я обогащаю и расширяю словарный запас школьников. А для тех же учащихся, которые испытывают трудности в изучении английского языка, песни предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти трудности.

Фонограммы некоторых песен я записал сам, еще в начале свой творческой деятельности. Хотелось бы отметить, что с приходом в наши дома такой техники как КАРАОКЕ, проблема с фонограммами отпала совсем, а что касается детских аутентичных песенок, то многие фонограммы можно найти в Интернете.

Также необходимо сказать, что предлагаемый материал имеет методическую ценность, так как подборка песен и разработанные мною системы упражнений соответствует темам учебных программам.
















Методическая разработка для работы над песней “Tom’s Diner”

Целесообразно вводить её при повторении (закреплении) грамматической темы Present Progressive. На доске выписывается название песни: “Tom’s Diner”. Учащиеся дают ответы относительно того, о чем эта песня. («Обед у Тома» или «Закусочная Тома»).

Мелодия этой песни известна всем, но учащимся могут быть не знакомы слова. Поэтому перед прослушиванием необходимо выписать на доске новые слова (количество слов зависит от уровня владения языком), например:

counter – прилавок, стойка бара.

to argue – возражать, спорить

to pretend – притворяться

reflection – отражение

to hitch up – поднимать, задирать

to straighten - подтягивать

Работа со словами закончена, даю установку на первое прослушивание: Listen to the song and try to understand what it is about. Дети прослушивают песню, отвечают. Иногда на продвинутом этапе встречаются более полные ответы, когда дети на слух могут понять довольно много.

Tom's diner

I’m sitting in the morning at the diner on the corner

I’m waiting at the counter for the man to pour the coffee

And he fills it only halfway and before I even argue

He is looking out the window at somebody coming in

“It is always nice to see you” says the man behind the counter

To the woman who has come in, she is shaking her umbrella

And I look the other way as they are kissing their hellos

I’m pretending not to see them and instead I pour the milk

And I open up the paper, there’s a story of an actor

Who had died while he was drinking

It was no one I had heard of

And I’m turning to the horoscope and looking for the funnies

When I’m feeling someone watching me and so I raise my head

There’s a woman on the outside looking inside “Does she see me?”

No, she doesn’t really see me ‘cause she sees her own reflection

And I’m trying not to notice that she’s hitching up her skirt

And while she’s straightening up her stockings and her hair has gotten wet

Oh’ this rain it will continue through the morning as I’m listening

To the bells of the cathedral I’m thinking of your voice


После этого учащимся раздаются тексты песни, и они переводят её по строчке. Учитель поясняет трудные места и исправляет ошибки по мере надобности. Затем он просит учеников взглянуть на текст песни ещё раз и сказать, какое время глагола они видят во всех куплетах. Получив правильный ответ, учитель с учениками ещё раз на примере предложений из песни рассматривают, как образуется вопросительная и утвердительная формы Present Progressive.

На следующий урок раздается дидактический материал с песней, в которой пропущены глаголы, учащиеся самостоятельно вписывают глаголы в нужном времени. Второе задание предполагает найти и подчеркнуть глаголы в настоящем простом времени.


Exercises:

1. Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear:

Circle the verbs in the present simple tense.

I __________________ in the morning at the diner on the corner.

I __________________ at the counter for the man to pour the coffee.

And he fills it only halfway, and before I even argue

He ____________________ out the window at somebody coming in.

"It is always nice to see you," says the man behind the counter

to the woman who has come in. She __________________ her umbrella.

And I look the other way as they _________________ their hellos.

____________________ not to see them. Instead I pour the milk.

I open up the paper, there's a story of an actor

who had died while he was drinking. It was no one I had heard of.

And _________________ to the horoscope and __________________ for the funnies

when_____________________ someone __________________ me.

And so I raise my head. There's a woman on the outside _______________inside.

Does she see me?

No she does not really see me 'cause she sees her own reflection.

And ___________________ not to notice that she's hitching up her skirt.

And while she's straightening her stockings, her hair has gotten wet.

Oh, this rain it will continue through the morning.

As ________________ to the bells of the cathedral,

I ____________ of your voice...

And of the midnight picnic once upon a time before the rain began...

I finish up my coffee. It's time to catch the train.

Tom's Diner — answers in correct order

am sitting, am waiting, is looking, is shaking, are saying, I'm pretending,

I'm turning, I'm feeling, watching, looking, I'm trying, I'm listening,

am thinking

3. Придумайте свою песню (хотя бы первый куплет), заменив некоторые слова на свои.

Make up your own song (at least the first part) change some words on your own words:

I’m sitting in the morning at the diner on the corner

I’m waiting at the counter for the man to pour the coffee

And he fills it only halfway and before I even argue

He is looking out the window at somebody coming in

“It is always nice to see you” says the man behind the counter

To the woman who has come in, she is shaking her umbrella

And I look the other way as they are kissing their hellos

I’m pretending not to see them and instead I pour the milk

Вот пример одного куплета, который был придуман творческими учениками

E.g.,

I’m sitting in the classroom at the lesson near the window

I’m looking at the teacher he is writing on the blackboard

And he says today is test work to repeat have no time

Understanding I’m not ready I’m trying to hide the book

В этом задание учащиеся должны объяснить значение этих слов по-английски:

Try to explain the meaning of the words:

diner — … (café)

halfway – … (not full)

to argue — … (to quarrel)

funnies – … (comic strips)

После этого учащиеся проговаривают слова, используя построчный метод, отрабатывая фонетику и интонацию отдельных слов и фраз.

Repeat after me!

Затем учитель включает песню ещё раз (фонограмму «плюс»), предложив учащимся спеть её.

Sing with the singer!

В конце урока учитель, подчеркивая важность непроизвольного запоминания, предлагает спеть эту песню дома самостоятельно.

Sing yourselves!

На последующих занятиях эта же песня используется в качестве фонетической зарядки, тогда учащиеся поют под фонограмму «минус один». Можно провести конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэтом, трио и т.д.).

Выше указанные упражнения — это всего лишь пример той работы, которую я проводил в школе со своими учениками. Выбор же упражнений полностью зависит от темы, с которой Вы работаете, песни, которую вы используете в качестве обучающего материала.


Методическая разработка для работы над песней:

“Hotel California” (Eagles)

1. Listen to the song and fill in the gaps with a word you hear:

On a dark desert highway, cool wind in my hair

Warm smell of colitas1 rising up through the air

Up ahead in the distance, I … a shimmering light

My head …heavy and my sight … dim2

I … to stop for the night

There she … in the doorway;

I … the mission3 bell.

And I …thinking to myself :

"This … be Heaven or this.… be Hell"

Then she … up a candle, and she showed me the way

There … voices down the corridor

I … I … them say:

Welcome to the Hotel California.

Such a lovely place (x2), such a lovely face

Plenty of room in the Hotel California

Any time of year, you can find it here

Her mind is Tiffany-twisted 4; she's got the Mercedes bends.

She got a lot of pretty, pretty boys that she calls friends

How they dance in the courtyard, sweet summer sweat

Some dance to remember, some dance to forget.

So I … up the Captain:

"Please bring me my wine."

He …, "We haven't had that spirit 5 here since nineteen sixty nine."

And still those voices are calling from far away

Wake you up in the middle of the night

Just to hear them say.............

Welcome to the Hotel California.

Such a lovely place (x2), such a lovely face

They livin' it up at the Hotel California

What a nice surprise, bring your alibis

Mirrors on the ceiling

The pink champagne on ice.

And she said: "We are all just prisoners here

of our own device6."

And in the master's chambers7

They … for the feast. 8

They stab it with their steely knives,

But they just can't kill the beast.

Last thing I remember, I was

Running for the door.

I had to find the passage back

To the place I was before

"Relax," said the night man,

"We are programmed11 to receive

You can check out 12 any time you like,

But you can never leave."

— answers in correct order

saw, grew, had, stood, heard, was, could, lit, were, thought, heard, called, said, gathered,

2. Discuss — what do you think this song is about?

3. Give examples from the song for the Past Simple.

(When it is used, WHY it is used, etc.)

4. Hand out levels 1 and 2 of verb sheets. (Ask them which level they prefer).

Level 1: These are the verbs from the song. Translate them.

called — ________________

could — ________________

gathered — ________________

grew — ________________

had — ________________

heard — ________________

lit — ________________

said — ________________

saw — ________________

showed — ________________

stood — ________________

thought — ________________

was — ________________

were — ________________

Level 2

These are the verbs from the song. You have to change them into Past Simple, and translate them into Russian.

are — ___________ _______________

call — ___________ _______________

can — ___________ _______________

gather — ___________ _______________

grow — ___________ _______________

have — ___________ _______________

hear — ___________ _______________

is — ___________ _______________

light — ___________ _______________

say — ___________ _______________

see — ___________ _______________

show — ___________ _______________

stand — ___________ _______________

think — ___________ _______________

5. Glossary

1. colita — a desert flower

2. dim — not clear

3. mission — church

4. twisted — not straight

5. spirit — can be an alcoholic drink or a ghost

6. device – will, desire

7. chamber — room

8. feast — a very big meal

9. programmed – to have a plan of actions

10. check out — to pay the bill when you leave a hotel

6. If possible, make up a silly story.

7. Next lesson — quiz on the list of verbs.