СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по музыке "Песни военных лет" для 8 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС, формируя представление обучающихся о роли песен в военное время (ВОВ). 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по музыке "Песни военных лет" для 8 класса»

Технологическая карта урока


Класс

7-8

Тема урока

 Песни военных лет

Тип урока

Открытие новых знаний.

Цель

Формирование представлений детей о роли песен в военное время

Планируемые результаты

Предметные:

научатся слушать, анализировать песни Великой Отечественной войны; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп) в музыкальных произведениях; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.


Личностные: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; на основе эмоционального восприятия музыки проявлять интерес, любовь к музыке.

Метапредметные:

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – выделяют необходимую информацию из наглядного материала, сравнивают, анализируют, делают выводы, создают алгоритм действий, выполняют задание.

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу занятия, планируют свою деятельность, осуществляют контроль своей деятельности, сравнивая работу с образцом.

Коммуникативные: знают основное правило общения – умеют слушать, слышать, умеют достаточно полно выражать свои мысли, уважают в общении и работе партнера и самого себя.

Ресурсы

ИКТ

Межпредметные связи

География-история- литература.

Организация пространства

Словесный, наглядно-слуховой, беседа













Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Какою песня быть должна?

Об этом спорят очень много.

Но, настоящая, она

Сама найдет к сердцам дорогу,

И никому не заглушить

Ее последним криком моды,

Коль песня - часть твоей души,

Она пройдет с тобой сквозь годы.


А песня ходит на войну,

А песня рушит доты.

Я тоже песню знал одну

Как подданный пехоты.

С какою песнею солдат

Шагал сквозь огненные дали?

Сильней в той песне, чем набат,

Слова о Родине звучали.


И ратный подвиг совершить

Она звала его в походах,

Коль песня – часть твоей души,

Ты с ней пройдешь огонь и воду…

Приветствуют учителя


Постановка проблемного вопроса












































Объяснение нового материала










Слушание песен и анализ

Какие ассоциации возникают у вас со словом «война»?


Героический подвиг нашей истории потребовал напряжения духовных и физических сил народа. Это отражено в творчестве многих композиторов, в разных жанрах, песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «звуковую» летопись Великой отечественной войны.

1418 суток отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года, когда началась та страшная война.

1418 суток борьбы за Победу, ожидания Победы, неугасимой веры в то, что она обязательно настанет.

Как вы думаете, какой жанр музыки был самым популярным и быстрее всех других жанров вошел в будни войны, стал частью жизни фронта и тыла?


Война и песня…Что может быть общего между ними. Казалось бы, тяготы военного времени, не оставляют места для песен. И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В ми нуты отдыха она позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все свои силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина порой даже требовал, чтобы солдаты занали строевые песни, как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому чоец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни к сердцу было тесно

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага

Под эту песню,

Защищая Родину собой.

В песне композиторы выражали свои патриотические чувства. Она вливали новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять неизбежную смерть. За что же так помнят и любят в народе песни военных лет, за что берегут и хранят как святыню?



Песни военных лет занимают особое место в творчестве композиторов нашей страны. Написанные в годы тяжелых испытаний разные по своей манере исполнения, они наполняли жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня эти песни предстают перед слушателями как памятники истории, трогают сердца величием подвига.За первые годы войны было создано около 100 песен. Они разучивались солистами, хоровми коллективами, исполнялись перед уходящими на фронт солдатами, и в минуты затишья.


См. приложение о песнях «Священная война», «Катюша», «В землянке», «Темная ночь», «Смуглянка», «Синий платочек», «На безымянной высоте», «Журавли», «День Победы» и др.

- боль, ужас, страх, гнев, трагедия…

- тяжелое время для страны

- страна встает на защиту своих рубежей

- ширится патриотическое движение…









-Это песня.




























- Они помогали ковать победу, вдохновляли бойцов на подвиги и были боевым оружием. В них слышались ярость и гнев народа, его готовность к победе.Песни военных лет несли радость в минуты отдыха, а шуточные песни подбадривали бойцов, поднимали боевой дух.
















дети слушают и характеризуют песни:

Домашнее задание

Расскажите о современных песнях военных лет, которые вы слышали с экранов ТВ, на военных парадах, с концертов…

«Бессмертный полк» (О.Газманова), «Встанем» (Шамана), «Офицеры» (О.Газманова) и мн.др.

Контроль

усвоенного материала

Проводится «Музыкальная викторина» на 3 мин.

на листочках предлагается список изученных на уроке песен военных лет, установить порядок звучащих фрагментов

Обобщение на тему урока


Минули годы и десятилетия, но мы до сих пор обращаемся с глубоким волнением к песням, запечатлившим события огненных лет Великой отечественной войны.

- Какие же примеры они подают нам сегодня?

-Какие чувства воспитывают в сердцах молодого поколения? Через всю дымившуюся Европу песня прошагала в солдатском звании. До самой Победы дошла. А затем осталась на сверхсрочной: она народу всегда нужна. Образ грозных песен всегда снами!




- примеры мужества, стойкости духа, отваги…

- чувства патриотизма

Итог урока

Известно, что в годы войны многие представители искусства (писатели, актёры, художники, композиторы, поэты..) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они х

защищали свою Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений.

В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину, и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно Герой Великой отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как искусство».

Прослушивая песни Великой отечественной войны, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза и освобожденных стран Европы 9 мая 1945 года.


Рефлексия

На доске записаны слова стихотворения:

Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел.

Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились,

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

Дети оставляют стикеры под выбранной по желанию строчкой.

Прощаются с учителем