СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Песочная терапия на световом столе для детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описанно "Песочная терапия на световом столе для детей дошкольного возраста" (современная инновационая педагогическая технология) из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
««Песочная терапия на световом столе для детей»»





«Песочная терапия на световом столе для детей»

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в нашем образовательном учреждении МАОУ «СОШ № 32 г. Улан-Удэ» («Ступень дошкольного образования «Медвежонок») создана целостная модель предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разностороннее и творческое развитие детей. В группах воспитатели создают развивающую среду таким образом, чтобы она давала возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребёнок становился творцом своего предметного мира. Иначе говоря, создаётся предметно-пространственная среда, в которой происходит  обучение и саморазвитие творческой активности ребёнка.

Кроме этого воспитатели приобщают детей к преобразованию развивающей среды группы. Это стало возможным благодаря использованию современного игрового оборудования. Оно позволяет придерживаться принципов организации развивающей среды в рамках личностно-ориентированной модели образования.

В нашу группу № 2 «Эльф» был приобретён кварцевый песок и специальный световой стол оснащенный цветной подсветкой, на котором и происходит само рисование. Дети могут выбирать или изменять цветовую гамму фона. Цвет играет большую роль в развитии личности человека, а цветовые оттенки могут изменить настроение, устранить тревожность, усталость и апатию.

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Вовремя их проведения дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с имеющимся у них представлением. Зрительная память помогает воссоздать образ предмета или явления по словесному описанию, для чего используются яркие, образные выражения. Связь зрительных представлений с речью способствует усвоению детьми знаний и выработке умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребёнка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, особенно пи подготовке к школе.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно – психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2 – 4 ребёнка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность. Одновременно реализовывать два направления: восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции. Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают, снижают уровень нервно – психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2 – 4 ребёнка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность. Графическое изображение – оно подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несуществующие. Входе прорисовывания контуров предмета, слежение глазами за движением пальца по песку у ребёнка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зелёный цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определённых случаях можно использовать жёлтый, оранжевый и красный цвета. Подбирая задания с учётом индивидуальных и психологических особенностей ребёнка, можно в определённой мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение. Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2 – 3 летнего возраста. Для детей до 5 лет занятия проводятся в течении 10 минут, старше 5 лет занятия 20 минут. Световой стол можно изготовить самостоятельно. Его размеры и форма не имеют такого принципиального значения, как в классической песочнице. Главное требование – это безопасность. Для рисования годится любой мелкий (не только кварцевый) песок, но предварительно его нужно просеять, промыть горячей водой, высушить и прокалить.

Цель моей работы: всестороннее развитие личности ребёнка с учётом индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой деятельности.

2. Развить мелкую моторику кисти, зрительную память и образное представление предметов.

3. Поднять эмоциональное настроение детей.

4. Совершенствовать двигательные и коммуникативные навыки.

Актуальность данной проблемы заключается в укреплении здоровья ребёнка: снижении стресса и уровня нервно – психического напряжения, улучшении мыслительной деятельности, повышении остроты зрения глаза. Занятия с детьми не ограничиваю обычным набором изобразительных средств ( бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я широко использую на занятиях. Арсенал способов создания изображений: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором. И т.д. Немного применяю фантазии, и на песке, приклееном к бумаге, расцветают цветы, в воздух взлетают фейерверки из мелких бумажек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски – в невиданных животных. При арт – терапии создаю положительный настрой. Даю возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций. Всё это позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Включаю в процесс непосредственной образовательной деятельности: Формирование элементарных математических представлений, знакомлю с геометрическими фигурами, ребёнок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и нарисовать, потрогать. Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так я воздействую на различные анализаторы восприятия ( зрительный, слуховой, кинестетический). Коммуникация, знакомлю со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь, познание ( формирование целостной картины мира). С помощью рисования детям проще познакомиться с различными профессиями, городами или деревней, временем года и т.п. В зависимости от темы нашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Песок для детей остаётся наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это ещё один способ понять чувства ребёнка. Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, оющаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоций. Необычный и увлекательный вид изобразительного творчества – световым планшетом для рисования песком. Представьте, затененная комната, светящийся стол, на котором как по волшебству рождаются и сменяют друг друга яркие, контрастные картины. Чтобы нарисовать изменяющийся мир или подправить изображение – ничего не нужно замазывать и зачёркивать, достаточно несколько щепоток песка и лёгкого движения рук. Малыш будет заворожен увиденным и будет вспоминать время, проведённое за рисованием на планшете, как о настоящем волшебстве! Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, - необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всём мире. Чего только стоят завораживающие песочное шоу: когда под прекрасную на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное по восприятию зрелище нравится многим людям. Световой стол для рисования песком – необходимая составляющая песочной живописи (пескография). Данное занятие поможет ребёнку: Восстановить начало; Развить мелкую моторику; Сформировать установку положительного отношения к своей личности; Достичь гармонии с собой; Развить сенсорно – перцептивную сферу; Развить творческий потенциал; Сформировать коммуникативные навыки; Развивать такие познавательные процессы, как саморегуляция, пространственное воображение, образно – логическое мышление, память, внимание, восприятие. Песок – один из самых притягательных материалов. Дети подсознательно всегда тянутся к разным сыпучим материалам и очень любят играть в песочнице. Для них это не столько развлечение, сколько способ познания окружающего мира. Надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получим развивающий, образовательный процесс. 1.Рисование песком используют в терапевтических целях для того, чтобы поднять настроение, снять напряжение и стресс. Песок – он как живой, каждая песчинка ощущается на коже рук. И во время рисования малыш расслабляется, и как будто заряжается позитивной энергией, как батарейка. 2. Рисуя песком, дети начинают легко фантазировать, и за короткое время успевают нарисовать множество сюжетов. Ведь это так легко, собрать ручками песок в кучку, а потом разравнивать его, пропускать сквозь пальцы, ковырять кончиками пальцев, оставляя следы. 3. Песочная терапия действует гораздо эффективнее, чем специальная пальчиковая гимнастика. Ведь, когда ребёнок рисует песком , у него развивается не только мелкая моторика рук, но и интенсивно начинает работать мозг. Ведь точное попадание песка на определённое место напрягает мозг не меньше, чем задачки. 4. За что ещё дети любят рисование песком, так это за тайну. Во время рисования царит полумрак, и только подсветка освещает стол с песком, таинственное зрелище. Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим. Как утверждают специалисты, песок обладает свойством забирать негативную энергию и снимает стресс. По статистике дети, которые увлекаются в детстве рисованием, быстрее развиваются. И дети и взрослые, увлекающиеся рисованием на песке – уравновешенные, гибкие, коммуникабельные и очень творческие люди. Наряду с песком можно использовать в качестве мозайки – камешки, гальку, бусы, светопрозрачные цветные стёклышки (обточенные, безопасные от порезов). Эти детали помогут разнообразить занятия рисованием на песке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!