СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог и обучающиеся в творческом диалоге

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности обучающегося, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого  студента. Поэтому  основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Педагог и обучающиеся в творческом диалоге»

Педагог и обучающиеся в творческом диалоге.

Поддубская Ольга Борисовна

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», г. Мичуринск

[email protected]

Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности обучающегося, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого студента. Поэтому основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью. Однако практика показывает, что реальный уровень сформированности ИКК некоторых обучающихся после окончания общеобразовательной школы не всегда не соответствует предъявляемым требованиям. Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый обучающийся сумел реализовать себя в учебной коммуникативной деятельности. Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков учащихся с помощью различных технологий, как наиболее эффективных в реализации поставленной задачи. Так же неотъемлемой частью учебного процесса является развитие творческой, познавательной деятельности студентов, воспитание чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность. Для достижения поставленных целей использую в своей педагогической деятельности технологию интерактивного обучения.

Интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов.

Технология обучения в сотрудничестве вполне органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивают содержание образования. Это технология, которая позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого обучающегося. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого обучающегося группы, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Студенты разные - одни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить обучающихся в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого участника группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому «слабые» обучающиеся стараются выяснить у «сильных» все непонятые ими вопросы, а «сильные» заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, «слабый» досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. В своей практике я четко соблюдает основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • группы обучающихся формируются до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся). Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы меняется от урока к уроку;

  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли распределяются самими обучающимися или мной);

  • оценивается работа не одного студента, а всей; важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия обучающихся (у каждого своя «планка»).

  • преподаватель сам выбирает обучающегося группы, который должен отчитаться за задание. Если «слабый» в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Достигнув хороших результатов обученности, я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, пока не остановилась на методике проектов. Применять новые обучающие технологии (в частности, метод проектов) в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности обучающихся, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат. Метод проектов предполагает широкий спектр проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реально практический результат, значимый для обучающегося, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно и с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Метод проектов можно использовать на любом этапе обучения. Планирование начинается с отбора страноведческого и лингвистического материала. Для организации проектной работы отбирается только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Главное - это сформулировать проблему, над которой обучающиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Чтобы ее решить обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Они учатся работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом.

Главные цели введения в практику преподавания метода проектов:

  • показать умение отдельного обучающегося или группы использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;

  • продемонстрировать уровень обученности иностранному языку, совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучающимся применить накопленные знания по предмету. Студенты расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов, работают со справочной литературой, словарями, компьютером. Так же многие студенты овладели определенными умениями – собирать необходимую информацию, перерабатывать текст, работать с Интернет-ресурсами, оформлять, документировать результаты работы, выступать перед аудиторией, представляя свою работу.

Применение инновационных технологий в учебном процессе служит выработке основных направлений организации познавательной деятельности обучающихся с целью создания условий для проявления и развития человеческих способностей, творческого потенциала личности.

Подводя итоги работы, следует отметить, что у обучаемых повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:

  • коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого обучающегося;

  • организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и творчество обучающихся в тесной взаимосвязи с преподавателем способствовали совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества обучающихся;

  • повысилась успеваемость;

  • обучающиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

Литература

1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009, № 1.

3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. – 2012, №2.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителей, М.: АРКТИ, 2012.

6. Зимняя И.А. Методы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2009, №2

7. Ильина Т.А. Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006.

8. Карамышева Т.В. Изучение иностранного языка с помощью компьютера // Иностр. языки в школе. – 2013, №4

9. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 176 с.

10. Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях по французскому языку со студентами // Иностр. языки в школе. – 2011, № 1.

11. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: ТетраСистемс, 2013. – 288 с.





6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!