Просмотр содержимого документа
«Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении»
МБОУ Тёпловская школа
Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении

Подготовила:
Педагог-психолог
Симашова О.В.
с.Тёплово 2016год
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Классификации, предложенные В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» :
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи (логопаты);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
При проведении процедуры обследования учащегося с ОВЗ психологу необходимо соблюдать основные требования:
1.Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
2.Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
3.Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
4.Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
5.Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, характеризуюется следующими принципами:
1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка)
2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов ;
4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка.
5)непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
Задачи психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ:
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося