СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая поддержка самоопределения школьников

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Леонова Н.Н., заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №1 г.Ливны

Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многогранно. Его, в первую очередь, связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране социальных прав детей. Кроме того, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. Учитель пользуется этим термином в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию и связывает его, прежде всего, с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился.

В основе педагогической поддержки лежит позиция диалога. Возникает вопрос: почему же учителя, признавая необходимость поддерживающей деятельности, на практике с трудом использует диалог в своей работе?

Трудности возникают по ряду причин:

    1. Не хочет переходить на диалог, поскольку это требует дополнительных усилий, которые не оплачиваются.

    2. Не считает нужным это делать, так как «до сих пор детей учили без всякой поддержки».

    3. Не умеет вести диалог со своими учениками, так как традиционные методики основаны на монологах учителя и однозначных ответах ученика.

Исходя из требований федеральных государственных стандартов нового поколения педагогическая поддержка, представляющая собой взаимосвязанные действия на создание условий достижения обучающимися оптимального стиля, т. е. учения, основанного на процессах самоопределения, самореализации, анализе собственной деятельности и последующей самокоррекции. Таким образом, первый этап педагогической поддержки — самоопределение школьников.

Самоопределение школьников состоит из нескольких компонентов:

1. Диагностический компонент.

В начале проводится наблюдение учащихся с целью выяснения:

а) отношение к учению (пассивное/активное),

б) ориентация на значимого другого (учитель, родитель, одноклассник),

в) степень уверенности в собственных силах.

Диагностика в данном случае необходима для оценки проблемы с точки зрения её значимости. Необходимость этого шага вызвана тем, что проблема, которую видит учитель, может вообще не существовать для школьника или быть для него на настоящий момент менее значима, чем какая-либо другая, не увиденная педагогом. В этом случае эффективность поддерживающей деятельности резко снижается.

Кроме того, обязательно определение индивидуального стиля учения как основания для поддержки индивидуальности, самоопределения, личностного развития, расширения возможностей реальной педагогической работы.

    1. Поисковый компонент.

Целью данного компонента является совместный поиск причины возникновения проблемы или трудности учения.

На этом этапе работы ученикам предлагается выбрать из множества заданий интересное и/или легкое каждого из них, отобрать самое трудное и тяжелое задание, затем им предлагается определить, с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, какие материалы, справочники, таблицы он выберет для его выполнения. После этого необходимо проанализировать ситуацию и попросить ребёнка ответить на вопросы: какие мысли были у него, когда он отвергал то или иное задание, как и когда почувствовал затруднение в учении?

Вот цитаты из ответов учеников: «Много задают уроков, некогда их все сделать, а каждый учитель считает, что его предмет самый главный», «... я не испытываю особых трудностей в учебе, но если бы задавали хотя бы чуть-чуть поменьше домашнего задания, то я был бы просто счастлив», «... мне в школе все нравится и с предметами справляюсь, только не хватает времени в дни, когда элективные курсы — устаю», «... да, есть трудности, иногда что-то не понимаешь, не доделываешь. Но я считаю, что причиной этому служат сами дети, потому что не слушают, не делают». Таким образом, в поисковом компоненте необходимо определить изначальную точку «рассогласованности» учения как отправного момента для работы ученика над своей учебной проблемой.

    1. Эмоционально-договорной компонент.

Целью данного компонента является создание благоприятного эмоционального фона учения. Основным условием для самоопределения школьников является выбор роли учителя: учитель-эксперт, учитель-контролёр, учитель- советник по процессу.

В первом случае учитель выступает в роли эксперта и только выставляет оценку после самостоятельного решения школьником задачи, но не вмешивается в процесс.

Роль «учитель-контролёр» предусматривает наличие жесткого контроля процесса учения со стороны учителя, но при этом ученик должен быть уверен, что оценка ему сегодня выставляться не будет. Данная роль нивелирует опасения ученика по поводу возможностей неуспеваемости, поскольку учитель ненавязчиво поддерживает и направляет процесс учения в нужное русло в самом процессе выполнения задания. Вовремя помогая ученику, учитель создает условия для самостоятельного поиска собственных ошибок.

В третьем случае (учитель-советник) ученик изначально запрашивает мнение учителя о том, как лучше изучить данный материал, выполнить то или иное задание, получить квалифицированную помощь при подготовке аргументов и фактов, необходимых для дальнейшего самостоятельного решения задач. Роль учителя-советника помогает школьникам определить свой личностный смысл учения.

Таким образом, для самоопределения школьникам предоставляются многообразные учебные задания для того, чтобы они имели возможность выбора, а следовательно, самоопределения.