СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая стратегия нравственного воспитания спортом

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ГМО учителей физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая стратегия нравственного воспитания спортом»







ДОКЛАД



на тему:



«Педагогическая стратегия

нравственного воспитания спортом»























г.о. Троицк


2014 год



Педагогическая стратегия воспитания - это основная установка спортивного педагога, руководящего спортивно-тренировочной и воспитательной деятельностью юношества, которая обеспечивает условия для изучения духовно-нравственной основы личности юного спортсмена.

Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении, подчеркивает автор, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и личные, крепнет воля, складывается характер.

Модернизация современного образовательного процесса предполагает создание такого учебно-воспитательного поля, которое целенаправленно ориентирует личность на самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие, чтобы полноценно проявить себя в дальнейшей жизнедеятельности, в том числе при решении основной установки для спортсмена - достижении высокого спортивного результата, а в массовом спорте саморегуляци я поведения даст возможность подростку избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.

Выполнение задач тренировок, совершенствование физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств спортсменов. Одним из компонентов нравственного воспитания юных спортсменов является формирование у них волевых качеств.

В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет юным спортсменам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; развивать волевые качества у них необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психических возможностей.

Каждое волевое качество служит человеку при столкновении с препятствиями определенного характера. В зависимости от этого центральную роль в структуре волевых качеств представителей разных видов спорта играют разные волевые качества. Они формируются через систему тренировочных заданий различной степени сложности, которые направлены на саморегуляцию, саморазвитие, самореализацию личностных задатков, возможностей, способностей и проявления всего этого в высоких спортивных и личностных достижениях.

Особое место занимает система воспитания у юных спортсменов умения саморегуляции поведения.

Структурными компонентами системы воспитания умения саморегуляции поведения юных спортсменов являются цель, содержание, организационные формы существования системы.

Процесс овладения подростками и учащимися старших классов умением саморегуляции поведения строится как отработка основных умений в составе интегративного умения саморегуляции поведения.

Опираясь на теоретическую разработку проблемы саморегуляции поведения, выделим следующие задачи: познавательные, конструктивные, коррекционные.

Познавательные задачи в общем смысле - задачи совершенствования знаний учащихся о культуре поведения и накопления новых знаний о нормах и правилах поведения.

Конструктивные задачи включают в себя действия, связанные с анализом получаемой информации, ее осмыслением, оценкой, проектированием деятельности на основе использования соответствующей информации. Под конструктивными задачами мы понимаем такие, в ходе решения которых у подростков формируются умения позитивно общаться, взаимодействовать с другими людьми, оценивать отношения с окружающими людьми, собственные действия.

Коррекционные задачи - задачи, решение которых связано с регулированием, коррекций, самооценкой деятельности в практике повседневного общения. В результате накапливается опыт межличностного взаимодействия.

Разработанная система невозможна без организационных форм ее осуществления, основная из них - групповое взаимодействие, когда:

  • создается сильное эмоциональное поле, в которое попадают юные спортсмены, приобретая опыт эмоционального переживания;

  • внимание юного спортсмена концентрируется на социальном и нравственном
    значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой значимости;

  • реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворительностью в силу того, что для спортсмена важно общение, дружеские связи, чувство "своей группы", где он способен ощутить свое "Я" среди других:

  • в деятельности группы легко формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающую реальную действительность.

Индивидуальная деятельность спортсмена, как правило, такой силой влияния не обладает, очень часто соприкосновение с миром в повседневности происходит по касательной, не затрагивая глубинных структур личности, в то время как групповое взаимодействие оставляет след в истории становления личности или группы.

Дадим краткую характеристику функциональным компонентам системы воспитания умений саморегуляции поведения учащихся-спортсменов.

Коммуникативный компонент - воспитание умения саморегуляции поведения -невозможен без общения. В результате такого общения формируется полное или неполное понимание юными спортсменами самого процесса воспитания друг друга и названного умения: устанавливается определенное отношение к этому процессу и друг к другу, осуществляется влияние сторон друг на друга, происходит их взаимное изменение, складывается определенный тип взаимных действий во время общих тренировок и соревнований. Саморегуляция поведения предполагает способы диалогического общения, что требует от участников межличностного взаимодействия овладения комплексом рефлексивных эмдатических умений, обеспечивающих вхождение во внутренний мир другого человека, понимание ситуации его глазами.

Ценностно-ориентировочный компонент воспитания умения саморегуляции
поведения состоит в воспитании у юных спортсменов нравственного отношения к

действительности, раскрытии и развитии таких качеств, как добросовестность,
правдивость по отношению к себе и к другим людям, самостоятельность в суждениях,
дисциплинированность, самосовершенствование как личностных, так и спортивных качеств. Для начинающего спортсмена важно усвоить, что его будущие спортивные успехи во многом зависят от взаимоподдержки и взаимовыручки товарищей по спортивным занятиям.

Содержательно - операционный компонент. С возрастом учащийся овладевает более совершенными способами саморегуляции поведения, его знания о себе расширяются и углубляются, становятся более осознанными.

Все компоненты системы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и
взаимозависимости. Достижение каждым компонентом своей специфичной цели является
в совокупности залогом достижения цели всей системой. Таким образом, между целью
системы и каждым компонентом имеется тесная взаимосвязь.

Н.Е. Щуркова считает, что для осуществления на учебных занятиях нравственного

воспитания необходимо преследовать цель организации воспитательного влияния на

личность школьника через систему отношений, складывающихся в учебно -

воспитательном процессе. «Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе

которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом

отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик

сталкивается на уроке. Круг этих отношений довольно широк. Поэтому воспитательная

цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения

достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог

ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным».

Спортивная деятельность - хорошая возможность и средство нравственного воспитания. В спортивной практике часто встречаются такие факты, когда во имя интереса команды спортсмены выполняют рискованные упражнения, сложные комбинации, что способствует воспитанию у них смелости, чувства товарищества, коллективизма, взаимопонимания.

Отношение ученика к обществу и коллективу проявляется в чувстве долга, ответственности, трудолюбии, добросовестности, честности, озабоченности неудачами своих товарищей, радостью сопереживания их успехов и др.

Таким образом, стратегия нравственно-волевого воспитания в спортивной деятельности наравне с общими подходами к спортивно-тренировочной работе должна обеспечивать юному спортсмену постоянное занятие его психической саморегуляцией, которая поможет постепенно решать самые различные индивидуальные и спортивные задачи. Победителем будущих соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше подготовит себя к борьбе с сильнейшими соперниками, а также с неблагоприятными внешними и внутренними обстоятельствами, постоянно встречающимися в спорте.