СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический аспект формирования успешности ученика.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. В докладе анализируются критерии и факторы, влияющие на формирование учебной успешности подростка.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический аспект формирования успешности ученика.»

Педагогический аспект формирования успешности ученика.



В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого.

В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении школьников, и успех родителей в воспитании детей. Применительно к учащимся об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.

Можно выделить три основных положения успешности учащегося на основании многочисленной научной и методической литературе, посвящённой данной проблеме.

1. Социальное качество личности, отражающее степень усвоения ею системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. Применительно к школьнику успешность есть интегративная, общественно и личностно признанная социально-педагогическая характеристика его личности.

2. Социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.), когда их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха школьника.

3. Формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в обучении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации учащегося.

Таким образом, педагогический аспект успешности учащегося должен проявляться в формировании:

  • высокой мотивации; интереса к учению; сформированности знаний, умений и навыков, творческом подходе к их усвоению; прилежании;

  • проявления любознательности в различных областях знаний, заинтересованном отношении к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

  • адекватной самооценке и положительном статусе в коллективе;

  • умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

  • умения радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;

  • способности к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.

Развитие успешности как социального качества личности учащегося определяет его субъективную позицию в учебном процессе. Учащийся прилагает усилия для новых достижений, при этом повышается интерес к своим школьным успехам, а также успешность учебной и внеурочной деятельности, которая приводит к положительным результатам в общении с взрослыми: ребенок принимает и выполняет требования педагогов, родителей.

Для достижения успеха в жизни очень важно понять три вещи: первое это то, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, свой круг общения, свои цели и свое прошлое, настоящее и будущее. Второе - это то, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и свои поступки. Третье - каждое событие в жизни само по себе нейтрально и неслучайно, но решающее значение для судьбы человека имеет его личное, субъективное отношение к происходящему, его оценка события, от которой зависит качество жизни и собственно судьба человека

Критерии педагогического мастерства.

Немаловажную роль на формирование всесторонне развитой личности учащегося играют и педагогические критерии успешности самого учителя. Среди них следует выделить:

  • уровень обученности учеников;

  • уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

  • состояние исследовательской работы, самообразование;

  • образование педагога и повышение собственной квалификации;

  • способность к самоанализу и рефлексии.

Любопытно, что по результатам опроса, проведённого среди старшеклассников различных образовательных учреждений на тему «В чём проявляется успех учителя» обнаружил следующие результаты. Успешность учителя заключается в:

  • умении заинтересовать своим уроком;

  • высокой степени личной ответственности;

  • интересе и уважении к другому человеку;

  • стремлении к самопознанию, саморазвитию;

  • требовательности к себе и другим;

  • оригинальности, находчивости, разносторонности;

  • тактичности;

  • целеустремленности;

  • артистизме;

  • уверенности в себе;

  • справедливости.

Факторы, влияющие на формирование учебной успешности подростка.

Изучение учебной деятельности как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте дает основание для исследования учебной успешности как сложной динамической системы, определяемой различными факторами, которые необходимо учитывать в исследуемом процессе.

Ученые указывают на необходимость учета влияния на результаты образовательного процесса множества причин, или факторов. Фактор — обстоятельства, при которых создаются условия для протекания различных процессов. Известно, на развитие личности влияют наследственность, воспитание, активность самой личности. Мы выделили факторы, которые влияют на учебную успешность учащегося: объективные и субъективные.

К объективным факторам можно отнести социокультурную среду (семья, образование родителей, отношение к детям, воспитательная обстановка); тип школы (лицей, гимназия, общеобразовательная, частная школы); средства массовой коммуникации, образцы поведения, которые пропагандируют в фильмах, музыке, компьютерных программах, литературе); к субъективным - задатки индивидуальных способностей, интересы, мотивация, достижения в учебе.

Знание особенностей развития личности в подростковом возрасте, закономерностей социализации в процессе учебной и учебно-исследовательской деятельности важно для организации продуктивного учебного процесса. Следует также отметить, что совмещение учебной деятельности подростка с их исследовательской работой в учебной деятельности школы создает обстановку не только потребления, но производства знаний.

При этом преподаватели и сами учащиеся (старшеклассники) критерии успешности в обучении распределяют в несколько разной последовательности. Для преподавателей успешный ученик обладает:

  • способностью к усвоению образовательных программ, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям;

  • способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

  • высоким уровнем знаний – чаще всего именно он является основным критерием школьной успешности;

  • способностью использовать полученные знания в жизни так как знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

  • положительной мотивацией к обучению, положительным отношением к школе, сохранением познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

  • позитивным отношением между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

  • позитивными отношениями с одноклассниками;

  • адекватно-позитивной самооценкой – ученик сам должен чувствовать себя успешным;

  • чувством благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Результаты опроса среди старшеклассников показали, что успешный ученик:

  • умеет добывать знания, учится с удовольствием;

  • имеет цель и знает, как её достичь;

  • уверенный в себе, организованный, ценит время и умеет управлять своим саморазвитием;

  • развивает свои способности, трудолюбивый;

  • участвует и побеждает в олимпиадах и конкурсах, умеет писать эссе и рефераты, разрабатывает проекты;

  • работает с Интернетом, владеет навыками работы на компьютере.

В заключении хочется дать учителю несколько советов успешному учителю, как сформировать успешного ученика.

1. Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников.

2. Хорошо знать и любить свой предмет.

3. Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует. Учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками.

4. Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе.

5. Считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.

6. Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.

Таким образом, на сегодняшний день учитель в школе - это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.

Успешный учитель владеет предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладает высокими профессиональными качествами; способен помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями: проектировочные умения (учитель-сценарист); адаптационные умения (учитель как режиссер); коммуникативные умения (как речевой партнер); организационные умения; умения контроля и самоконтроля; исследовательские умения.

В.А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».