Педагогический аспект формирования успешности ученика.
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности. Об успешности человека говорят, когда признают его успех, удачу в достижении желаемого.
В педагогическом аспекте успешность понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учении, и успех педагога в обучении школьников, и успех родителей в воспитании детей. Применительно к учащимся об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Можно выделить три основных положения успешности учащегося на основании многочисленной научной и методической литературе, посвящённой данной проблеме.
1. Социальное качество личности, отражающее степень усвоения ею системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. Применительно к школьнику успешность есть интегративная, общественно и личностно признанная социально-педагогическая характеристика его личности.
2. Социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.), когда их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха школьника.
3. Формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в обучении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации учащегося.
Таким образом, педагогический аспект успешности учащегося должен проявляться в формировании:
высокой мотивации; интереса к учению; сформированности знаний, умений и навыков, творческом подходе к их усвоению; прилежании;
проявления любознательности в различных областях знаний, заинтересованном отношении к внеклассным и внешкольным мероприятиям;
адекватной самооценке и положительном статусе в коллективе;
умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;
умения радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;
способности к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.
Развитие успешности как социального качества личности учащегося определяет его субъективную позицию в учебном процессе. Учащийся прилагает усилия для новых достижений, при этом повышается интерес к своим школьным успехам, а также успешность учебной и внеурочной деятельности, которая приводит к положительным результатам в общении с взрослыми: ребенок принимает и выполняет требования педагогов, родителей.
Для достижения успеха в жизни очень важно понять три вещи: первое это то, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, свой круг общения, свои цели и свое прошлое, настоящее и будущее. Второе - это то, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и свои поступки. Третье - каждое событие в жизни само по себе нейтрально и неслучайно, но решающее значение для судьбы человека имеет его личное, субъективное отношение к происходящему, его оценка события, от которой зависит качество жизни и собственно судьба человека
Критерии педагогического мастерства.
Немаловажную роль на формирование всесторонне развитой личности учащегося играют и педагогические критерии успешности самого учителя. Среди них следует выделить:
уровень обученности учеников;
уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
состояние исследовательской работы, самообразование;
образование педагога и повышение собственной квалификации;
способность к самоанализу и рефлексии.
Любопытно, что по результатам опроса, проведённого среди старшеклассников различных образовательных учреждений на тему «В чём проявляется успех учителя» обнаружил следующие результаты. Успешность учителя заключается в:
умении заинтересовать своим уроком;
высокой степени личной ответственности;
интересе и уважении к другому человеку;
стремлении к самопознанию, саморазвитию;
требовательности к себе и другим;
оригинальности, находчивости, разносторонности;
тактичности;
целеустремленности;
артистизме;
уверенности в себе;
справедливости.
Факторы, влияющие на формирование учебной успешности подростка.
Изучение учебной деятельности как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте дает основание для исследования учебной успешности как сложной динамической системы, определяемой различными факторами, которые необходимо учитывать в исследуемом процессе.
Ученые указывают на необходимость учета влияния на результаты образовательного процесса множества причин, или факторов. Фактор — обстоятельства, при которых создаются условия для протекания различных процессов. Известно, на развитие личности влияют наследственность, воспитание, активность самой личности. Мы выделили факторы, которые влияют на учебную успешность учащегося: объективные и субъективные.
К объективным факторам можно отнести социокультурную среду (семья, образование родителей, отношение к детям, воспитательная обстановка); тип школы (лицей, гимназия, общеобразовательная, частная школы); средства массовой коммуникации, образцы поведения, которые пропагандируют в фильмах, музыке, компьютерных программах, литературе); к субъективным - задатки индивидуальных способностей, интересы, мотивация, достижения в учебе.
Знание особенностей развития личности в подростковом возрасте, закономерностей социализации в процессе учебной и учебно-исследовательской деятельности важно для организации продуктивного учебного процесса. Следует также отметить, что совмещение учебной деятельности подростка с их исследовательской работой в учебной деятельности школы создает обстановку не только потребления, но производства знаний.
При этом преподаватели и сами учащиеся (старшеклассники) критерии успешности в обучении распределяют в несколько разной последовательности. Для преподавателей успешный ученик обладает:
способностью к усвоению образовательных программ, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям;
способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
высоким уровнем знаний – чаще всего именно он является основным критерием школьной успешности;
способностью использовать полученные знания в жизни так как знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
положительной мотивацией к обучению, положительным отношением к школе, сохранением познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
позитивным отношением между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
позитивными отношениями с одноклассниками;
адекватно-позитивной самооценкой – ученик сам должен чувствовать себя успешным;
чувством благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Результаты опроса среди старшеклассников показали, что успешный ученик:
умеет добывать знания, учится с удовольствием;
имеет цель и знает, как её достичь;
уверенный в себе, организованный, ценит время и умеет управлять своим саморазвитием;
развивает свои способности, трудолюбивый;
участвует и побеждает в олимпиадах и конкурсах, умеет писать эссе и рефераты, разрабатывает проекты;
работает с Интернетом, владеет навыками работы на компьютере.
В заключении хочется дать учителю несколько советов успешному учителю, как сформировать успешного ученика.
1. Чётко управлять учебным процессом и внеурочной деятельностью учеников.
2. Хорошо знать и любить свой предмет.
3. Уметь терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так, как он планирует. Учить, предпочитая тёплое, человеческое общение с учениками.
4. Быть всегда организованным, собранным, активным, энергичным, подготовленным к работе.
5. Считать своей главной задачей внимание к личности ученика, обеспечение его индивидуального развития, обучения, воспитания.
6. Владеть образовательными технологиями, уметь объяснять, спрашивать, организовывать работу учеников, применяя разные методы.
Таким образом, на сегодняшний день учитель в школе - это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ему, где это необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.
Успешный учитель владеет предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладает высокими профессиональными качествами; способен помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными умениями: проектировочные умения (учитель-сценарист); адаптационные умения (учитель как режиссер); коммуникативные умения (как речевой партнер); организационные умения; умения контроля и самоконтроля; исследовательские умения.
В.А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».