6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской области
Мониторинг в 1-4 классах
Пилотный проект статьи
в научно – методическом журнале «Начальная школа»
Подготовила: М.Е. Дмитриева,
учитель начальных
классов высшей категории
2011 год
Мониторинг в начальных классах
Толковый словарь русского языка объясняет слово МОНИТОРИНГ как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениямi.
В решении задач, поставленных перед современной школой ФГОС второго поколения, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного систематического отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося, трудно оценить эффективность работы школы и определить её дальнейшее развитие.
Для создания целостной системы мониторинга воспитательно-образовательного процесса в начальной школе нашей гимназии разработана программа мониторинга, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информацииii.
Мониторинг в школе представлен двумя уровнями.
Первый уровень (индивидуальный) – осуществляет классный руководитель (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
Второй уровень (внутришкольный) осуществляет администрация школы.
Мониторингу первого уровня мы - учителя начальных классов, придаем большое значение, т.к. именно он обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.
На заседании учителей ШМО начальных классов были рассмотрены и утверждены следующие виды педагогического мониторинга.
Таблица 1
Мониторинг 1-4 классы
№ п\п | Объекты мониторинга | Сроки | Ответственные | Вид отчёта |
-
| Результаты диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков у будущих первоклассников. | Апрель- май | Учитель | Таблица. |
-
| Уровень адаптации первоклассника. | 1 триместр | Школьный психолог | Таблица, административное совещание. |
-
| Мониторинг проверки техники чтения. | 1 раз в триместр | Учитель, зам.директора по УВР | Диаграмма, административное совещание. |
-
| Мониторинг результатов контрольных работ по русскому языку и математике. | 1 раз в триместр | Учитель | Анализ, диаграмма. |
-
| Мониторинг уровня воспитанности по Н.Е.Щурковойiii | Май, 1 раз в год | Учитель, зам.директора по УВР | Таблица, административное совещание. |
-
| Мониторинг успеваемости по итогам триместра | 1 раз в триместр | Учитель, зам.директора по ВР | Таблица, диаграмма, административное совещание. |
7. | Мониторинг участия в предметных олимпиадах и конкурсах. | 1 раз в год | Учитель, руководитель ШМО | Диаграммы. |
8. | Мониторинг развития мыслительных навыков обучающихся в начальной школе. | 1 класс-сентябрь, май; 2-4 класс- май. | Школьный психолог. | Таблица. |
Поясню каждый раздел предыдущей таблицы.
Результаты диагностики уровня сформированности на данном этапе познавательных умений и навыков у будущих первоклассников учитель заносит в таблицу после собеседованияiv (см. Таблица 2).
Таблица 2
Карта- характеристика к началу школьного обучения
Ф. и. о. ребёнка_____________________________________
Дата рождения __________________________
Обучаемость |
Знакомство | Мотивация | Внимание | Память | Мышление | Самооценка |
| | Устойчивость | Объём | Слухоречевая | Зрительная | Тип Словесно- логическое (левополушарные) или конкретно- образно (правополушарные), или равнополушарные | Обобщение | Ребёнка | Родителей |
| | | | | | | | | |
Готовность к школе |
Чтение | Математика | Письмо |
Буквы | Слоги | Слова | Текст | Счёт 1-10 | Счёт 10-1 | Примеры | Задачи | Точки (саморегуляция) | Копирование |
| | | | | | | | | |
Развитие речи |
Фонематический слух | Словарь | Лого |
| Активный | Пассивный | Лексический запас | |
| | | | |
Уровень адаптации первоклассника определяет школьный психолог, используя систему наблюдений и тестов.
Мониторинг проверки техники чтения ведётся в таблицах. Например, ( см. Таблицу №3).
Таблица 3
Мониторинг техники чтения
Класс_____ дата проведения_______
№ п\п | Ф.и. ученика | Способ чтения | Правильность ( указ. характер ошибок) | Осознанность | Темп при N=___ | Выразительность |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
Выводы: по способу чтения, по характеру ошибок, осознанности, по темпу при норме, выразительности.
4.Мониторинг результатов контрольных работ по русскому языку и математике ведётся в таблицах в конце триместров. Например, входящий контроль по математике (см.Таблица №4)
Таблица 4
ВХОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ. МАТЕМАТИКА. 4 КЛАСС. СЕНТЯБРЬ-2011
В КЛАССЕ: 22 ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНЯЛИ РАБОТУ: 22 ЧЕЛОВЕКА
№ П\П | Ф. И. | сложение | вычитание | умножение | деление | задача | геометрия | примечание |
1. | Екатерина А | + | + | + | + | + | + | |
2. | Егор А. | + | + | + | + | + | + | |
3. | Егор А. | + | + | + | - | + | + | |
4. | Анастасия А. | + | + | - | - | + | - | !! |
5. | Елена Д. | + | + | + | - | + | + | |
6. | Александра Д. | + | + | + | + | - | + | |
7. | Нина Е. | + | + | + | + | + | + | |
8. | Артём Е. | + | + | + | + | + | + | |
9. | Анастасия З. | + | + | + | + | + | - | |
10. | Екатерина К. | + | + | - | - | + | - | !! |
11. | Наталья К. | + | + | - | - | + | + | ! |
12. | Даниил К. | + | + | + | + | + | + | |
13. | Андрей П. | + | + | + | - | + | + | |
14. | Сергей П. | + | + | + | - | + | + | |
15. | Игорь П. | + | - | + | - | + | + | ! |
16. | Анастасия П. | + | + | + | + | - | + | |
17. | Алёна С. | + | + | - | - | - | + | !! |
18. | Анастасия Т. | + | + | + | + | + | + | |
19. | Елизавета Ч. | + | + | + | - | + | + | |
20. | Илья Ш. | + | + | - | - | + | - | !! |
21. | Дарья Ш. | + | + | + | + | + | + | |
22. | Валерий Ю. | + | + | - | - | - | - | !! |
| | | | | | | | |
+ | Сколько человек | 22 | 21 | 16 | 10 | 18 | 17 | |
- | Сколько человек | - | 1 | 6 | 12 | 4 | 5 | |
Качество обученности | | 100% | 94,5% | 72% | 45% | 81% | 76,5% | |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: ! - тематический контроль в классе
!!- дополнительные занятия, усилить домашний контроль
- первоочередные задачи предстоящей работы.
Выводы: усилить работу по выработке навыка деления чисел, усилить контроль за отмеченными учениками, организовать дополнительные тематические занятия.
Мониторинг уровня воспитанности в гимназии проводится ежегодно в конце учебного . Мы используем авторскую педагогическую технологию Н. Е. Щурковой «Воспитательная система», которая предлагает следующие критерии и показатели воспитанностиv (см.Таблицу 5).
Таблица 5
Уровень воспитанности ученика
Критерии оценки | Показатели воспитанности | Степень сформированности качества личности |
Эрудиция | Прочность и глубина знаний, использование разнообразных источников информации. Культура речи. Доказательность и аргументированность суждений. Сообразительность | |
Прилежание | Старательность и добросовестность. Регулярность и системность занятий. Самостоятельность. Внимательность. Взаимопомощь | |
Трудолюбие | Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. Бережливость. Социальная направленность. Привычка к самообслуживанию. Следования правилам безопасности в работе. Эстетика в труде | |
«Я и природа» (отношение к природе) | Бережное отношение к земле, к растениям, к животным. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и друде. Помощь природе | |
«Я и общество» (отношение к общественным нормам и закону) | Выполнение правил поведения. Соблюдение правил внутреннего распорядка. Следование нормам и правилам человеческого общения, толерантность (терпение). Милосердие как противоположность жестокости. Участие в жизни класса и школы | |
Эстетический вкус (отношение к прекрасному) | Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение эстетики в жизнедеятельность. Умение находить прекрасное в жизни. Насыщение культурным центром | |
«Я» (отношение к себе) | Саморегуляция. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Забота о здоровье. У меня нет вредных привычек. | |
Степень сформированности качества личности оценивается по пятибальной системе:
«1» – качество не проявляется;
«2» – качество проявляется редко;
«3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
«4» – качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива;
«5» – качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.
Мониторинг успеваемости по итогам триместра мы представляем в форме линейной диаграммы, где по горизонтали обозначены триместры, по вертикали процентные отношения по предметам, цветом- основные предметы. Например,
Диаграмма 1
Мониторинг успеваемости по предметам

Мониторинг участия в предметных олимпиадах и конкурсах отражён в таблице (см. Таблица 6) и диаграммах по направлениям (см. Диаграмма 2 и Диаграмма 3). Например,
Таблица 6
Мониторинг участия учеников начальных классов в олимпиадах и конкурсах
Год участия | Название мероприятия | Уровень | Количество участников | Количество призовых мест |
2008-2009 | Конкурс рисунков «Мамочка моя» | Межрайонный | 12 | 2 |
2009-2010 | Конкурс «Мир равных возможностей» Конкурс «Лучший читатель» | Всероссийский
Межрайонный | 2
22 | 1
3 |
2010-2011 | Предметные олимпиады сайта «Мир конкурсов» по математике и русскому языку.
Интеллектуальный марафон Эрудит- марафон Центра развития молодёжи «ЭМУ»
Конкурс «Лучший читатель» Фотоконкурс «Нежность» Конкурс «Новогодняя мастерская» | Всероссийский
Гимназический
Всероссийский
Межрайонный Муниципальный
Межрайонный | 3
22
2
22
16
14 | 1
9
1
3
-
6 |
2011-2012 | Предметные олимпиады
Конкурс рисунков «Про зелёные леса и земные чудеса» Интеллект- марафон проекта «Уникум» Конкурс «Мои любимые мультфильмы» Эрудит- марафон Центра развития молодёжи «ЭМУ» | Гимназический
Межрайонный
Всероссийский
Всероссийский
Всероссийский | 8
22
9
4
8 | 9
4
Результатов на данный момент нет |
Итоги данного мониторинга на круговых диаграммах, где цветом выделен класс. На данный момент итоги за 4 класс не окончательны.
Диаграмма 2

Диаграмма 3

Мониторинг развития мыслительных навыков обучающихся в начальной школе ведёт школьный психолог.
У каждого учителя создана папка «Диагностика и мониторинг», где хранятся все продукты вышеуказанной деятельности.
На ШМО учителей начальных классов было принято решение о создание единого оформления вышеуказанных мониторингов. Мы считаем, что их достаточное количество для управления процессом обучения и воспитания.
Каждый триместр результаты мониторинга доводятся до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе с учителем.
i http://tolkslovar.ru/m6848.html
ii www.ost-rds.ru
iii http://www.pedlib.ru/Books/5/0497/5_0497-2.shtml#book_page_inner
iv http://margarita-evg.ucoz.ru/
v http://obrazets.ucoz.ru/index/0-69
М.Е.Дмитриева,
учитель начальных классов высшей категории,
МОУ «Гимназия №2», г.Осташков, Тверская область.
P.S. Окончательная версия статьи - в журнале «Начальная школа» №5 за 2013 г.