СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся".

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Мучкапская средняя общеобразовательная школа  Мучкапского района Тамбовской области   «Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся»  Автор проекта: учитель русского языка и литературы Григорьевская Лидия Викторовна Тамбов 2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа Мучкапского района Тамбовской области

«Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся»

Автор проекта: учитель русского языка и литературы Григорьевская Лидия Викторовна

Тамбов 2015 г.

Актуальность поиск новых путей и средств в организации словарной работы в системе обучения, в стратегии развития коммуникативных компетенций обучающихся  Новизна использование современных педагогических технологий: компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов; здоровьесберегающих технологий
  • Актуальность

поиск новых путей и средств в организации словарной работы в системе обучения, в стратегии развития коммуникативных компетенций обучающихся

  • Новизна

использование современных педагогических технологий: компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов; здоровьесберегающих технологий

Проблема  Перемены, происходящие в обществе, всегда находят отражение в языковой сфере. В последнее время речевая культура в нашей стране находится в стадии упадка. Наблюдается негативное противостояние речи СМИ, политиков, улицы той, которой обучают в школе и вузе. В результате страдает грамотность, речевое поведение, а от него – поведение реальное.

Проблема

Перемены, происходящие в обществе, всегда находят отражение в языковой сфере. В последнее время речевая культура в нашей стране находится в стадии упадка. Наблюдается негативное противостояние речи СМИ, политиков, улицы той, которой обучают в школе и вузе. В результате страдает грамотность, речевое поведение, а от него – поведение реальное.

Противоречия  между постоянно изменяющимся и пополняющимся лексическим  составом языка и индивидуальными способностями обучающихся в  усвоении новых знаний;  традиционными формами обучения и формированием устойчивого  интереса школьников к  предмету и процессу учения, развитием  потребности учащихся этот  интерес  удовлетворять в творческом  и поисковом режиме;  огромными речеведческими возможностями, заложенными в слове,  и недостаточной готовностью учащихся к использованию этих  возможностей в собственной речи;  имеющимся у детей уровнем коммуникативной компетентности и  современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы

Противоречия

  • между постоянно изменяющимся и пополняющимся лексическим

составом языка и индивидуальными способностями обучающихся в

усвоении новых знаний;

  • традиционными формами обучения и формированием устойчивого

интереса школьников к предмету и процессу учения, развитием

потребности учащихся этот интерес удовлетворять в творческом

и поисковом режиме;

  • огромными речеведческими возможностями, заложенными в слове,

и недостаточной готовностью учащихся к использованию этих

возможностей в собственной речи;

  • имеющимся у детей уровнем коммуникативной компетентности и

современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы

Гипотеза    Можно предположить, что выбранные методы и  приёмы работы со словом, будут способствовать  совершенствованию коммуникативных компетенций  у обучащихся, обогащению их словарного запаса,  развитию речи, эффективной подготовке к ЕГЭ,  а также соответствовать современным требованиям  к уровню подготовки выпускников школы.

Гипотеза

Можно предположить, что выбранные методы и

приёмы работы со словом, будут способствовать

совершенствованию коммуникативных компетенций

у обучащихся, обогащению их словарного запаса,

развитию речи, эффективной подготовке к ЕГЭ,

а также соответствовать современным требованиям

к уровню подготовки выпускников школы.

Цель проекта: создание условий для совершенствования коммуникативных компетенций у обучающихся посредством использования современных методов и приёмов словарной работы   Задачи:  изучить теоретический материал по проблеме;  спланировать и организовать работу по совершенствованию коммуникативных компетенций школьников с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;  подобрать формы, методы и средства  по использованию словарной работы в системе уроков русского языка и литературы, внеурочной деятельности;  создать условия для успешного применения коммуникативных компетенций обучающимися в  условиях социокультурной среды для самовыражения и самоопределения.

Цель проекта:

создание условий для совершенствования коммуникативных компетенций у обучающихся посредством использования современных методов и приёмов словарной работы

Задачи:

  • изучить теоретический материал по проблеме;
  • спланировать и организовать работу по совершенствованию

коммуникативных компетенций школьников с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;

  • подобрать формы, методы и средства по использованию словарной работы в системе уроков русского языка и литературы, внеурочной деятельности;
  • создать условия для успешного применения коммуникативных компетенций обучающимися в условиях социокультурной среды для самовыражения и самоопределения.
План поэтапной реализации проекта май 2014 - июнь 2014 Информационно-аналитический этап изучение нормативной, психолого-педагогической,  методической литературы по проблеме; проведение педагогической диагностики учащихся 2. Практический этап разработка тематического планирования курса рус-  ского языка и литературы, составление поурочного  планирования с учетом совершенствования  коммуникативных компетенций обучающихся; составление дидактических материалов, тренинго-  вых, развивающих заданий, разработка программы  элективного курса август 2014 - май 2015 сентябрь 2015 - октябрь  2015 3. Заключительный этап анализ результативности проекта ; обобщение опыта работы на муниципальном уровне

План поэтапной реализации проекта

май

2014

-

июнь

2014

  • Информационно-аналитический этап
  • изучение нормативной, психолого-педагогической,

методической литературы по проблеме;

  • проведение педагогической диагностики учащихся

2. Практический этап

  • разработка тематического планирования курса рус-

ского языка и литературы, составление поурочного

планирования с учетом совершенствования

коммуникативных компетенций обучающихся;

  • составление дидактических материалов, тренинго-

вых, развивающих заданий, разработка программы

элективного курса

август

2014

-

май

2015

сентябрь

2015

-

октябрь

2015

3. Заключительный этап

  • анализ результативности проекта ;
  • обобщение опыта работы на муниципальном уровне
Планируемые результаты развитие творческой активности обучающихся; совершенствование коммуникативных компетенций в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой является словарная работа , анализ текста, а вершиной - умения и навыки, приобретённые в результате этой работы;  овладение школьниками основными коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможность успешной подготовки к итоговой аттестации и дальнейшего непрерывного образования; повышение мотивации и качества знаний по предметам.

Планируемые результаты

  • развитие творческой активности обучающихся;
  • совершенствование коммуникативных компетенций в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой является словарная работа , анализ текста, а вершиной - умения и навыки, приобретённые в результате этой работы;
  • овладение школьниками основными коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможность успешной подготовки к итоговой аттестации и дальнейшего непрерывного образования;
  • повышение мотивации и качества знаний по предметам.

Анализ психолого-педагогической

литературы показал

в основу совершенствования

коммуникативных

компетенции должен быть

положен коммуникативно -

деятельностный подход

наряду с традиционным

освоением слова как

лексико-грамматической

единицы важно выявлять его

речетворческие возможности,

так как слово является

материалом для создания текста

1 . Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.// Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

2. Лебедев О.Е. "Компетентностный подход в образовании".// "Школьные технологии. " –2004г. № 5. –3..

3. Смирнова, Л.М. Система работы с текстом на уроках русского языка [Текст] / Л.М.

Смирнова // Компетентностный подход в преподавании русской словесности. – Иваново : Изд-во «Ивановский гос. ун-т», 2010.

4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г. (Школьное образование.)

5. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. –М.: Айрис-пресс, 2007;

6. Свиридова А.В. Текстовая компетенция – основная цель обучения русскому языку (к

проблеме воплощения в учебный процесс новых ФГОС) Вестник ЧГПУ 2012/1 http://elibrary.ru/download/15073983.pdf

Система совершенствования коммуникативной компетенций обучающихся Внеурочная деятель- ность по предмету Дидактическое  обеспечение  учебного  процесса Учебный процесс Элективный курс «Условия успешной коммуникации» Учебно-методический  комплекс Ладыженской Тесты, карточки – задания  Сотрудничество  с внешкольными  организациями Словари Тексты для разных видов лингвистического  анализа Участие в конкурсах Ресурсы сети Интернет Проектная деятельность

Система совершенствования коммуникативной компетенций обучающихся

Внеурочная деятель-

ность по предмету

Дидактическое

обеспечение учебного

процесса

Учебный процесс

Элективный курс

«Условия успешной

коммуникации»

Учебно-методический

комплекс Ладыженской

Тесты,

карточки – задания

Сотрудничество

с внешкольными

организациями

Словари

Тексты для разных видов

лингвистического

анализа

Участие в конкурсах

Ресурсы сети Интернет

Проектная деятельность

«Совместный поиск» «Бином фантазии» «Спрятанное  слово»  Приёмы обучения «Объясни разницу» «Творец слов» «Сочинение-минутка» «Ура! Диктант!»  направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов .

«Совместный

поиск»

«Бином фантазии»

«Спрятанное

слово»

Приёмы

обучения

«Объясни разницу»

«Творец слов»

«Сочинение-минутка»

«Ура! Диктант!»

направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов .

Представление результатов Творческие работы- это реализованное слово – это тетрадь с многообразием примеров изобразительно-выразительных средств,  которую оформляют ребята в процессе работы с текстом

Представление результатов

Творческие работы-

это реализованное

слово

это тетрадь с многообразием примеров изобразительно-выразительных средств,

которую оформляют ребята в процессе работы с текстом

 Результаты самостоятельных исследований обучающихся

Результаты самостоятельных исследований обучающихся

Результаты проекта  100% учащихся владеют навыками работы с различными источниками информации;  ученики активно высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  очевидна положительная динамика уровня сформированности коммуникативных компетенций;  учащиеся являются победителями ежегодных предметных олимпиад школьного и муниципального уровней;  возросли качество знаний и уровень подготовленности обучающихся к итоговой аттестации;  дана положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне .

Результаты проекта

  • 100% учащихся владеют навыками работы с различными источниками информации;
  • ученики активно высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • очевидна положительная динамика уровня сформированности коммуникативных компетенций;
  • учащиеся являются победителями ежегодных предметных олимпиад школьного и муниципального уровней;
  • возросли качество знаний и уровень подготовленности обучающихся к итоговой аттестации;
  • дана положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне .
Анализ результатов проекта Результаты анкетирования учащихся  Динамика качества знаний Результат успешной работы в данном направлении подтверждается: повышением уровня культуры общения, интереса к изучению родного языка, способностью к преобразованиям, направленностью на творческий подход к решению образовательных проблем, положительной динамикой качества знания

                          Анализ результатов проекта

                          Результаты анкетирования учащихся

                          Динамика качества знаний

                          Результат успешной работы в данном

                          направлении подтверждается: повышением

                          уровня культуры общения, интереса к

                          изучению родного языка, способностью к

                          преобразованиям, направленностью

                          на творческий подход к решению

                          образовательных проблем,

                          положительной динамикой качества знания

                          Полученные данные позволяют сделать вывод, что правильная организация системы словарной работы в образовательной среде позволяет школьникам не только повысить уровень качества знаний по русскому языку и литературе, но и расширить свои речевые, творческие возможности, научиться самостоятельно создавать собственные тексты в зависимости от цели сообщения, что способствует качественной подготовке к ЕГЭ Диаграмма динамики уровня коммуникативной активности учащихся по результатам анкетирования   Динамика учебной мотивации школьников за два года обучения

                          Полученные данные позволяют сделать вывод, что правильная

                          организация системы словарной работы в образовательной среде позволяет

                          школьникам не только повысить уровень качества знаний по русскому

                          языку и литературе, но и расширить свои речевые, творческие возможности,

                          научиться самостоятельно создавать собственные тексты в зависимости

                          от цели сообщения, что способствует качественной подготовке к ЕГЭ

                          Диаграмма динамики уровня коммуникативной активности учащихся по результатам анкетирования

                          Динамика учебной мотивации школьников за два года обучения

                          Учебный проект для учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Ценно то, что знания и умения добываются детьми в результате собственного труда: путём кропотливой работы со словом, осмыслением его значений в тексте(лексических, символических, ассоциативных, перцептивных, этимологических, художественно-образных и других) и использованием их в собственной речи. Педагогический проект  для учителя - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Слово глубинно перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка.  Спасибо за внимание!

                          Учебный проект для учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Ценно то, что знания и умения добываются детьми в результате собственного труда: путём кропотливой работы со словом, осмыслением его значений в тексте(лексических, символических, ассоциативных, перцептивных, этимологических, художественно-образных и других) и использованием их в собственной речи.

                          Педагогический проект для учителя - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Слово глубинно перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка.

                          Спасибо за внимание!


                          Скачать

                          Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

                          Вебинар для учителей

                          Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!