Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа Мучкапского района Тамбовской области
«Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство совершенствования коммуникативных компетенций обучающихся»
Автор проекта: учитель русского языка и литературы Григорьевская Лидия Викторовна
Тамбов 2015 г.
поиск новых путей и средств в организации словарной работы в системе обучения, в стратегии развития коммуникативных компетенций обучающихся
использование современных педагогических технологий: компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов; здоровьесберегающих технологий
Проблема
Перемены, происходящие в обществе, всегда находят отражение в языковой сфере. В последнее время речевая культура в нашей стране находится в стадии упадка. Наблюдается негативное противостояние речи СМИ, политиков, улицы той, которой обучают в школе и вузе. В результате страдает грамотность, речевое поведение, а от него – поведение реальное.
Противоречия
- между постоянно изменяющимся и пополняющимся лексическим
составом языка и индивидуальными способностями обучающихся в
усвоении новых знаний;
- традиционными формами обучения и формированием устойчивого
интереса школьников к предмету и процессу учения, развитием
потребности учащихся этот интерес удовлетворять в творческом
и поисковом режиме;
- огромными речеведческими возможностями, заложенными в слове,
и недостаточной готовностью учащихся к использованию этих
возможностей в собственной речи;
- имеющимся у детей уровнем коммуникативной компетентности и
современными требованиями к уровню подготовки выпускников школы
Гипотеза
Можно предположить, что выбранные методы и
приёмы работы со словом, будут способствовать
совершенствованию коммуникативных компетенций
у обучащихся, обогащению их словарного запаса,
развитию речи, эффективной подготовке к ЕГЭ,
а также соответствовать современным требованиям
к уровню подготовки выпускников школы.
Цель проекта:
создание условий для совершенствования коммуникативных компетенций у обучающихся посредством использования современных методов и приёмов словарной работы
Задачи:
- изучить теоретический материал по проблеме;
- спланировать и организовать работу по совершенствованию
коммуникативных компетенций школьников с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;
- подобрать формы, методы и средства по использованию словарной работы в системе уроков русского языка и литературы, внеурочной деятельности;
- создать условия для успешного применения коммуникативных компетенций обучающимися в условиях социокультурной среды для самовыражения и самоопределения.
План поэтапной реализации проекта
май
2014
-
июнь
2014
- Информационно-аналитический этап
- изучение нормативной, психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме;
- проведение педагогической диагностики учащихся
2. Практический этап
- разработка тематического планирования курса рус-
ского языка и литературы, составление поурочного
планирования с учетом совершенствования
коммуникативных компетенций обучающихся;
- составление дидактических материалов, тренинго-
вых, развивающих заданий, разработка программы
элективного курса
август
2014
-
май
2015
сентябрь
2015
-
октябрь
2015
3. Заключительный этап
- анализ результативности проекта ;
- обобщение опыта работы на муниципальном уровне
Планируемые результаты
- развитие творческой активности обучающихся;
- совершенствование коммуникативных компетенций в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой является словарная работа , анализ текста, а вершиной - умения и навыки, приобретённые в результате этой работы;
- овладение школьниками основными коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможность успешной подготовки к итоговой аттестации и дальнейшего непрерывного образования;
- повышение мотивации и качества знаний по предметам.
Анализ психолого-педагогической
литературы показал
в основу совершенствования
коммуникативных
компетенции должен быть
положен коммуникативно -
деятельностный подход
наряду с традиционным
освоением слова как
лексико-грамматической
единицы важно выявлять его
речетворческие возможности,
так как слово является
материалом для создания текста
1 . Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.// Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
2. Лебедев О.Е. "Компетентностный подход в образовании".// "Школьные технологии. " –2004г. № 5. –3..
3. Смирнова, Л.М. Система работы с текстом на уроках русского языка [Текст] / Л.М.
Смирнова // Компетентностный подход в преподавании русской словесности. – Иваново : Изд-во «Ивановский гос. ун-т», 2010.
4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г. (Школьное образование.)
5. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. –М.: Айрис-пресс, 2007;
6. Свиридова А.В. Текстовая компетенция – основная цель обучения русскому языку (к
проблеме воплощения в учебный процесс новых ФГОС) Вестник ЧГПУ 2012/1 http://elibrary.ru/download/15073983.pdf
Система совершенствования коммуникативной компетенций обучающихся
Внеурочная деятель-
ность по предмету
Дидактическое
обеспечение учебного
процесса
Учебный процесс
Элективный курс
«Условия успешной
коммуникации»
Учебно-методический
комплекс Ладыженской
Тесты,
карточки – задания
Сотрудничество
с внешкольными
организациями
Словари
Тексты для разных видов
лингвистического
анализа
Участие в конкурсах
Ресурсы сети Интернет
Проектная деятельность
«Совместный
поиск»
«Бином фантазии»
«Спрятанное
слово»
Приёмы
обучения
«Объясни разницу»
«Творец слов»
«Сочинение-минутка»
«Ура! Диктант!»
направлены на повышение интереса к изучению языка, способствуют приобретению опыта самостоятельного познания, дают возможность реализации собственных языковых компетенций в учебной деятельности, рефлексии ее хода и результатов .
Представление результатов
Творческие работы-
это реализованное
слово
– это тетрадь с многообразием примеров изобразительно-выразительных средств,
которую оформляют ребята в процессе работы с текстом
Результаты самостоятельных исследований обучающихся
Результаты проекта
- 100% учащихся владеют навыками работы с различными источниками информации;
- ученики активно высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- очевидна положительная динамика уровня сформированности коммуникативных компетенций;
- учащиеся являются победителями ежегодных предметных олимпиад школьного и муниципального уровней;
- возросли качество знаний и уровень подготовленности обучающихся к итоговой аттестации;
- дана положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне .
Анализ результатов проекта
Результаты анкетирования учащихся
Динамика качества знаний
Результат успешной работы в данном
направлении подтверждается: повышением
уровня культуры общения, интереса к
изучению родного языка, способностью к
преобразованиям, направленностью
на творческий подход к решению
образовательных проблем,
положительной динамикой качества знания
Полученные данные позволяют сделать вывод, что правильная
организация системы словарной работы в образовательной среде позволяет
школьникам не только повысить уровень качества знаний по русскому
языку и литературе, но и расширить свои речевые, творческие возможности,
научиться самостоятельно создавать собственные тексты в зависимости
от цели сообщения, что способствует качественной подготовке к ЕГЭ
Диаграмма динамики уровня коммуникативной активности учащихся по результатам анкетирования
Динамика учебной мотивации школьников за два года обучения
Учебный проект для учащихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Ценно то, что знания и умения добываются детьми в результате собственного труда: путём кропотливой работы со словом, осмыслением его значений в тексте(лексических, символических, ассоциативных, перцептивных, этимологических, художественно-образных и других) и использованием их в собственной речи.
Педагогический проект для учителя - это новые ориентиры в работе, позволяющие изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении взаимодействия и сотрудничества не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Слово глубинно перспективно, исследования многообразия его значений увлекательны и необходимы для того, чтобы увидеть удивительные просторы языка.
Спасибо за внимание!