СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Преобразование развивающей предметно – пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС ДО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

С.А.Захарова,

воспитатель МАДОУ ЦРР - детский сад № 104

Аннотация

         Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, рассматриваемый автором, на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

         В связи с этим, автор полгода работал над педагогическим проектом «Преобразование развивающей предметно – пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС ДО». Цель проекта - организация и обновление РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию  детей   и реализации принципа индивидуализации.

         Автор с данным проектом принимал участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Лучший проект 2015 года», организованном  журналом «Детский сад будущего – галерея творческих проектов»; получил диплом лауреата, в номинации «Копилка педагогических идей».

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Преобразование развивающей предметно – пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС ДО».»

Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды...”

Л.С.Выготский

Введение

Актуальность работы: знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.

Цель проекта: организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.




Задачи:

  • проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;

  • внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;

  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;

  • преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;

  • позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе.












  1. Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.     принцип стабильности, динамичности;

4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

Социально-коммуника-тивное развитие

Познава-тельное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания

Развитие словаря


Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

Воспитание звуковой культуры

Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Знакомство с социальным миром

Развитие связной речи

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

Развитие трудовой деятельности

Развитие элементарных математических представлений

Формирование грамматического строя речи

Становление ценностей здорового образа жизни

Патриотическое воспитание

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Художественная и изобразительная деятельность

Направление образовательных областей с учетом взаимодополнения и с учётом требований ФГОС ДО













  1. Организация современной РППС в рамках многомерного пространства для средней группы

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.  Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.   Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3.   Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Участники, принимающие в организации РППС: педагог и родители.

Направление образовательной области

«Социально-коммуникативное» (Приложение №1,2)

Центры

Наполнение

Задачи по ФГОС

Приемная группы

«Уголок именинника"


Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.







Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

«Уголок информации



Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Советы логопеда психолога»).

Стена творчества «Солнечные фантазии»



На стене сетка для вывешивания детских работ, организации выставок, трехуровневая подставка для детских поделок.

Групповое пространство

Центр

«Сюжетно-ролевых игр»



Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них (посудка, одежда для кукол). Парикмахерская, кухня, диванчик, куклы. В центре закреплена полка с тематическими куклами (повар, стюардесса, врач, строитель), оформленная. Рядом с каждой куклой флажок, с картинкой данной куклы и стихами о данной профессии. Также на полке расположен макет кукольной комнаты. По краю полки ажурная занавеска в сочетании со скатертью на маленьком столике.





Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками









Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками





Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий



Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе





Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых





Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания



Центр «Безопасности» 



Безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарная безопасность. Шкаф с машинками, с фуражкой, жилеткой и жезлом полицейского, сверху коврик с разметкой улиц и дорог. Вдоль шкафа на стене вектор города. В углу полки с информацией о безопасности, буклет с дорожными знаками, макет дороги со светофорами, макет пожарного щита.

«Уголок ряженья и уединения»





Шкаф с тематическими костюмами, сундук с тряпочками, покрытый вязаным ковриком. На стене композиция из разноцветных тряпочек, которые дети могут перебирать. Подушка (ребенок может прилечь на коврик отдохнуть). Композиция из искусственных растений, в котором журчит вода.

«Уголок настроения»



На стене «Паровозик» с фотографиями детей, картинки солнышек, выражающие разные эмоции.

Направление образовательной области

«Речевое развитие» (Приложение №3)

Центр

«Мир книги»



Полка, на ней книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, столик и два кресла для чтения, дидактические игры по развитию речи, серии картинок и иллюстраций для установления последовательности событий и т.д.





Овладение речью как средством общения и культуры

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Обогащение активного словаря

Развитие речевого творчества

Центр театрализованных игр»



Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес.

Направление образовательной области

«Познавательное развитие» (Приложение№4)

Центр «Экологии» 

Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены  макеты (лес и ферма). Также над природным уголком оформлена воздушная композиция.





Формирование познавательных действий, становление сознания





Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации









Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире, материале, пространстве и времени и др.





Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках













Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов

Уголок опытно-экспериментальной деятельности 

В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты.

Нравственно-патриотический уголок

На стене помещена  государственная символика родного города и России, президент и гимн. В нем находятся пособия и иллюстрационный материалы, отражающие многонациональность нашей Родины, карта нашей страны. Макет русской избы, тряпичная кукла «Валдайский колокольчик», информация о тряпичных куклах, самовар.

«Строительный» (конструктивный) центр

Конструктор различного вида крупный и мелкий (пластмассовый и деревянный). Каски строителя, набор для ремонтных работ, буклет с образцами построек. Игровой материал помещен в коробки с картинками обозначающими, что в них. Коробка с игрушками заместителями.

Уголок информационно-образовательных технологий

Ноутбук, который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.

Направление образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» (Приложение №5)

Центр творческой активности

Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать.



Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного)



Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора



Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)



Становление эстетического отношения к окружающему миру

Музыкальный уголок

Пианино, магнитофон, музыкальные инструменты (барабан, трещотки, гармошки, дудочки и т.д.). Подобрана картотека расслабляющей музыки, сказок, веселой для зарядки.

Мини-музеи

Мини-музей «Каслинского литья» и «Сысертского фарфора» (чугунные фигурки, фарфоровые статуэтки, посуда, книги, информация, фотографии и т.д.)

Направление образовательной области

«Физическое развитие» (Приложение №6)

Центр «Если хочешь быть здоров!» 

Спортивное оборудование, скакалки, обруч, флажки, мячи, кегли, разноцветные мешочки с крупой (носить на голове). На стене игра-метание дротиков, картинки с информацией, какие бывают виды спорта.

Развитие различных физических качеств

Правильное выполнение основных движений

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни


При организации РППС педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. Была создана интернет-группа «Солнышки-104» в «Контакте», где педагог систематически общалась с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо организации РППС. Выкладывались фотоотчеты о проделанной работе.

И, как результат проделанной работы, педагог отмечает, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.



































Заключение

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». И, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хочется видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.















Список литературы


  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Указ. соч М.: Педагогика-пресс, 1996.

  2. http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

  1. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014. – 96 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!