СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Неделя русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей школе прошла неделя русского языка и литературы. В. В. Путин сказал: «Русский язык – не только средство общения миллионов людей, говорящих на нём и знающих его. Это концентрация нашего духовного богатства». Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей и былин до произведений современной  художественной литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Неделя русского языка"»













Проект праздника русского языка

для учащихся 1- 9 классов











Руководитель проекта: Подувеева Наталья Анатольевна учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Ташелка









Название проекта:

«Праздник русского языка»

Цель: Воспитание интереса к родному языку, любви к Родине, к народу, углубить знания по предмету. Расширение кругозора учащихся. Развитие логического мышления. памяти, формирование орфографических и пунктуационных навыков, воспитание культуры речи, навыков выразительного чтения, творческого вымысла, фантазии.



Тематическое поле: Великие люди о русском языке.

Русский фольклор. История языка. Культура речи.



Задачи работы над проектом:

Задачи для учащихся:

  1. Подготовить викторины, ребусы, кроссворды, загадки о русском языке.-1-9 класс.

  2. Подготовить хоровод русские народные песни.-1-9классы.

  3. Написать сочинение на тему «Мой край родной».5-9 классы.

  4. Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца на тему «Россия- Родина моя». -1-9 классы.

  5. Подготовить исполнение сценок к празднику русского языка.-1-9 классы.

  6. Подготовиться к олимпиаде по русскому языку.-5-9классы.

  7. Оформить стенд о русском языке.-7-9 классы.

  8. Подготовить декорации к сценкам.

9.Подготовить рисунки о русском языке из «Занимательной грамматики».



Задачи для учителя:

1.Подготовить материал для оформления стенда о русском языке: высказывания о русском языке, картины художников-пейзажистов о родной природе, рисунки учащихся.

2.Разработать сценарий «Праздник русского языка».

3.Подготовить материал для оформления ребусов, кроссвордов, викторин.

4.Подготовить материал для инсценировок.

5.Подготовить наглядность для сценария.

6.Подготовить материал для проведения олимпиады.

7.Подготовить выступление на родительском собрании на тему «Международное значение русского языка»

8. Провести конкурс на лучшего чтеца на тему «Россия- Родина моя».

9.Провести конкурс на лучшее сочинение «Мой край родной».

10.Провести олимпиаду по русскому языку.



Результат:



1.Проведение мероприятия «Праздник русского языка».

2.Проведение конкурса на лучшего чтеца на тему «Россия- Родина моя».

3.Проведение конкурса на лучшее сочинение «Мой край родной» .

4.Проведение олимпиады по русскому языку.

5.Выступление на родительском собрании на тему «Международное значение русского языка».

Учебные предметы, содержание которых включено в проект,- русский язык, литература, история.

этапы

Содержание деятельности уч-ся

Содержание деятельности учителя



1.Поисковый

Найти в учебной, дополнительной литературе, на сайтах в системе «Интернет»

Материал о русском языке для подготовки кроссвордов, ребусов, викторин, загадок, для проведения олимпиады, праздника русского языка.

Найти материал в дополнительной литературе, на сайтах в системе «Интернет» для проведения конкурсов, викторин , сценария, для проведения олимпиады по русскому языку, для выступления на родительском собрании.


2.Аналитический

Изучение материала по данной теме и отбор его для оформления стенда, проведения конкурсов, праздника.

Изучения материала, отбор самого главного для проведения конкурсов, праздника русского языка.

3.Практический

Подготовка стенда, альбомов, рисунков, таблиц, ребусов, кроссвордов, сочинений, стихов, сценок, приветствий, русских народных песен и хороводов.

Подготовка сценария «Праздник русского языка». Подготовка сочинений с уч-ся.

Подготовка чтецов.



4. Презентационный:

1.Проведение сценария «Праздник русского языка».

2.Конкурс на лучшего чтеца на тему «Россия- Родина моя».

3.Конкурс на лучшее сочинение «Мой край родной».

4.Олимпиада по русскому языку.

5.Выступление на родительском собрании на тему «Международное значение русского языка».

5. Контрольный:

Оценка жюри, награждение победителей.



Оборудование:

Стенд «Русский язык велик и могуч» с высказываниями писателей о русском языке, с картинами художников-пейзажистов, с рисунками учащихся с изображением природы родного края, с иллюстрациями литературных произведений, сборники русского фольклора, ребусы, кроссворды, макеты летающей тарелки и марсианина, картинки и карточки с заданиями, музыкальный центр, диск с песней «четырнадцать минут до старта» (сл.В.Войновича, муз. О.Фельцмана), диск с фонограммами русских народных песен.













































Сценарий



«Праздник русского языка»

Цель:

  1. Обучающая: углубление знания учащихся по предмету, расширение кругозора учащихся.



  1. Развивающая: работа по формированию навыков грамотного письма, логического мышления, памяти, по культуре речи учащихся, по развитию кругозора, творческого вымысла, фантазии.



  1. Воспитывающая: воспитание интереса к русскому языку, любви к Родине, к народу.



Оборудование:



Стенд «Русский язык велик и могуч» с высказываниями писателей о русском языке, с картинами художников-пейзажистов, с рисунками учащихся с изображением природы родного края, с иллюстрациями литературных произведений, сборники русского фольклора, ребусы, кроссворды, макеты латающей тарелки и марсианина, картинки и карточки с заданиями, музыкальный центр, диск с фонограммами русских народных песен, диск с песней «Четырнадцать минут до старта» (сл. В.Войновича, муз. О.Фельцмана в исп. В.Трошина), выставка народно-прикладного искусства жителей нашего поселка и учащихся.



Учитель: Подувеева Н.А.



Присутствующие на мероприятии:

Директор школы – Аюпова Ф.Ш.

Руководитель МО – Малкина Л.В.

Учителя:

Бондарева Л.А., Зубрилова Е.А., Родионова Л.А., Шувалова Е.В.

Гости праздника:

Родители учащихся.







Ход сценария:

1 Ведущий: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.(И.С.Тургенев).

2Ведущий: великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем мы праздник сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!

Учитель: Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух… ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов».

Включается музыкальный центр, звучат фонограммы русских народных песен, и под их мелодию исполняются хороводы, пляски и песни.

Детская фольклорная пляска:

Солнышко встало, в небе засияло,

С нашей Оксаной в садике гуляло.

Птички летели на крылечко сели,

Нашей Оксане песенки запели.

В лес мы ходили, стежками бродили,

Нашей Оксане цветики дарили.

Исполнение русских народных песен.

«Кучерявая верба»

Ой, поля, вы поля!

Во широком поле…

Как на этом поле урожая нема…

Как на этом поле урожая нема…

Только выросла здесь кучерявая верба…

«В темном лесе»

В темном лесе, в темном лесе,

В темном лесе, в темном лесе,

За лесью, за лесью

Распашу ль я, распашу ль я,

Распашу ль я, распашу ль я

Пашенку, пашенку.

Я посею, я посею, я посею, я посею

Лен-конопель, лен-конопель.

Тонок-долог, тонок-долог,

Тонок-долог, тонное-долог

Бел-волокнист, бел-волокнист и т.д.

«Уж я сеяла ленок»

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Уж я, сея, приговаривала,

Чеботами приговаривала:

«Ты удайся, мой беленький ленок!»

В народных песнях , веселых и до боли грустных, необъятных, как сама Русь,

Отражается меткость и живость, красочная выразительность языка. Неисчерпаемы, неиссякаемы богатства русского языка.



Начинается КВН

Внимание! Внимание!

Ведущий: Заходи сюда, народ, слева и справа!

Начинаем представленье шуткой и забавой!

Шевелись, детвора, хлопайте в ладоши!

Ведь сегодня горевать негоже!

Сколько шуму, сколько крику, сколько радостных затей!

Шуткой, смехом и весельем

Мы приветствуем гостей!

Члены жюри: Малкина Л.В. , Родионова Г.Г. , Румянцева Л.А. – родительница.

Учитель: Начинаем КВН!

Команды! Стройся!

Команда «Ах!»

Девиз: «Все за одного, один за всех!

Ах! Дружба победит!»

Команда «Ух!»

Девиз: «Не вешать нос! Вперед, друзья!

Эй, ухнем!»

Приветствие команды «Ах!» : «Желаем мы команде «Ух!» работать за двух, лететь во весь дух, но нас не обгонять!»

Приветствие команды «Ух!»: «Желаем мы команде «Ах!» не заблудиться в трех соснах!»

1 конкурс «Разминка».

Загадки команде «Ах!»:

Метаграммы.

2С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на просторе. (Колос- голос).

2.С глухим траву она срезает, со звонким – и листочки объедает.

(Коса – коза).

Шарады:

3.Мой первый слог на дереве, второй – союз,

А в целом я материя и на пальто гожусь. (Сукно).

4.Мой первый слог тягуч и сладок, второй – частица, вместе – зверь,

Живет в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (Медведь)

5.Ради какого звука русский изобретатель Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода? (Радио).

6.Что находится в середине капусты? (Звук «у»)



Загадки команде «Ух!»:

1.Я с «л» смягченным - под землей, бываю каменный и бурый, а с твердым в комнате любой, в геометрической фигуре. (Уголь – угол).

2.Вы в сказках обо мне читали: меня в кубышках зарывали,

Но если «д» в конце смягчить, - телегу можно мной грузить.(Клад – кладь).

3.Что находится посередине Земли? (Звук «м»).

4. Что мы слышим в начале урока? (Звук «у»).

5. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стоп, столб и др.)

6. Какое слово жалуется, что у него не хватает до ста? (Станет)

Конкурс капитанов:

Учитель:

- Капитаны команд, ко мне!

1.(Культура общения).

Вы не знаете друг друга. Познакомьтесь!

2. (Описание внешности).

- А теперь посмотри те друг на друга, затем повернитесь на 180 и опишите внешность соперника.

Конкурс «Скороговорки»:

- Приглашаются любители поговорить.

Прочитать 5 рез скороговорки:

«Три дроворуба на трех дворах дрова рубят».

«Сшит колпак, да не по-колпаковски».

Конкурс «Знаете ли вы пословицы?»

1.»Ах!» - пословицы о труде.

«Ух!» - пословицы о дружбе.

2.Разгадать пословицы, зашифрованные в ребусах.(«Тише едешь – дальше будешь», «Не зная броду, не суйся в воду» ).

В нашем языке воплотилась мудрость народная. Сколько загадок, пословиц, поговорок создал народ!

3. Продолжи пословицы:

Команда «Ах!»:

1.Не спеши языком – (торопись делом)

2. Сам пропадай, (а товарища выручай)

3.С кем поведешься – (от того и наберешься )

4.Труд человека кормит, (а лень портит)

5. Глаза страшатся, ( а руки делают )

6. Хочешь много знать – ( надо меньше спать )

7. Ученье – свет, ( а неученье – тьма )

Команда «Ух!»:

1.По одежке встречают, ( а по уму провожают)

2. Грамоте учиться – ( вперед пригодиться )

3. Не сиди сложа руки – (так и не будет скуки )

4.Семь раз отмерь – ( один раз отрежь )

5. Лодырь да бездельник – ( им праздник и в понедельник )

6. Люби кататься – ( люби и саночки возить)

7. Красна птица пеньем, ( а человек уменьем )

Конкурс «Правильно ли мы говорим?»

Сценка: (уч-ся 5 класса)

- Наливай, мамаша, щов – я привел товарищов.

- Эх, ты! Падежов не знаешь!

- Как правильно: «у рыбов нет зубов» или «у рыбей нет зубей»?

Выполнить задание: Поставить имена существительные в Р.п. множественного числа:

«Ах!»: Чулки (чулок), туфли ( туфель ), ботинки (ботинок ),

валенки (валенок ),платья ( платьев), носки ( носков ), сани ( саней).

«Ух!»: граммы ( граммов ), апельсины ( апельсинов ),

помидоры (помидоров ), яблоки (яблок), гектары ( гектаров ),

килограммы ( килограммов ), яблони (яблонь).

Сценка: (уч-ся 6 класса )

- Слушай, друг! А чем это документ от документа отличается? Не все ли равно? Бумажка – она и в Африке бумажка!

- А ты знаешь, как правильно говорить «портфель» или «портфель»?

- Конечно, портфель.

- Вот то-то и оно! Документ у меня в портфеле лежит, а документ – в портфеле.

Задание: Поставить ударение в словах:

Досуг, километр, полчаса, цемент, силос, щавель, свекла, инструмент, положить, красивее, статуя.

-Слова, произнесенные неправильно, портят нашу речь.

Конкурс журналистов.

-Объявляется полет на Венеру и на Марс.

Приглашаются любители необычных путешествий – романтики.

На летающей тарелке, самом быстром и экономном космическом аппарате, вы достигнете МКС, а затем одна группа (команда «Ах!») отправится на Венеру, другая группа (команда «Ух!» ) – на Марс.

По возвращении на Землю вы нам поведаете об увиденном.

Включается музыкальный центр, звучит песня на слова В.Войновича, муз. О.Фельцмана «Четырнадцать минут до старта».

- А пока наши космонавты в полете , начинаем следующий конкурс «Тайны словаря».

В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся слово или его корень обозначается значком тильдой.

Попытайтесь прочесть следующие слова, в которых корень заменен тильдой:

ливый человек, ственные возгласы, ствовать хороший поступок, передавать кому-либо .

Конкурс.

-Удивительно богатый русский язык. Замените одну букву в слове и превратите волка в козу.( Волк, полк, пола, поза, коза).

Конкурс «Фразеологизмы».

-Русский язык богат меткими красочными словосочетаниями, неделимыми, равными по значению одному слову. Особенно много таких фразеологизмов со словами «вода», «небо», «дело», «голова»,»нос», «глаза», «язык», «руки» и т. д. Например: водить за нос, оставить с носом, задрать нос, клевать носом, утереть нос, совать нос и др.

Браться за ум, без ума отчего-то, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, ума не приложу и др.

Кто больше назовет фразеологизмов со словами «вода» («Ах!») - «голова» («Ух!»)?

( Как в воду опущенный, водой не разольешь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды, как с гуся вода, как в воду смотреть, как камень в воду и др.)

( Вбить в голову, взять в голову, намылить голову, сломя голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову, как снег на голову, отвечать головой и др.)

Фразеологизмы.

Ведь это все не простые слова.

Без них бы язык наш засох и зачах.

Ведь с ними даже сорви- голова

Мог бы быть с головой на плечах.( «АБВГДейка» )

Назовите фразеологизмы, используемые в этом четверостишье.

- К.И.Чуковский говорил: «Русский язык живой, как жизнь». Что это значит?

- Жизнь меняется, не стоит на месте. Наука идет вперед. Появляется новая техника. Двадцать лет назад мир не имел представления о сотовых телефонах, о компьютерах, о сети «Интернет». Совершаются научные открытия, меняется общественный строй – и в русский язык рекой вливаются новые слова – неологизмы.

Правда, в настоящее время в нашу речь вошло чересчур много иностранных слов и выражений, без которых можно обойтись своими русскими словами.

Задание: заменить иноязычные слова русскими: менталитет( обычаи, привычки), имидж (облик), презентация (представление), шоу (зрелище), консенсус (согласие).

Возвращение космонавтов.

Рассказы космонавтов.

На Венере. (команда «Ах!»)

Мы прилетели с Венеры. Это вторая от Солнца планета. Когда мы прибыли, были очень удивлены красотой ее поверхности. Это было бескрайнее поле с небольшими холмами и овражками. Почва оказалась твердой и сверкающей на солнце. Вдруг мы увидели, что вдали что-то блестит ярко-голубым цветом.

Все побежали. Было невыносимо жарко. Мы думали, что это река или ручеек, но ошиблись: это был металл. И все же на планете есть жизнь. Мы познакомились с необыкновенными маленькими человечками, которые встретили нас с радостью, подумали, видно, что мы сверхъестественные существа, и стали звать к себе в подземные жилища, угощать нас, дарить нам свои украшения.

Эти маленькие коротышки были похожи на нас, землян, только головы у них были большие, лысые, ноги короткие, а руки длинные. Люди темнокожие, а глаза у всех большие, ярко- голубые.

Повели они нас на речку. Какая она красивая! Вся в необычных цветах. А вода такая теплая-теплая. Мы понимали друг друга без слов, и даже сами этому удивились. На Земле это невозможно.

Они нам поведали о своей планете, а мы о Земле. И еще о том, что Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. Они очень были довольны.

Вот мы на Земле. А на небе ярче всех звезд близкая к Земле планета Венера.

Рассказ космонавтов из команды «Ух!».

На Марсе.

Мы совершили посадку на Марс. Как здесь холодно! Небо фиолетовое, красное. Поверхность ровная, покрытая огромными кристаллами льда, которые светились и отражали сиреневые цвета неба. Трудно было поверить в существование жизни.

Когда взошло солнце, мы рассмотрели дома необычной трехгранной формы, увидели людей. Они были высокого роста, похожие на роботов. Головы кубической формы, глаза круглые, зеленые, носики маленькие, треугольные. Руки и ноги длинные.

Сначала мы очень испугались этих людей, которые общались между собой, издавая какие-то нежные, приятные звуки. Потом они сами нас обнаружили, подошли к нам и, к счастью, оказались очень добрыми. Они встретили нас как самых дорогих гостей, пригласили к столу, напоили вкусным чаем и показали нам свои биомы. Они представляют из себя огромные резервуары полукруглой формы, в которых особый микроклимат. В них особый марсианский растительный и животный мир.

Мы узнали много интересного о Марсе, а один марсианин пожелал с нами на Землю слетать. Вот так!

Жюри подводит итоги игры КВН.

О чистоте русского языка.

Как засорен бывает русский язык жаргонизмами! А что это за слова?

Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Жаргонизмы были и всегда будут в языке. В их создании проявляется речетворческое начало народа. Однако, они находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется. «Употребление жаргонной лексики,- пишет языковед Скворцов Л.И., - засоряет, огрубляет разговорную речь».

Сценка.

- Клево я вчера оттянулся на дискотеки! Я тащусь от битловской музыки! Просто кайф!

- Слушай, а по литературе что вам задавали?

- Да так себе… Этого… Гоголя проходим. Муру какую-то задали: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда ровно и плавно»… Да ну его! Скукота да и только!

- Это что же? А по-твоему как нужно?

- Прикольный Днепр при клеевой погоде, выпендриваясь, круто швыряет свои воды. Выпялишь зенки, разинешь варежку, стоишь ни бельмес. Ни одна птица не доковыляет до его середины, а если доковыляет, то коньки отбросит. Во как! Круто?

- Да, если бы Николай Васильевич услышал бы такой монолог, то уж точно «коньки отбросил» бы.

А вслушайтесь-ка в музыку этого описания, почувствуйте его красоту, представьте картину Днепра, нарисованную писателем, сравните ее с картиной художника А.И.Куинджи «Днепр утром».

Чтение отрывка из повести Н.В.Гоголя «Страшная месть» «Чуден Днепр…»

Русский язык нужно беречь от непозволительно грубых слов, без которых вполне обойтись можно.

И.С.Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Берегите наш русский язык!

Берегите его, как святыню!

Он для нас, словно тот же родник

В изнывающей жаркой пустыне.

Не иссякнет пусть этот родник,

Пусть останется чистым и звонким,

Берегите наш русский язык,

Сохраните его для потомков!

Он опора и благостный свет,

Он душевная наша услада,

Наших предков великий завет

И бесценная наша награда.

Он в сердца к нам навеки проник.

Мы с тобой воедино с ним слиты…

Берегите наш русский язык!

Как святыню его берегите!

(Наталья Тесленко )

Чтение высказывания Л.Н.толстого о русском языке со стенда:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…

Что такое Родина? – Это весь народ.

Это его культура, его язык».

Отрывок из стихотворения А.А.Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Подведение итогов.

Награждение участников проекта.









Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!