СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет по теме: «Формирование толерантности у участников образовательного процесса».

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке  говорится о методах воспитания толерантности,  о программе  по реализации задач воспитательной деятельности по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательных процессов. А также подведены тоги анкеторивания, проведнного по этому вопросу.  

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет по теме: «Формирование толерантности у участников образовательного процесса».»

Педагогический совет по теме:

«Формирование толерантности

у участников образовательного процесса».

Цель:

внедрение в педагогическую практику новых технологий по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательного процессов. Создание общешкольной программы по воспитанию толерантности.


Предварительная подготовка:

1. Анкетирование среди учащихся 2-11 классов по вопроснику «Чувства в школе»,

2. Анкетирование классных руководителей.


Эпиграфом к сегодняшнему педагогическому совету я решила взять слова Симона Соловейчика: « Правила могут быть писанными и неписанными, правду не запишешь, она не выражается не в заповедях, ни в кодексах, ни в правилах поведения и даже не в обычаях. Но она есть».

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние знания, термин толерантность стремится соответствовать действительности, в которой многообразие проявления нетерпимости требует новых средств преодоления.

В декларации принципов толерантности (принятая 16 ноября 1995 года ООН в Париже): толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:

1. Т. как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана),

2. Т. как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать),

3. Т. как снисхождение (привилегированное в создании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно презирать),

4. Т. как расширение собственного опыта и критический диалог (позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога) Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.


Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание. Огромная ответственность ложится на учителей:

- Обучение тому, в чем заключаются права и свободы, соблюдение прав в школе,

- Систематическое и рациональное обучение толерантности,

- Воспитание должно быть направленно на формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждение, основанных на моральных ценностях.


Как показывает педагогическая практика, успешность отечественной школы во многом определяется степенью эффективности воспитательного процесса. Педагогические коллективы, широко используя системный и программно-целевой подход, стараются расширить спектры воспитательного поля, сделав акцент на концентрации социокультурных составляющих. Это закономерно и вполне обоснованно. Современная школа практически полностью поменяла свой облик: она стала полиэтничной, сочетающей различные культурные компоненты.

Многонациональная, полиэтничная среда крайне динамична по определению. Взаимоотношения внутри нее предполагают многочисленные качественные трансформации потребностей, ценностных ориентаций, настроений, чувств, традиций, привычек и нравов представителей различных национальных групп, что обусловлено спецификой взаимодействия.


Решение обозначенных выше проблем служит ориентиром развития воспитания в контексте межэтнического взаимодействия как неотъемлемого компонента поликультурной образовательной среды.

Взаимодействие (определение из социальной психологии) - влияние людей друг на друга, так и непосредственная организация их совместных действий, позволяющих группе реализовать общую для ее членов деятельность.


Толерантность – признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.


Межэтническое взаимодействие обусловлено двумя факторами (таблица): особенности среды взаимодействия и проявление национально-психологических особенностей представителями сообществ.


У вас на столах имеются характерные особенности представителей различных этнических групп Ближнего Зарубежья.


Наличие различных этнических групп в школе оказывает непосредственное влияние как на коммуникативное пространство школы, так и на целостный учебно-воспитательный процесс. Сложность ситуации определяется присутствием особой этнокультурной группы, занимающей промежуточный статус между двумя (или более) социокультурными нишами. Такую группу принято считать этническим маргиналом. Главной проблемой этнического маргинала является его возможность адаптации в группе, имеющей однородный этнический статус. Очевидно, что особенности его поведения во многом продиктованы социально - обусловленным выбором, усиливающим внутреннюю тревожность.

В нашей школе обучаются дети различных национальностей: они составляют 6,7% (30 человек).

Это армяне (2а, 4а, 6б, 9а, 10а классы), азербайджанцы (1а, 2а, 2б 8а, 3а, 6а, 7а, 10а, 11а), иранка (5б), узбеки (3б, 4б, 9а, 10а), татарин (7а), кореец (9а), аварец (9а), молдаванка (11б), чувашка (11а), грузин (11а).


Методы воспитания толерантности.

Методы воспитания т. - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащийся, при этом учащиеся корректируют свои взгляды и позиции. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторической аналогии, библейские притчи, басни. Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринять как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Внешнее впечатление часто обманчиво.

Самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой – либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и другие. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагает формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

Внушение имеет существенное значение для формирования т. отношения к людям.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений жизнедеятельности.

В результате стимулирования т. поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Стимулирование может осуществляться в разных вариациях. Одобрительный взгляд, фраза, когда ребенок изменит свое поведение в позитивную сторону.

В волевой сфере нужно формировать нравственно- волевые устремления в реализации т. поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь главное, на что пойдет личность ради достижения целей.

Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями. Необходимо создание программы, в которой будет изложена система методов и техник, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.


Итоги анкетирования классных руководителей по следующим вопросам (слайд).

В школе в этом учебном году прошли следующие мероприятия: классные часы «Что такое толерантность?», по правам человека, заседания школы актива, акция «Поздравь ветерана» (с днем учителя и 8 марта), благотворительная акция «Маленький принц», акция, посвященная Дню народного единства, акция «Мать – хранительница домашнего очага», акция «Дадим книге вторую жизнь», конкурс рисунков «Мир глазами детей», акции «Будь здоров!», «Наш выбор», спортивные семейные праздники, смотр строя и песни, профориентационный марафон, фестиваль импровизационно – социальной рекламы «Я выбираю». а в каждом классе своя общественная активная жизнь.


Программа по реализации задач воспитательной деятельности по формированию толерантности у участников образовательного и воспитательных процессов на 2009 – 2014 годы.

Цель: Укрепление в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Задачи:

1. Развитие у школьников черт т. личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы т. и применять их в повседневной жизни.

3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

4. Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы . в образовательном и воспитательном процессах.


Основные этапы и цели работы:


1 этап – (ориентационно – мотивационный)

Цель: ознакомление с основными задачами коллектива по созданию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования).

Форма реализации: педагогический совет, родительские собрания.



2 этап – (системно – информационный)

Цель: уяснение, как решить задачи.

Форма реализации: создание творческих групп учителей по данной проблеме и индивидуальная работа с ними, консультирование родителей, анкетирование учащихся.



3 этап – (реализация)

Цель: практический переход на выполнение программы.

Форма реализации: уроки, классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых.



4 этап – (заключительный – творческий)

Цель: подвести итоги и спланировать работу на следующий период реализации программы.

Форма реализации: самоанализ результативности работы.



Сроки и формы реализации программы:

Программа рассчитана на 5 лет и осуществляться будет в соответствии с перспективным планом работы школы.

Деятельность ТМО и детского объединения по направлениям:

Лидер, школа демократической культуры, игра - дело серьезное, возрождение, экология и дети.

Общешкольные конкурсы стихотворений, плакатов, рисунков, сочинений, фотографий к Международному дню т. (16 ноября).

Классные часы, анкетирования, диспуты, работа школьного музея, работа школьной библиотеки, работа творческих групп учителей по внедрению интерактивных форм воспитания учащихся.



Прогнозируемый результат:

Воспитание школьника в духе мира, прав человека и демократии. Программа должна привести к укоренению в школе духа т., развитию у школьников черт т. личности, способной понимать и применять важнейшие принципы т. в жизни. Предполагаемые результат педагогической деятельности – самоактуализирующая личность, которой присущи:

1. Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней.

2. Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

3. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств.


Модули программы «Я – толерантная личность»:


1 модуль – истина – позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и подростка, формирует «Я – концепцию» как систему представления личности о себе.

Для т. личности необходимо умение владеть собой. Освоить эти качества можно в ходе изучения основ самоусовершенствования личности. Этот курс предполагает знакомство с основами психологии личности, обучение методам самоанализа, способам целенаправленного развития определенных качеств.

1-4 классы – «Начало этики»,

5 классы – «Познай себя»,

6 классы – «Сделай себя сам»,

7 классы – «Научи себя учиться»,

8 классы - «Утверждай себя»,

9 классы – « Найди себя»,

10 классы – «Управляй собой»,

11 классы – «Реализуй себя».


В ходе работы по этому направлению проходят классные часы, презентации личности, открытие новых традиций, организуется помощь родителям, пожилым людям, учащиеся создадут летописи классов, будут заботится о благоустройстве школы и пришкольной территории.


2 модуль – интеллект - помогает детям в осознании самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия.

Т. личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности.

1-4 классы – «Презентация наук»,

5 классы – «Я стараюсь, развиваюсь»,

6 классы – «От знания к поступку»,

7 классы – «Осознанное познание»,

8 классы - «Я зная, что я знаю»,

9 классы – « Мыслю, следовательно, существую»,

10 классы – «Юные интеллектуалы»,

11 классы – «Прикосновение к науке».


Осуществляя данное направление, проводятся олимпиады по предметам, турнир эрудитов, создание книги «Школьных рекордов».


3 модуль – творчество - включает учащихся в творческую деятельность, ученики получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.

Совместное творчество предполагает воспитание терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства.

1-4 классы – «Творит – это здоровье»,

5 классы – «Творческий калейдоскоп»,

6 классы – «Какой я интересный человек»,

7 классы – «Создаем себя»,

8 классы - «Как стать интересным»,

9 классы – «Жизнеутверждающий мажор»,

10 классы – «Дом, который построим мы»,

11 классы – «Мой прекрасный мир».


День открытых дверей, праздники школьного двора, экскурсии, походы, выставки прикладного творчества, рисунков, акция «Подари книгу школе».



4 модуль – добро - Способствует формированию гуманистического демократического мышления, высоконравственного отношения личности к себе и к миру, т. и экологическому мышлению.

1-4 классы – «Я помогаю маме»,

5 классы – «Какого ты рода, имени»,

6 классы – «Чью старость ты утешишь?»,

7 классы – «Суд над сквернословием»,

8 классы - «Путешествие в свое прошлое»,

9 классы – «Цветок человеколюбия»,

10 классы – «Соблазны и ошибки».


Проводятся акции «Помоги ветерану», сочинения «Моя семья», организуют праздничную почту, заботятся о благоустройстве школы.


5 модуль – здоровье - Реализует воспитание на зож. Это позволяет будет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья.

1-4 классы – «Азбука здоровья»,

5 классы – «Здоровье – счастье человека»,

6 классы – «Золотые правила здоровья»,

7 классы – «Спортивная гостиная»,

8 классы - «Суд над …»,

9 классы – «Важные мелочи»,

10 классы – «Саморегуляция. Быть здоровым и красивым»,

11 классы – «Искусство жить».


Проводятся спартакиады, соревнования, конкурсы плакатов, создают летний оздоровительный лагерь и ЛТО.


Также создана программа для занятий со школой актива старшеклассников «Толерантность», которая начнет реализовываться с 2009-2010 учебного года.

Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель – ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего стиля отношений с учащимися.

Формирование т. поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.

Также мне хотелось бы остановиться на вопросе толерантности педагога.

Т. – профессиональное необходимое качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Сложности возникают у педагогов в отношениях с родителями учащихся. Нужно сдерживать эмоции, общаясь с родителями, больше интересоваться домашними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только об успеваемости и посещаемости), фиксировать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.


Мне хотелось бы привести итоги анкетирования учащихся 2-11 классов, которое называлось «Мои чувства в школе». Ребенок должен был отметить, какие чувства он испытывает в школе.


Умение понимать и принимать различные мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми и непохожими, непонятными людьми.

Как показывают исследования, все беды российских сообществ, включая экономические, оттого, что люди до сих пор не научились конструктивно взаимодействовать, идти на компромисс. Основную роль в воспитании т., формирования т. отношения к детям играют родители, педагоги, психологи.

Анкетирование педагогов (листочки и ручки).

Я предоставляю слово для выступления, ознакомления нас со своим опытом по данному вопросу Яруллиной Е.Г., Шаровой А.Ю., Басаковской Н.И., Орловой Г.Н., Климовой А.М.



РЕШЕНИЯ:


1. Утвердить программу «Я – толерантная личность» (март 2009),

2. Создание копилки методических пособий по данному направлению (декабрь 2009),

3. Провести теоретические и практические заседания методических объединений классных руководителей по теме педагогического совета

(сентябрь – ноябрь 2009)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!