СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе "Учитель прикасается к вечности..."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое эссе представляет мой взгляд на путь в профессию.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе "Учитель прикасается к вечности..."»

Эссе «Учитель прикасается к вечности…» (Г. Адамс)

Вечность… Казалось бы, одно из великого множества слов в русском языке… Какие ассоциации оно рождает? Первое, что невольно всплыло из детских воспоминаний, - эпизод из художественного фильма по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»: маленький мальчик, околдованный злыми силами, складывает из льдинок слово «вечность»… Окунаешься вместе с ним в королевские чертоги, мёрзнешь, а сам только и думаешь, что сделать, чтобы растопить его сердце… Почему именно это слово должен был сложить Кай? Какой смысл вкладывала в него сама Снежная королева? Может быть, бесконечность мира и бытия? А может, «непрекращаемость» самого времени, которое возможно постигнуть, только обладая холодным сердцем?.. Тогда что означает выражение «прикоснуться к вечности»? Может, это разгадать какие-то многие тысячелетия тревожащие человечество тайны?..

Конечно, вечность – слово многозначное, и каждый объяснит его по-своему. Я воспринимаю его смысл, прежде всего, как некий абсолют, совершенство, не изменяющееся под влиянием времени, понятное каждому, желаемое, но порой столь трудно достижимое.

Так что же в нашем мире существует абсолютного, совершенного, не подверженного изменениям? Это, без сомнения, вечные человеческие ценности: добро, мир, справедливость, любовь… И учитель, на мой взгляд, - один из немногих, кто не просто прикасается к этим важнейшим ценностям, он имеет к ним непосредственное отношение: из урока в урок он формирует их в мировоззрении своих учеников, то есть, говоря словами Н.А.Некрасова, «сеет разумное, доброе, вечное». С воспитательной точки зрения значимость этих нравственных ценностей всё возрастает с течением времени. Например, уже в XIX веке французский философ и историк Эрнест Ренан указал на актуальность данной проблемы: «Для современного общества проблема воспитания – вопрос жизни и смерти. От этого вопроса зависит будущее». Разве он не прав? Обратим внимание хотя бы на то, что за время своего существования человечество пережило немало больших и малых войн. А сейчас, в век глобализации и нависшей опасности третьей мировой, теперь уже атомной, войны, в век разгула терроризма и разразившегося экологического кризиса, проблема стала только острее. Следовательно, миссия учителя в том, чтобы формировать толерантность, стремление к сотрудничеству, понимание ценности каждой человеческой жизни, важности сохранения нашей прекрасной планеты. И это тоже составляющие «разумного, доброго, вечного», что сеет он в детских душах и что обязательно должно (я верю в это) дать свои здоровые и крепкие всходы. Именно такое обоюдное стремление учителя и ученика к абсолютному и совершенному убеждает в непоколебимости однажды и навсегда сформировавшихся представлений человечества об истинных идеалах и ценностях, которые будут жить вечно.

Веч-но, веч-ность… Прислушайтесь к звучанию этих слов – и вы почувствуете, насколько сильно по своему значению понятие «век», как некое бесконечное повторение бытия во времени, ведь не случайно же мы очень часто слышим выражение «из века в век» и порой даже не придаем значения его смыслу. А если все-таки задуматься?.. Обычный человек, наверняка, подумает о традициях, проблемах, повторяющихся событиях, что подтверждает мысль о развитии истории и человечества по спирали, только на каждом новом витке появляется что-то новое. А что скажет учитель? Думаю, любой, не задумываясь, назовет те педагогические категории, которые до бесконечности, из века в век повторяются: школа, ученик, учитель. Вы сейчас можете не согласиться, потому что с течением времени меняются подходы в педагогике, мы уже говорим языком стандартов, да сами типы школ изменились, появилось больше возможностей… Одно, как мне кажется, неизменно – значимость роли самого учителя. Подтвержу свою мысль словами Владимира Ивановича Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Вот и задаешься опять все теми же вечными вопросами: является ли учитель образцом нравственных добродетелей, чтобы прикоснуться к ребячьим душам, не навредив? развивается ли сам или требует этого только от ученика? показывает ли личный пример самообладания в сложных условиях? Убеждена, «глаголом жечь сердца людей» можно лишь тогда, когда ты полностью, беззаветно посвящаешь свою жизнь служению истине, а главным ориентиром на пути к «вечности» являются общечеловеческие нравственные ценности. Именно следование этому пути дает силы справиться с любыми трудностями и жизненными обстоятельствами. Разве сложностей в учительской жизни мало? Уже одно то, какие вопросы иногда задают тебе ученики!

А по-моему, это очень хорошо, дети должны их задавать: таким способом они приближаются к истине. Лет пятнадцать назад меня тоже спросили: «А для Вас в чем смысл жизни?» Тогда я не задумывалась над этим вопросом и, не зная ответа, сказала стандартное: «В труде». А ученикам нужна была честность и откровенность. Не думаю, что они мне поверили. Согласитесь: это вопрос из категории «вечных», значит, и отвечать на него нужно философски, привлекая накопленный жизненный и нравственный опыт и свой, и учеников тоже. А может быть, вы знаете ответ на вечные вопросы: в чем смысл жизни? кто я? зачем я? что будет после меня?

Вечные вопросы заставляют учителя постоянно быть в творческом поиске, не останавливаться на достигнутом, «растворяться в своих учениках». Это и есть учительское счастье и его смысл жизни!

Буду я сегодня откровенной:

Мне с профессий, конечно, повезло.

Я когда смотрю в глаза ребенку,

То всем горестям смеюсь назло.

Невозможно думать о печалях,

Если видишь пару детских глаз,

Вспоминаешь только о хорошем,

Утром, заходя в любимый класс.

Каким будет это наступающее утро? Какой запомнят меня ученики? Будут ли вспоминать уже став взрослыми, с теплотой и признанием или предпочтут поскорее забыть? Смогут ли опираться в жизни на опыт великих героев и прославленных деятелей или им придется набивать новые шишки? Смогут ли сделать нашу планету планетой мира и добра? Многое зависит от меня, от того, насколько глубоко я прикоснулась к их умам и душам или, как Снежная королева, заморозила сердца и заставила механически слагать из льдинок слово «вечность»…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!