СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое исследование "Формирование познавательных УУД младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта по формированию познавательных УУД младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое исследование "Формирование познавательных УУД младших школьников".»

Педагогическое исследование

«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников »

Дети, приходя в школу, всегда хотят учиться, хотят быть успешными учениками. Как сделать так, чтобы огонёк жажды знаний не угасал у них никогда?

Выполнение любого задания требует от ребёнка целенаправленных усилий. Собираясь в школу, малыш был уверен, что учёба – это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть успешным в учёбе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом ребёнке с детства заложены самые разные способности, их надо только заметить и развивать, не боясь труда.

Новые подходы к обучению и воспитанию школьников требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приёмов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – не возможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект – субъектное воздействие учителя на ученика.

Начальная школа - важный этап становления личности ребенка. Постепенно в процессе учения личностная установка ученика постепенно переакцентируется с ориентировки на положительный совместный результат деятельности – к ориентировке на сам процесс учения. У детей начинает формироваться неравнодушное отношение к своему делу, целеустремленность, трудолюбие, ценность «признания и уважения» к их главной «работе» - учебной деятельности. Они учатся делать выбор, работать в команде, аргументировать и согласовывать свои действия, при необходимости корректировать их… Другими словами, они обучаются «умению учиться» - ключевой компетенции начального образования, становление которой обеспечивается формированием совокупности «универсальных учебных действий».

Задача развития универсальных учебных действий достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Концепция развития универсальных учебных  действий разработана на основе системно-деятельностного  подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. Исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.

Цель работы - описать педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников как средства формирования познавательных универсальных учебных действий.

Задачи работы:

1.Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.

2. Дать характеристику исследовательской деятельности.

3. Описать педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Практическая значимость работы - материал данной работы будет полезен для учителей начальной школы.

  1. Сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Современные дети сильно изменились и возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать "качество" каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- учебные мотивы,

- учебную цель,

- учебную задачу,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач.

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и метапредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера .

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

  1. Характеристика исследовательской деятельности.

     В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

        Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

    Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется  только то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают и когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём-то до этого ему неизвестном!  Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской  деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов.

    Исследовательское обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.

      В начальной школе в целях обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков целесообразнее всего использовать следующие типы исследований:

• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

• творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что исследование должно быть посильным для ребенка.

Во-вторых, темы исследования необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

 В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.

 В-четвертых, целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса.

   Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.

Исследовательская деятельность содержит:

• анализ проблемы;

• постановку цели;

• выбор средств ее достижения;

• поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;

• оценку полученных результатов и выводов.

Целью исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Принципы организации исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:

• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;

• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;

• определяет проблемное поле исследования;

• помогает корректировать и конкретизировать тему;

• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;

• знакомит с методами исследования;

• помогает определить круг изучаемых источников;

• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;

• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;

• помогает решить спорные вопросы при написании текста;

• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;

• помогает определить направления дальнейших исследований.

Проблемно-исследовательский метод позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Урок-исследование представляет собой пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения. Для того чтобы организовать и провести урок-исследование, учителю необходимо прежде всего знание методики проведения учебного исследования.

На первом этапе создаётся проблемная ситуация. От него во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы на уроке. Искусство педагога в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение вопроса или проблемы.

После того как проблема сформулирована переходим ко второму этапуэтапу исследования. На этом этапе исследование направляется вопросом, который регулирует поиск осуществляемый ребёнком, рекомендую проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основе которого учащиеся осуществляют свой поиск.

Следующий этап – обмен информацией. Необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся.

Следующий этап – организация информации или этап классификации – предполагает нахождение признака сходства, выделение сходной группы факторов. Он необходим для того, чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать своё открытие.

Следующий этап – связывания информации. Открытие связующего принципа, нахождение общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам.

Далее следует этап – подведение итогов, рефлексия. Смысл этого этапа – достижение понимание решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит возвращение к проблеме и оценивается, в какой мере она решена. Так же этот этап может послужить источником для возникновения новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего исследования.

  1. Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Основная проблема школьников – неумение владеть арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной ситуации. Поэтому в настоящее время всё более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения. А это предлагает поиск новых форм, методов обучения.

Эту проблему я пытаюсь решить, используя инновационные технологии:

- проблемное обучение;

- обучение в сотрудничестве;

- технология решения исследовательских задач;

- коллективная система обучения;

- технология развития критического мышления;

- технология использования игровых методов;

- уровневая дифференциация;

-проектная деятельность. В основе учебного проекта  учащихся лежит исследовательский метод обучения как один из видов познавательной активности учащихся.

Все приёмы, находки, способы работы с детьми опираются на установление диалоговых отношений – отношений сотрудничества, понимания и соучастия. В ходе диалога у ребёнка возникают открытия, рождаются разные мнения.

Побуждающий диалог, целью которого является формулирование проблемы (постановка задачи), строится в три этапа:

    1. Создание «ситуации успеха»: дети решают задачу, опираясь на прошлый опыт;

    2. Создание ситуации «интеллектуального разрыва», когда детям предлагается задача, внешне схожая спредыдущей, но решить они не могут её, так как требуются дополнительные знания;

    3. Фиксация «разрыва», т.е. формулирование проблемы.

Вовлечь детей в содержание обучения, сочетать на уроке обучение и воспитание помогают не только специальные игры, но и другие неигровые формы сотрудничества детей:

-дискуссия,

-соревнование,

-групповая работа.

Такие формы работы исключают авторитарность, воспитывает в детях доверие к собственным силам, взаимовыручку, взаимопомощь. Дети умеют сформулировать свою точку зрения, сопоставить её с мнением других.

Методы, которые использую в урочной и внеурочной деятельности представлены в таблице, направлены на формирование УУД.


Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Внеур.деят.

«Умники и умницы»

«Графические ассоциации»

«Взрослое чтение»

Игры и эксперименты

Доклады

Сообщения

Презентация

«Незаконченный рисунок»,

слоговицы

«Сравни слова по длине»

Создание «театра»

«Составь комплект»

(группировка)

Опыты наблюдения

Ребусы, кроссворды, лабиринты

Списывание

Создание мульфильма

«Дорисуй недостающий предмет»

Готовые модели: глобус, карта

Графический диктант-штриховка

Работа со словарями

Ведущие на праздниках

Конструирование «Танграм»

Вестник «ЗОЖ»

Изографы числографы

«Диктант для робота»

Подготовка заметок и статей в СМИ

«Задания с ловушками»

Просмотр позн. мультфильмов

Выпуск позн. газеты

(Приложение 1)

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке можно предложить учащимся заполнить таблицу, составить схему или макет.  Прежде чем дать новую информацию, предложить учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?»,  «Как вы решите это задание?».  Иногда можно поставить вопрос до изучения темы, послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний. Например, на уроке русского языка знакомство с новой частью слова – суффиксом. Детям предложено выполнить разбор по составу  нескольких слов, среди которых только в одном есть суффикс. Поинтересоваться,  кто справился с заданием, у кого возникли затруднения и почему.  

Самостоятельный поиск информации легко осуществлять на уроках литературного чтения. В учебнике литературного чтения незнакомые слова выделены, ребятам предлагается объяснить значение некоторых слов. Значение незнакомых слов можно найти в словаре учебника (работа со словарём), значение других нужно узнать из дополнительных источников информации. Подготовка проектов, так же предполагает самостоятельную работу с информацией и привлечение родителей к образовательному процессу. 

Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Учебники УМК «Перспектива» имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу. Для поиска информации, учащиеся могут использовать Интернет как на уроке, так и дома, использование  онлайн-тестов (на площадке Дневник.ру) помогает в оценке знаний учащихся. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех  уроках окружающего мира («Дорожные знаки», «Домашние животные» и др.), на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины». На уроках чтения – работа с пословицами, обогащение словарного запаса

Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно,  в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Например, вопрос «Как вы думаете…?» учит детей выдвигать гипотезы по различным вопросам, на разных уроках. (Приложение 2)

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека. Труд, затраченный на формирование познавательных УУД в урочной и внеурочной деятельности оправдывает себя:

- Повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии;

- Помогает преодолевать трудности;

- Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе;

- Дети применяют полученные знания в конкурсах, олимпиадах разного уровня, участвуют в Интернет-проектах.

Обобщая свой педагогический опыт по данной теме, были разработаны и представлены на методическом объединении методические рекомендации формирования универсальных учебных действий младших школьников. https://multiurok.ru/tatgermateacher


Приведём пример урока с использованием элементов исследования.

Урок по «Окружающему миру»

Тема: «Наша дружная семья»

Цель урока:

дать понятие «семья».

Задачи урока:

ввести понятие «культура общения»;

развивать интерес к следовательской деятельности;

развивать коммуникативные умения;

обсудить с детьми правила культуры общения в семье;

воспитывать уважение к мнению других;

воспитывать чувства любви и гордости за свою семью.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 2 класс, карточки

План урока

1. Оргмомент

2. Постановка проблемы: «Что я знаю о своей семье»?

3. Составление плана-исследования

а) количество человек в семье

б) имена членов семьи

в) чем занимаются (работают, учатся)

г) как проводят свободное время

д) традиции семьи

е) мои обязанности по дому

4. Работа в группах

5. Обобщающая беседа

6. Итог урока

7. Д/з

Ход урока

I. Оргмомент

II. 1. Целеполагание

- Прочитайте тему нашего урока и подумайте, что вы уже знаете о семье?

(Учитель коротко записывает на доске результаты «мозгового штурма»)

2. Постановка проблемы

- Что хотели бы узнать?

(Учитель записывает все вопросы детей)

(1. Сколько человек в семье? 2. Что любят делать? 3. Что такое семья? 4. Какие традиции есть в семье? 5. Почему дружная семья? 6. Что такое культура общения в семье? и т.д.)

Вот на эти вопросы нам и придется найти сегодня ответ.

3. Работа с учебником с 46

- Рассмотри рисунок и расскажи о семье наших героев: Сережи и Нади.

III. Работа в группах (Повторение правил коллективной работы)

1-ая группа работает над определением «Что такое семья»? Выбирает из предложенных наиболее точное. Обосновывает свой ответ.

2-ая группа отвечает на вопрос «Что такое традиция»? Обсуждают традиции семьи.

3-ая группа отвечает на вопрос «Что такое культура общения»? Составляет правила общения в семье.

IV. Фронтальная работа

Каждая группа готовит сообщение по данным вопросам и обосновывает свою точку зрения.

V. Итог урока

- Давайте вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа.

Целеполагание. Найти ответы на вопросы. Как? Подумать, спросить у взрослых, понаблюдать.

VI. Д/з. Составить рассказ о своей семье (сколько человек, как зовут, чем занимаются, как проводят свободное время, традиции, моя обязанности на дому).



4. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

На уроке литературного чтения при изучении сказок В.Даля «Девочка Снегурочка» и В.Одоевского «Мороз Иванович» можно провести сравнительный анализ соответствующих им народных сказок « Девочка Снегурочка» и «Морозко». В процессе сравнения дети увидели отличие народной сказки от литературной, а также их сходство.

5. На занятиях могут предлагаться задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; могут изучаться логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; могут предлагаться для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Желательно проводить работу по выявлению причинно-следственных связей, обучению приемам наблюдения и описания.

6. Осуществление подготовки самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя и с помощью родителей.

Например. 3 класс. Тема «Моя родословная». В начале года проводится родительское собрание на тему «Родительский дом – начало начал». В течение двух месяцев учащиеся вместе с родителями собирали информацию о своих предках и совместно готовили презентацию о своей семье, которая состояла из генеалогического древа семьи. Каждая семья работала над проектом родового герба. Во время исследования дети познакомились с историей возникновения своей фамилии и имени. Интересны были рассказы детей об их предках, о праздниках и традициях в семьях, о семейных реликвиях. Каждый из учащихся готовил послание для своих потомков.

Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

В 3-ем классе можно продолжить теоретические и практические занятия по исследовательской деятельности (1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности).

1. На занятиях желательно знакомить учащихся с теорией исследования, структурой, методами исследования (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования. На занятиях используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен раньше). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. В третьем классе учащиеся уже могут самостоятельно осуществлять долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирование.

Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания.

Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой

информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели.

Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft World (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

-конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;

- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой – представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.

- выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Некоторые рекомендации для проведения самостоятельной исследовательской практики школьников в 4 классе.



Приложение 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Составление плана работы над исследованием

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------

2. Прочитать-------------------------------------------------------------------

3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------

4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------

5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент------------------------------------------------------

7. Сделать математические расчеты--------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------

9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Можно указать следующие темы, выбираемые учащимися для проведения

исследования: «Моя семья», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Свойства …(бумаги, ткани и т.п.)»; «История … (слова, цифр, растений, открытий)»; «Игры на уроках математики» и др


Заключение

В данной работе решался ряд задач. Решая первую задачу в нашей работе, мы раскрыли сущность понятия познавательные универсальные действия, которые включают в себя: общеучебные, логические умения, а также постановку и решение проблемы.

Решая вторую задачу, мы дали характеристику исследовательской технологии. Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Она направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.

Решая третью задачу, мы описали опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами исследовательской технологии обучения и пришли к выводу, что в настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся.  В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.  При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения.


Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

  2. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. -pedsovet.org

  3. А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006

  4. А. И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005

  5. Т. Н. Кравей и др. Младшие школьники проводят исследование. - Журнал «Начальное образование», №6, 2005

  6. А. В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал «Начальная школа + до и после», №2, 2005

  7. А. И. Савенков. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития.

  8. Познавательных потребностей младших школьников. – Журнал «Начальная школа», № 4,2005

  9. А. В. Леонтович. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – Журнал «Завуч», №1, 2001

  10. А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал «Завуч», №1, 2001.

  11. А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал «Завуч», №1, 2001

  12. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.

  13. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.:«Совершенство»,1998.

  14. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – М.: Просвещение, 2011. – С.154.