Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Об учителе написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы по формированию человека, как беспредельны пути педагогического мастерства. И, несомненно, люди ещё много раз будут пытаться сказать новое слово о благородном труде педагога-воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.
У каждого учителя имеются свои приёмы, и этим каждый хороший учитель отличается от другого хорошего учителя. И это верно. Жизнь показывает, что одинаковых уроков не бывает и быть не должно, если их ведут настоящие мастера. Вот почему никакие труды по педагогике не передают, да и не могут передать того огромного богатства, которым располагает живой учительский опыт. Это относится и к характеристике личности учителя, и к проявлениям его способностей, к творческой деятельности учителя.
По своим целям и особенностям подлинный учительский труд — это всегда творчество, так как работа с растущим и развивающимся человеком не терпит шаблона и штампа.
Культура педагогического труда зависит от способности видеть и своевременно разрешать жизненные противоречия.
Педагогическое мастерство всегда состоит в том, чтобы найти технологические решения для развития всей совокупности качеств личности, начиная от тончайших чёрточек и кончая глобальными достоинствами человека — совестливости, чести и порядочности, и человеку самому приходится постоянно умерять свои желания, отказываться от целей, если их достижение задевает хоть одного человека.
Я — учитель, учитель английского языка. И, смею надеяться, — хороший учитель. После окончания школы я много раз спрашивала себя: «Чего мне хочется? Что мне нравится? Какую выбрать профессию, чтобы не испытать разочарования?» Трудно ответить на эти вопросы в начале пути. Путь к познанию тернист. Кто-то с самого начала выбирает физику, математику, химию или биологию как путь к познанию мира. Помните: «Во всём хочу дойти до самой сути…»?
Я с самого начала выбрала Слово. Ведь именно оно — самое древнее средство общения, самая универсальная система обмена информацией, ведь именно в него мы облачаем свои мысли. Я убеждена, что именно язык сделал человека — человеком. Язык — это бесценный дар мудрой природы человеку.
Я влюблена в английский язык. Бывают же люди, влюблённые в балет, в музыку, в театр, в живопись, в литературу. Мне повезло с моими учителями и в школе, и в институте. Я — счастливый человек. Я могу сказать вслед за Бернардом Шоу и его профессором Хиггинсом: «Английский язык — это моя профессия и моё хобби».
Мои ученики — это мои единомышленники, они приходят ко мне на урок с желанием общаться, делиться своими мыслями, проблемами, познавать мир посредством изучения иного языка, иной культуры, иных ценностей. И как приятно сознавать, что им интересно на моих уроках, потому что ценности культуры мира — общечеловеческие.
Мне нравятся беспокойные ученики, заводилы, даже шалуны. С ними интересно работать. С ними много успеваешь, можно придумать что-то новое на уроке, на школьной сцене. И тут как раз и подстерегают учителя размышления об ответственности.
Безусловно, каждый учитель в процессе работы стремится научить своих учеников ответственности. Однако ответственность нельзя навязывать детям, её надо вырастить в них. Когда непрестанно говоришь им, что и как делать, они станут выполнять это очень хорошо, но! Ведь у них остаётся мало возможностей для собственных суждений и развития чувства ответственности. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. И поэтому воспитать в своих учениках чувство ответственности и веры в себя и в свои силы — первейшая задача педагога. Всегда, когда это возможно, надо позволять им принимать самостоятельные решения. Даже если ответ будет заранее «Да!» Даже если вы сами подвели их к этому решению. Но никогда не лишайте их права ответить вам «Нет!» Выслушайте их, поспорьте с ними, но только на равных. А потом и сами задумайтесь: а может и в этих неуклюжих доводах есть зерно истины, которую мы все, кстати, ищем всю жизнь, сколько бы ни было нам лет? Уважайте своих учеников, если хотите, чтобы и они уважали вас и воспринимали правильно всё, что вы им преподаёте.
У нас с вами прекрасная профессия. Будь моя воля, я назвала бы её призванием. И узаконила бы её в дипломе: «Призвание — учитель». И как бы хотелось, чтобы и родители наших учеников воспринимали отношения со своими детьми не как генетическое родство, а именно как призвание! Родина обучения — школа, учить надо, как в школе учат. А родина воспитания — семья, воспитывать надо, как в семье. Между тем бывают учителя, которые пытаются учить, как дома, и бывают родители, которые хотят воспитывать детей, как в школе,- и ни у тех, ни у других ничего не получается.
Я бы сказала, что учителя — это особая каста. Почему большинство учителей так преданы своей работе и убеждены, хотя и не всегда сознаются в этом открыто, что они служат не только своей Родине, но и всему человечеству? Что их работа — самая важная на свете? Ведь это очень трудная работа. Каждый день приходится сталкиваться с неординарными ситуациями, каждый день тебе бросают вызов юные таланты, а порой и гении! Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится!
Но как бы ни были банальны эти слова, хороший учитель всегда сумеет разжечь в своих учениках жажду знаний, любовь к правде и красоте. Джон Стейнбек сказал: «Я убеждён, что великий учитель — это великий актёр. Но вы ведь знаете, как мало хороших актёров. Преподавание это даже большее искусство, так как цена ему — человеческий разум и человеческий дух».
Хороших, настоящих артистов действительно мало. Их и не может быть много, иначе просто нивелируется само понятие — артист. А вот хороших учителей должно быть много всегда!