Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Об учителе написано немало. Но эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совер¬шенствования самой работы по формированию человека, как бес¬предельны пути педагогического мастерства. И, несомненно, люди ещё много раз будут пытаться сказать новое слово о благо¬родном труде педагога-воспитателя, чтобы отдать должное одной из древнейших на земле и вечно необходимых профессий.
У каждого учителя имеются свои приёмы, и этим каждый хороший учитель от¬личается от другого хорошего учителя. И это верно. Жизнь показывает, что одинаковых уроков не бывает и быть не должно, если их ведут настоящие мастера. Вот почему никакие труды по педагогике не передают, да и не могут передать того огромного богатства, которым располагает живой учительский опыт. Это относится и к характеристике личности учителя, и к проявлениям его способностей, к творческой деятельности учителя.
По своим целям и особенностям подлинный учительский труд — это всегда творчество, так как работа с растущим и развиваю¬щимся человеком не терпит шаблона и штампа.
Культура педагогического труда зависит от способ¬ности видеть и своевременно разрешать жизненные противоречия.
Педагогическое мастерство всегда состоит в том, чтобы найти технологические решения для развития всей совокупности качеств личности, начиная от тончайших чёрточек и кончая глобальными досто¬инствами человека — совестливости, чести и порядочности, и чело¬веку самому приходится постоянно умерять свои жела¬ния, отказываться от целей, если их достижение задевает хоть одного человека.
Я — учитель, учитель английского языка. И, смею надеяться, — хороший учитель. После окончания школы я много раз спрашивала себя: «Чего мне хочется? Что мне нравится? Какую выбрать профессию, чтобы не испытать разочарования?» Трудно ответить на эти вопросы в начале пути. Путь к познанию тернист. Кто-то с самого начала выбирает физику, математику, химию или биологию как путь к познанию мира. Помните: «Во всём хочу дойти до самой сути…»?
Я с самого начала выбрала Слово. Ведь именно оно — самое древнее средство общения, самая универсальная система обмена информацией, ведь именно в него мы облачаем свои мысли. Я убеждена, что именно язык сделал человека — человеком. Язык — это бесценный дар мудрой природы человеку.
Я влюблена в английский язык. Бывают же люди, влюблённые в балет, в музыку, в театр, в живопись, в литературу. Мне повезло с моими учителями и в школе, и в институте. Я — счастливый человек. Я могу сказать вслед за Бернардом Шоу и его профессором Хиггинсом: «Английский язык — это моя профессия и моё хобби».
Мои ученики — это мои единомышленники, они приходят ко мне на урок с желанием общаться, делиться своими мыслями, проблемами, познавать мир посредством изучения иного языка, иной культуры, иных ценностей. И как приятно сознавать, что им интересно на моих уроках, потому что ценности культуры мира — общечеловеческие.
Мне нравятся беспокойные ученики, заводилы, даже шалуны. С ними интересно работать. С ними много успеваешь, можно придумать что-то новое на уроке, на школьной сцене. И тут как раз и подстерегают учителя размышления об ответственности.
Безусловно, каждый учитель в процессе работы стремится научить своих учеников ответственности. Однако ответственность нельзя навязывать детям, её надо вырастить в них. Когда непрестанно говоришь им, что и как делать, они станут выполнять это очень хорошо, но! Ведь у них остаётся мало возможностей для собственных суждений и развития чувства ответственности. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. И поэтому воспитать в своих учениках чувство ответственности и веры в себя и в свои силы — первейшая задача педагога. Всегда, когда это возможно, надо позволять им принимать самостоятельные решения. Даже если ответ будет заранее «Да!» Даже если вы сами подвели их к этому решению. Но никогда не лишайте их права ответить вам «Нет!» Выслушайте их, поспорьте с ними, но только на равных. А потом и сами задумайтесь: а может и в этих неуклюжих доводах есть зерно истины, которую мы все, кстати, ищем всю жизнь, сколько бы ни было нам лет? Уважайте своих учеников, если хотите, чтобы и они уважали вас и воспринимали правильно всё, что вы им преподаёте.
У нас с вами прекрасная профессия. Будь моя воля, я назвала бы её призванием. И узаконила бы её в дипломе: «Призвание — учитель». И как бы хотелось, чтобы и родители наших учеников воспринимали отношения со своими детьми не как генетическое родство, а именно как призвание! Родина обучения — школа, учить надо, как в школе учат. А родина воспи¬тания — семья, воспитывать надо, как в семье. Между тем бывают учителя, которые пытаются учить, как дома, и бывают родители, которые хотят воспитывать детей, как в школе,- и ни у тех, ни у других ничего не полу¬чается.
Я бы сказала, что учителя — это особая каста. Почему большинство учителей так преданы своей работе и убеждены, хотя и не всегда сознаются в этом открыто, что они служат не только своей Родине, но и всему человечеству? Что их работа — самая важная на свете? Ведь это очень трудная работа. Каждый день приходится сталкиваться с неординарными ситуациями, каждый день тебе бросают вызов юные таланты, а порой и гении! Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится!
Но как бы ни были банальны эти слова, хороший учитель всегда сумеет разжечь в своих учениках жажду знаний, любовь к правде и красоте. Джон Стейнбек сказал: «Я убеждён, что великий учитель — это великий актёр. Но вы ведь знаете, как мало хороших актёров. Преподавание это даже большее искусство, так как цена ему — человеческий разум и человеческий дух».
Хороших, настоящих артистов действительно мало. Их и не может быть много, иначе просто нивелируется само понятие — артист. А вот хороших учителей должно быть много всегда!