Диагностика взаимодействия семьи и школы
Диагностика взаимодействия школы и семьи выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную и развивающую функции. Информационная выявляет уровни воспитательного потенциала семьи и состояние педагогического взаимодействия с ней. Прогнозирующая определяет потенциал развития учащегося и взаимодействия с ним и его родителями. Оценочная дает представление о результативности педагогического взаимодействия семьи и школы, об эффективности использования воспитательных и обучающих средств. Развивающая - это применение диагностических методик, стимулирующих взаимодействие семьи и школы и самореализацию родителей.
Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться определенных правил. Правило первое: любые результаты исследования должны использоваться не во вред, а во благо семье и ребенку. Правило второе: по результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило третье: необходимость диагностики обязательно разъясняется учащимся и их родителям.
Культура взаимодействия семьи и школы измеряется следующими критериями и показателями:
Критерии | Показатели |
I. Удовлетворенность учащихся | Комфортность, защищенность личности и отношения ученика к школе. Удовлетворенность родителей содержанием, организацией, условиями и результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе |
II. Конкурентоспособность школы | Усвоение учащимися образовательной программы. Отток учащихся в другие школы. Поступление выпускников в вузы. Участие школьников в конкурсах, смотрах, соревнованиях. Репутация школы |
III. Удовлетворенность родителей нормами взаимодействия со школой | Отношение родителей к школе, уровень их защищенности и активности; их представления об обучении и ожидания от школы |
Выбираем методики
Определив критерии и показатели эффективного взаимодействия школы и семьи, можно приступать к выбору диагностических методик. Их известно значительное количество.
Например:
- удовлетворенность учащихся и родителей школой устанавливаем по методике А. Андреева или Н. Степанова.
-традиции, обычаи, нравственные ценности семей определяем с помощью теста «Я - родитель, я - приятель» и рисуночного теста «День рождения в моей семье».
-стиль и методы воспитания в семье изучаем по тесту «Стили и методы воспитания ребенка в семье».
- уровень заботы родителей о ребенке - по тесту «Определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку».
Методика: «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива» . Родительские собрания. Она дает представление сразу обо всем новом пополнении родителей.
В анкете имеются следующие пункты:
1. Фамилия, имя, отчество;
2. Профессии;
3. Образование;
4. Возраст;
5. Сколько лет существует семья;
6. Полная или неполная семья;
7. Количественный состав семьи;
8. Жилищные условия семьи;
9. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочие телефоны;
10. Материальные возможности семьи.
(Нуждается ли ребенок в материальной помощи?)
11. Интересы, увлечения, хобби в семье
Данная информация заносится в личное дело учащегося, переходит вместе с ним из класса в класс и сохраняется до окончания им школы. Так можно создать картотеку родительского состава школы, в которой хранятся все диагностические данные о семье.
Анкета для родителей.
1. Фамилия, имя, отчество_____________________________________
2. Профессии________________________________________________
3. Образование_______________________________________________
4. Возраст___________________________________________________
5. Сколько лет существует семья__________________________________
6. Полная или неполная семья____________________________________
7. Количественный состав семьи__________________________________
8. Жилищные условия семьи_____________________________________
9. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной связи, рабочие
телефоны_____________________________________________________
______________________________________________________________
10. Материальные возможности семьи. (Нуждается ли ребенок в
материальной помощи?)________________________________________
11. Интересы, увлечения, хобби в семье_____________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Методика «Сотрудничество семьи и школы»
Выявляет положительные ожидания родителей от сотрудничества со школой. Ежегодно родителям предлагается сказать свое «да» или «нет» по каждому из следующих пунктов анкеты. При подсчете учитывается только количество положительных ответов. Положительные ответы по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 позволяют оценить, насколько подтвердились ожидания родителей от работы классного руководителя. О заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии со школой свидетельствуют положительные ответы по пунктам 3,4,7,9. Пункты 5,8,10,11 могут быть показателем активности родителей. Как сигнал тревоги можно рассматривать положительные ответы по пунктам 6,12,13. Они означают, что с данными родителями классный руководитель вел недостаточную психолого-педагогическую работу, не сумел своевременно вовлечь их в совместную деятельность.
Анкета
Уважаемые родители, по каждому из пунктов выскажите свое мнение «да» или «нет».
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
1. Я доверяю классному руководителю в воспитании моего ребенка.
2. Мероприятия, проводимые в классе и школе, я одобряю.
3. Профессиональная компетентность учителей соответствует норме.
4. Я всегда могу без приглашения обратиться к учителю.
5. Я регулярно посещаю родительские собрания.
6. Родительские собрания - это вынужденная необходимость.
7. Родительские собрания - это встреча единомышленников.
8. Родительские собрания пропускаю только по уважительной причине.
9. Помощь классного руководителя (школы) в воспитании моего ребенка мне нужна.
10. На просьбы классного руководителя откликаюсь сразу.
11. Готов материально помочь классу в разумных пределах.
12. Ремонт класса - это дело школы.
13. В ремонте готов помочь только материально.
Методика «Культура взаимодействия школы и родителей»
Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. За основу взята работа Калининой Н. В., Лукьяновой Л. А. «Удовлетворенность организацией образовательного процесса». Подсчитываем количество положительных и отрицательных ответов по каждому пункту, и выстраивается достаточно четкая картина положительных и отрицательных ожиданий родителей по отношению к школе. Особое внимание обращаем на утверждения, выявляющие: представления родителей о школьной жизни; удовлетворенность родителей положением их ребенка в школе; удовлетворенность родителей их взаимодействием со школой.
Родителям вручается вот такой анкетный листок:
Уважаемые родители!
Просим поделиться вашим мнением об организации образовательного процесса в школе. Пожалуйста, прочитайте внимательно утверждения. Если вы с ними согласны - ставьте «+», если не согласны - ставьте «-». Просим вас быть откровенными.
• Я согласен с содержанием воспитания в школе.
• Считаю, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.
• В школе проходит много интересных мероприятий.
• В школе уютно, красиво, чисто.
• У детей в школе есть возможность интересно проводить свое свободное время.
• Учителя относятся к моему ребенку адекватно.
• Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.
• При решении школьных и классных вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.
• У моего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.
• У моего ребенка в основном хорошие взаимоотношения с одноклассниками.
• Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
• В школе добрая психологическая атмосфера.
• Мой ребенок доволен обучением в школе.
• Принимая управленческие решения, администрация считается с мнением детей и родителей.
• У администрации школы я всегда могу получить ответы на вопросы, касающиеся учебы и личности моего ребенка.
• Нас, родителей, достаточно хорошо информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.
• Для решения задач обучения, воспитания школа удачно сотрудничает с другими школами, организациями, детскими центрами.
• В нашей школе ведётся удачная работа с родителями.
• Я доволен условиями труда, созданными для детей в нашей школе.
• Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.
• Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.
• В обучении и воспитании учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребёнка.
• Я доволен тем, что мой ребёнок учится в этой школе.
Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи (методика незаконченных предложений)
Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)
Для учащихся:
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …
Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …
Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)
Для учащихся:
- Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …
Для родителей:
- Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …
Анкета на выявление уровня заинтересованности
родителей учебой ребенка
(тест)
1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____
2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустила(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам
3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя
4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу
5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.
6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.
Ключ для обработки результатов:
Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:
А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.
Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика )
Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным | |
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно | |
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку | |
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы | |
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы | |
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем | |
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка | |
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями | |
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку | |
В учебном заведении работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребенок | |
Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания | |
В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка | |
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка | |
Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка | |
Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни | |
Обработка результатов:
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Анкета
о домашних заданиях
Уважаемый родитель!
Пожалуйста, обсудите со своим ребенком эту анкету. Пусть он ее заполнит и сдаст учителю. Благодарю Вас.
Я понимаю, что важно выполнять домашнюю работу, потому что ...
Я понимаю, что нужно принести домой все материалы, необходимые для выполнения домашней работы, потому что...
Важно составить расписание занятий на день, выделив время выполнения домашних работ, потому что...
Я делаю домашнюю работу в тихом месте, которое расположено...
Важно выделить достаточное время на выполнение всех пунктов домашней работы, потому что...
Я доволен своей домашней работой, когда мне удается...
Когда я возвращаю выполненную домашнюю работу вовремя, я чувствую...
Я чувствую, что важно проверить работу перед сдачей, потому что...
У меня есть специальное место, куда я кладу работу, чтобы не забыть взять ее с собой в школу. Оно расположено...
Когда у меня нет домашней работы, я использую время, предназначенное для нее в расписании занятий, на...
Подпись ученика:
Подпись родителя:
ПИСЬМО ДИРЕКТОРА РОДИТЕЛЯМ О НЕВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Домашние задания — интегрирующий элемент образования Вашего ребенка. Домашние задания служат двум целям. Первая — это обычная практика в применении академических навыков. Но не менее важно другое, о чем часто забывают: домашняя работа — это упражнение в развитии чувства ответственности и хороших общеучебных навыков. Эти навыки очень существенны для успеха в школе. Родительская поддержка и наблюдение при выполнении домашних заданий — чрезвычайно важный фактор выработки хороших общеучебных навыков и персональной ответственности. Мы уверены, что родители и учителя должны работать вместе во имя успехов ребенка. Нам нужна Ваша поддержка!
Учитель Вашего ребенка уже сообщал Вам о том, что его домашняя работа не была сделана или не была сдана вовремя. К сожалению, проблемы остаются. Поэтому мы просим Вас лично проследить, чтобы ребенок делал и сдавал вовремя домашние задания. От усилий ребенка зависят его академические успехи. Если мы будем действовать вместе, мы сможем повысить его ответственность и улучшить общеучебные навыки. Если у Вас возникли вопросы или предложения, позвоните или напишите в школу. Пожалуйста, подпишите нижнюю часть записки и отправьте с Вашим ребенком в школу. Благодарю Вас.
Подпись родителя