МОУ СОШ № 138
Педсовет на тему:
«Духовно-нравственные основы
развития личности».
Учитель: Иванова Л.И.
2007 год.
МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СЕГОДНЯ»
(выступление)
Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического ответа, актуальна и своевременна.
Сегодня, в условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, отсутствия идеологической доктрины, нам навязывается иной образ жизни; потоки зарубежной псевдокультуры, иностранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи - все это создает для русского человека чуждую среду обитания, корежит историческую память, обрывает преемственность национальной культуры, всю жизнь окрашивает в несвойственные нам тона.
На словах нас призывает к духовному возрождению, объявляет о приоритетности образования и культуры, но на деле школа низведена до уровня нищенского материального их деления, учитель доведен до грани выживания. Но вопреки этому мы продолжаем работать с полней отдачей из чувства самоуважения и сознания, что дети (наши дети!) не могут ждать, они растут, им нужна наша поддержка, наше влияние. И только школа сейчас осталась гарантом общественной нравственности.
В новых условиях школа вынуждена изменять свои педагогические ориентации, появляются новые проблемы, и одна из самых острых - проблема духовно-нравственного воспитания и становления личности, и её актуальность всеми нами осознаваема.
Сейчас речь идет о новых подходах к организации всей воспитательной работы в школе. Время поставило нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содержание, формы и методы работы со школьниками.
Сегодня на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Принято определение воспитания вообще и духовно-нравственного в особенности - как целенаправленное управление процессов развития личности, тогда гуманистическое воспитание не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов, конкретных людей, групп, коллектива.
Конечная же цель гуманистического воспитания - сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию.
Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами:
- это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение и пр.);
это гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность и т. д.).
это духовная личность (духовность мы понимаем как отрешенность от низменных, глубокочувственных интересов, стремление к внутреннему самосовершенствованию, высоте духа, к поиску смысла жизни...);
это творческая личность (развитие способности, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект и т. д.);
это практическая личность (трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры и т. д.).
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания. Назовем основные.
Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход очень трудно осуществить без основательной психологизации образовательного процесса.
Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребенку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. В школе должно быть как можно меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда - все это тормозит развитие ребенка.
Опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
Деятельный подход в воспитании: ребенок не готовится в школе к будущей жизни - он уже живет реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Средовой подход - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займет особое место и требует особого внимания.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этнических, религиозных, историчес-
ких, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. «Самый опасный результат образования - это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью» (Эрнст Боуер).
Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких-либо качеств ребенка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Перечисленные выше принципы воспитания составляют основу системы. Она (система) не создается и не задается извне, она является результатом сложного процесса саморазвития, в котором важную роль играет исходный замысел авторов системы (чаще всего педагогов, но учитывающих мнение детей). Процесс развития разных воспитательных систем неоднозначен, но суть его одна: движение от разрозненных воздействий к целостному саморегулирующемуся, воспитывающему социальному организму.
Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний, а психолог, социальный педагог должны занять в школе главенствующее место. Если в школе есть психолог, то есть возможность разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников, только тогда произойдет реальная гуманизация воспитательного процесса.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(содержательный аспект - заместитель директора
по научно-методической работе)
В настоящее время, когда воспитание индивидуальности является стержневой идеей образования, важно подчеркнуть значение духовно-нравственного начала в личности. Развитие индивидуальности сегодня не должно приводить к противопоставлению эгоистического и альтруистического в человеке. Необходимо находить пути гармонизации этих аспектов личности, на основе чего и может осуществляться становление истинно нравственного человека, духовно богатого и разносторонне развитого. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей - чувств - деятельности.
Прежде всего важно сформировать у школьников идею Родины, помочь ему понять, что есть в его жизни нечто священное, ни с чем не сопоставимое - Родина. Причем знание о Родине - это не просто сведения, которые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь воспитанников. Большое значение при этом имеет природа. Восхищение красотой нашей земли - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, где природа ярче, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.
Человек, осознающий идею Родины, осознает долг перед Отечеством, перед другими людьми, перед родителями. Долг является сердцевиной нравственности. Чувство долга - это осознание и переживание интересов других людей, Отечества в связи с личными интересами. В долге сливаются общественное и глубоко личное. Именно осознание ответственности вызывает у ребят желание стать лучше, чем они есть, вызывает стремление проявить себя, раскрыть свои возможности и способности. Чувство долга рождается из элементарной привычки - привычки приходить человеку на помощь независимо от того, просит он об этом или нет, когда подросток принимает активное участие в деятельности, которая, на первый взгляд, не затрагивает его личных интересов. Но, если человек ощущает свое участие в практической деятельности, он создает не только материальные ценности, он создает самого себя.
Гражданственность как системообразующее качество личности, в котором проявляется в высшей степени отношение человека к самому себе и отношение к обществу. Человек, не уважающий себя, не сможет уважать и других. Через окружающий мир приходит человек к самому себе. В том, какие граждане выходят из школы, что они утверждают своим поведением и своим трудом, за что и против чего борются, можно определить критерий нравственного развития личности и критерий педагогической работы. Активная позиция личности, умение принимать решения
являются сегодня противоядием против тоталитаризма и конформизма. Человек, умеющий четко выразить и отстоять свою позицию, обладает духовной силой, позволяющей ему быть свободным человеком.
Представления о добре и зле, являющиеся основой нравственности, должны быть эмоционально окрашены. Добро должно вызывать у детей радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте. От того, насколько ярко окрашиваются эмоционально познанные в детстве идеи, насколько органично сливаются эмоциональная и моральная оценки окружающего мира, зависит тонкость, сердечность личного отношения к человеку и обществу. Эмоциональная оценка идей как важнейший элемент нравственности, зависит от того, как глубоко способен человек переживать чувства радости, восхищения и т. д. Способность переживания может быть развита в человеке. К чувству нужно подводить, чувство, необходимое для становления нравственной культуры, нужно пробуждать, а для этого необходимо переживание эмоциональных ситуаций каждым ребенком. Суть эмоциональной ситуации состоит в том, что человек сердцем ощущает движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями. Для эмоциональной ситуации характерна деятельность, которая выражается в душевных порывах, в деятельности, которая возникает под влиянием обстоятельств.
Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством. Азбука эмоционально-нравственной культуры воспитанника заключается в том, чтобы он, встретившись с человеком, мог почувствовать, что у того неспокойно на сердце, что тот переживает глубоко затаенное горе. Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребенок что-то или кого-то «приручает», что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Это можно назвать материализацией нравственных нош в человеческих отношениях. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребенка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом - это уже забота о людях. И здесь хочется привести слова В. А. Сухомлинско-го: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
ВЫСТУПЛЕНИЕ В.А.Ю., классного руководителя 5 «а» .
Снижение высшего показателя уровня развития коллектива и уровня воспитанности учащихся в 5-7 классах происходит, в основном, за счет пятых классов. Это порождено рядом причин. Внешние причины: дети в начальной школе занимаются в одном и том же кабинете, у одного учителя, в одном и том же классном коллективе. В пятом классе они перешли к кабинетной системе, к предметному обучения, коллектив класса изменился в связи с конкурсным набором в 5 классы. Внутренние причины: меняются психофизиологические особенности детей и вид их основной деятельности: они больше внимания уделяют отношениям со сверстниками, порой очень увлечены этим. Остро переживают, если на какое-то время оказываются не принимаемыми учащимися класса.
Социальные причины: дети через средства массовой информации, в семье испытывает нестабильность настоящего времени. Идет постоянный процесс осмысления учеником новой для него жизни порой через всевозможные конфликты, что может характеризоваться снижением культуры поведения, и многие нравственные качества не просматриваются, но проявляются за подростковой импульсивностью и конфликтностью. Мы, классные руководители пятых классов, понимаем это, поэтому большое внимание уделяем информации об ученике и классе, получаемой от их учителей начальной школы. Это помогает нам следовать принципам возвышающей педагогики Сухомлинского. Но, поскольку это уже и другие дети, проводим изучение психофизиологических особенностей через анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение предметов деятельности ученика. К этой работе привлекаем детей и родителей.
Полученная информация помогает нам скоординировать нравственную позицию взрослых по отношению к каждому ученику.
Введению в жизнь основной школы очень помогли классные часы, посвященные знакомству с пакетами документов школы. (Устав школы,Правила поведения для учащихся, Единые педагогические требования). Для адаптации детей использовали игры-знакомства, коллективное посещение театра, цирка, планетария, музеев г. Челябинска. Для установления дружеских взаимоотношений между всеми классами проводили совместные спортивные праздники, встречу Нового года в актовом зале.
На уровень воспитанности наших учеников благотворно влияют уроки этики и культуры поведения, которые помогают воздействовать на сознание, душу, отношения и облик подростка. Особенно хорошо прошли уроки этики и культуры поведения на тему: « Воспитанность человека, что это?», «Уважая человека», «Кто ты?», «Люди вокруг нас» и другие.
На духовно-нравственнее развитие подростков сильное влияние оказывают занятиях в школе искусств: хоровое пение, класс фортепиано, хореография. Выступление наших детей на районном смотре детских талантов принесло им успех, они не скрывали своей радости, и отрадно было наблюдать коллективный восторг от победы. Но дорога к этому была не гладкой: нежелание заниматься, огорчения, желание бросить занятия. Но все было забыто, когда получился хороший результат.
Всесторонняя работа классных руководителей, учителей, работающих в классе, помогает подросткам в развитии их духовно-нравственного облика.
ВЫСТУПЛЕНИЕ К. Л. А., классного руководителя 11 «ф-м» класса
Уровень развития классного коллектива и уровень воспитанности учащихся 11 А класса отличается от среднестатистических данных, представленных на педсовете (см. выше).
Как коллектив этот класс начинал формироваться 3 года назад, после переформирования классов по профилю, и представлял собой собранную воедино группу с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей, что подтвердила диагностика учащихся на начальном этапе (психологическое тестирование интеллекта). Поэтому моей целью как воспитателя стало: поддержать стремление старшеклассников к интеллектуальному, нравственному и физическому развитию, используя при этом социально-культурную и образовательную базу гимназии, внешкольных учреждений и высших учебных заведений г. Челябинска, и помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении.
При организации работы опиралась на методику нравственного развития личности (сформирована и апробирована Л. Е.Н.,), включающую в себя элементы: Я-позиции, Я-позиция и общественная (нравственная) норма, собственный выбор, стимулирование общественно-направленной позиции. Практически - это способы разрешения жизненных ситуаций (при отсутствии - возможно моделирование).
Использование данной методики при проведении даже традиционных форм занятий дает осознанное усвоение нравственных норм старшеклассниками на основе собственного выбора, является средством сохранения уникальности каждого, и в то же время идет обучение каждого тому, как жить вместе, как понять других и жить совместно. Эти уроки помогли развить творческий потенциал моих одиннадцатиклассников. Они активны в учебной деятельности (3 учащихся претендуют на медаль, остальные учатся на «хорошо» и «отлично»,5 – «удовлет.»), умеют анализировать политическую ситуацию, разбираются в деятельности средств массовой информации, умеют принимать решения, касающиеся своей жизни, жизни гимназии. Конкретным примером является участие моего ученика – Р.Леонида - в районном конкурсе «Интеллектуалы 21 века». При этом весь класс добровольно ему оказывал активную поддержку. В итоге - победа и ученика, и коллектива.
В системе работы с одиннадцатиклассниками достаточно четко вырисовывается - проблема ценностей. Отсутствие четко очерченных социально значимых ориентиров в обществе привело к снижению таких показателей воспитанности, как патриотизм, гражданственность. И как бы в противовес этому сильно возросли такие показатели, как целеустремленность, воля, требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию, профессиональному самоопределению. Одновременно ребята отличаются гуманным отношением друг к другу, трудолюбием, совестливостью. Поэтому есть надежда, что наши одиннадцатиклассники, научившись делать правильный выбор в системе нравственных ценностей, и в самостоятельной жизни займут правильную гражданскую позицию.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Н. Л.Ф. (завуч школы).
Ведущим направлением деятельности методической службы школы является изучение психолого-педагогического творчества на уроке. Процесс развития творчески мыслящей личности требует определенных условий. Атмосферу на уроке создает в первую очередь учитель. От того, как он сможет вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать у них интерес, зависит конечный результат его деятельности. Мнение учащихся о преподавателе дает возможность скорректировать его деятельность, направить её на достижение наилучших результатов в обучении.
Учитывая вышеизложенное, методической службой школы было проведено анкетирование учащихся, целью которого ставилось определить:
интерес к изучаемым предметам;
комфортность в процессе обучения;
эффективность использования различных методик преподавания.
Анкетирование проводилось в 5-10 классах. Вопросы анкеты:
Какие твои любимые предметы?
По каким предметам у тебя не все получается, но они тем не менее нравятся?
На каких уроках вы многое успеваете сделать?
На каких уроках ты не боишься отвечать?
На каких уроках ты чувствуешь доверие и понимание со стороны учителя?
На каких уроках ты чувствуешь беспокойство?
На каких уроках работаете в группах?
На каких уроках много работаете самостоятельно?
На каких уроках ты хотел бы что-либо изменить?
10. Всегда ли у тебя получается работать самостоятельно?
Анализ результатов проведен по каждому классу, согласован с классным руководителем, определены вопросы, требующие обсуждения и дальнейшего решения.
Также анализ приведен по группам 5-7; 8-10 классов.
В результате выяснилось, что у учащихся 5-7 классов интерес к изучаемым предметам довольно ровный, они одинаково интересуются математикой и историей, литературой и естественными науками. Несколько повышенный интерес наблюдается к урокам физической культуры.
Среди 8—10 классов интерес к изучаемым предметам избирательный,
т. е. в классах физико-математического направления просматривается явно повышенный интерес к этим предметам (9 А - физика - 70 %, 9 Б -математика - 80 %), интерес к естественным наукам (8 Б - биология - 30 %, 9 Б - биология - 40 %, 10 с - биология - 50 %).
Это закономерный результат. Увеличение количества часов, занятия на факультативах, кружках вызывает дополнительный интерес, дает более расширенные знания.
Общая тенденция для всех классов - низкий интерес к русскому языку, иностранным языкам. Здесь надо проводить работу, доказывать необходимость изучения этих предметов в современных условиях, развивать интерес к ним, т. к. конечной целью образования является создание всесторонне развитой личности.
В процессе анализа блока вопросов о комфортности в процессе обучения прослеживается высокая профессиональная квалификация преподавателей. Учащиеся в большинстве своем не боятся отвечать, не чувствуют беспокойства, видят доверие и понимание учителей.
Наблюдаются лишь единичные случаи, когда нет контакта между учителями и учащимися. Эта проблема легко разрешается при собеседовании классного руководителя и учителя-предметника, в результате чего будет повышаться успеваемость и улучшаться атмосфера на уроке.
Эффективность выбранных методик и форм оценивается учащимися неоднозначно. Одним нравится работать в группах, другие предпочитают самостоятельную работу. Но и в том и другом случае надо ориентироваться на конечные результаты, т. е. выбирать ту форму работы в каждом классе, которая принесет наилучший результат.
Таким образом, проведенное анкетирование дает возможность определить ряд вопросов, которые необходимо решать, для того чтобы весь образовательный процесс приносил положительные результаты.
Пример обработанного материала Школа глазами выпускника
I.
| Совершенно согласны | Согласны | Трудно сказать | Не согласны | Совершенно не согласны |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | + | | | |
2 | | + | | | |
3 | + | | | | |
4 | + | | | | |
5 | | + | | | |
6 | | + | | | |
7 | | | + | | |
8 | | + | | | |
9 | | | | + | |
10 | | | + | | |
I I.
Такая же, как наша школа: хорошие, внимательные учителя, интересные уроки, чистое здание в хорошем состоянии.
Обязательно бы перешла в нашу школу.
Мне хочется улыбнуться и поздороваться.
Быть самостоятельным, внимательным.
Нам это никогда не запрещают.
Подготовить нас к будущей жизни, дать нам огромный багаж знаний.
Дружба.
Праздник, интересное мероприятие, радостное событие, дискотека, просто школьный вечер, когда я просто могу побыть со своими школьными друзьями.
Хорошие знания, способность самовыражаться.
Недостойное поведение.
Быть добрым, веселым, общительным человеком.
Больше всего меня радует школьная столовая.
Огорчает туалет .
III
Нет 6. Да
Нет 7. Нет
Да 8. Нет
Да 9. Да
Да 10. Да
11.Нет 12. Да
IV.
Учитель - Лариса Александровна. Уроки, дружба, факультатив, любимый предмет, пример, вторая мама, интересное занятие, теплые отношения.
Аналогично комментируются результаты остальных диагностик и составляются сводные ведомости.
Сводная ведомость уровней развития 5 классов
№ п/п | Критерии сформированного коллектива | Уровни |
1 | Характер целей | 3 |
2 | Степень организованности (самоуправление) | 2,5 |
3 | Характер отношений | 3 |
4 | Открытость | 2,5 |
5 | Духовность, содержание деятельности, интересы | 3 |
6 | Сплоченность | 3,5 |