СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет на тему: «Духовно-нравственные основы развития личности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас речь идет о новых подходах к организации всей воспитательной работы в школе. Время поставило нас перед необходимостью пересмот­реть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содер­жание, формы и методы работы со школьниками.

Сегодня на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Принято определение воспитания вообще и духовно-нравствен­ного в особенности - как целенаправленное управление процессов разви­тия личности, тогда гуманистическое воспитание не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов, конкретных людей, групп, коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет на тему: «Духовно-нравственные основы развития личности».»

МОУ СОШ № 138











Педсовет на тему:



«Духовно-нравственные основы

развития личности».

















Учитель: Иванова Л.И.





2007 год.





МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

«АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ СЕГОДНЯ»

(выступление)

Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического ответа, актуальна и своевременна.

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, отсутствия идеологической доктрины, нам на­вязывается иной образ жизни; потоки зарубежной псевдокультуры, иност­ранная одежда, еда, реклама, иностранные слова и термины в устной и письменной речи - все это создает для русского человека чуждую среду обитания, корежит историческую память, обрывает преемственность наци­ональной культуры, всю жизнь окрашивает в несвойственные нам тона.

На словах нас призывает к духовному возрождению, объявляет о прио­ритетности образования и культуры, но на деле школа низведена до уров­ня нищенского материального их деления, учитель доведен до грани вы­живания. Но вопреки этому мы продолжаем работать с полней отдачей из чувства самоуважения и сознания, что дети (наши дети!) не могут ждать, они растут, им нужна наша поддержка, наше влияние. И только школа сей­час осталась гарантом общественной нравственности.

В новых условиях школа вынуждена изменять свои педагогические ори­ентации, появляются новые проблемы, и одна из самых острых - пробле­ма духовно-нравственного воспитания и становления личности, и её акту­альность всеми нами осознаваема.

Сейчас речь идет о новых подходах к организации всей воспитательной работы в школе. Время поставило нас перед необходимостью пересмот­реть во многом свои педагогические позиции, внести изменения в содер­жание, формы и методы работы со школьниками.

Сегодня на первое место встает вопрос о гуманизации воспитательного процесса. Принято определение воспитания вообще и духовно-нравствен­ного в особенности - как целенаправленное управление процессов разви­тия личности, тогда гуманистическое воспитание не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с ней различных субъектов, конкретных людей, групп, коллектива.

Конечная же цель гуманистического воспитания - сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию.

Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следую­щими качествами:

- это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданст­венность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в ду­ховной жизни, ответственность, самоуважение и пр.);

  • это гуманная личность (милосердие, доброта, способность к сострада­нию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность и т. д.).

  • это духовная личность (духовность мы понимаем как отрешенность от низменных, глубокочувственных интересов, стремление к внутреннему самосовершенствованию, высоте духа, к поиску смысла жизни...);

  • это творческая личность (развитие способности, потребность в знани­ях, умениях, развитый интеллект и т. д.);

  • это практическая личность (трудолюбие, знание экономики, хозяйст­венность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры и т. д.).

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принци­пы, идеи гуманистического воспитания. Назовем основные.

  1. Личностный подход - признание личности ребенка высшей социаль­ной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход очень трудно осуществить без основательной психологизации образовательного процесса.

  1. Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребенку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авто­ритарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный про­цесс и ребенка как личность. В школе должно быть как можно меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда - все это тор­мозит развитие ребенка.

  1. Опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.

  2. Деятельный подход в воспитании: ребенок не готовится в школе к бу­дущей жизни - он уже живет реальной, сегодняшней жизнью. И ему нуж­на интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятель­ность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

  3. Средовой подход - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займет особое место и требует особого внимания.

  4. Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего бла­гоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продук­ции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополни­тельного образования.

  5. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учет их этнических, религиозных, историчес-

ких, культурологических условий, признание уникальной неповторимос­ти участников воспитательного процесса.

  1. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. «Самый опасный результат обра­зования - это прекрасно информированные люди, не отягощенные совес­тью» (Эрнст Боуер).

  2. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких-ли­бо качеств ребенка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сто­рон и развивал все свои личностные качества.

Перечисленные выше принципы воспитания составляют основу систе­мы. Она (система) не создается и не задается извне, она является результа­том сложного процесса саморазвития, в котором важную роль играет исходный замысел авторов системы (чаще всего педагогов, но учитываю­щих мнение детей). Процесс развития разных воспитательных систем не­однозначен, но суть его одна: движение от разрозненных воздействий к целостному саморегулирующемуся, воспитывающему социальному орга­низму.

Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогичес­ких знаний, а психолог, социальный педагог должны занять в школе гла­венствующее место. Если в школе есть психолог, то есть возможность раз­работки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников, только тогда произойдет реальная гуманизация воспитательного процес­са.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

(содержательный аспект - заместитель директора

по научно-методической работе)

  1. В настоящее время, когда воспитание индивидуальности является стержневой идеей образования, важно подчеркнуть значение духовно-нравственного начала в личности. Развитие индивидуальности сегодня не должно приводить к противопоставлению эгоистического и альтруисти­ческого в человеке. Необходимо находить пути гармонизации этих аспек­тов личности, на основе чего и может осуществляться становление истин­но нравственного человека, духовно богатого и разносторонне развитого. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей - чувств - деятельности.

  1. Прежде всего важно сформировать у школьников идею Родины, по­мочь ему понять, что есть в его жизни нечто священное, ни с чем не сопос­тавимое - Родина. Причем знание о Родине - это не просто сведения, кото­рые надо запомнить, но истины, которые должны затрагивать личную жизнь воспитанников. Большое значение при этом имеет природа. Восхи­щение красотой нашей земли - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В мире есть страны, где природа ярче, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

  1. Человек, осознающий идею Родины, осознает долг перед Отечест­вом, перед другими людьми, перед родителями. Долг является сердцеви­ной нравственности. Чувство долга - это осознание и переживание интере­сов других людей, Отечества в связи с личными интересами. В долге сли­ваются общественное и глубоко личное. Именно осознание ответственнос­ти вызывает у ребят желание стать лучше, чем они есть, вызывает стремле­ние проявить себя, раскрыть свои возможности и способности. Чувство долга рождается из элементарной привычки - привычки приходить чело­веку на помощь независимо от того, просит он об этом или нет, когда под­росток принимает активное участие в деятельности, которая, на первый взгляд, не затрагивает его личных интересов. Но, если человек ощущает свое участие в практической деятельности, он создает не только матери­альные ценности, он создает самого себя.

  2. Гражданственность как системообразующее качество личности, в ко­тором проявляется в высшей степени отношение человека к самому себе и отношение к обществу. Человек, не уважающий себя, не сможет ува­жать и других. Через окружающий мир приходит человек к самому себе. В том, какие граждане выходят из школы, что они утверждают своим по­ведением и своим трудом, за что и против чего борются, можно опреде­лить критерий нравственного развития личности и критерий педагогичес­кой работы. Активная позиция личности, умение принимать решения

являются сегодня противоядием против тоталитаризма и конформизма. Человек, умеющий четко выразить и отстоять свою позицию, обладает ду­ховной силой, позволяющей ему быть свободным человеком.

  1. Представления о добре и зле, являющиеся основой нравственности, должны быть эмоционально окрашены. Добро должно вызывать у детей радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравст­венной красоте. От того, насколько ярко окрашиваются эмоционально поз­нанные в детстве идеи, насколько органично сливаются эмоциональная и моральная оценки окружающего мира, зависит тонкость, сердечность лич­ного отношения к человеку и обществу. Эмоциональная оценка идей как важнейший элемент нравственности, зависит от того, как глубоко спосо­бен человек переживать чувства радости, восхищения и т. д. Способность переживания может быть развита в человеке. К чувству нужно подводить, чувство, необходимое для становления нравственной культуры, нужно пробуждать, а для этого необходимо переживание эмоциональных ситуа­ций каждым ребенком. Суть эмоциональной ситуации состоит в том, что человек сердцем ощущает движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями. Для эмоциональной ситуа­ции характерна деятельность, которая выражается в душевных порывах, в деятельности, которая возникает под влиянием обстоятельств.

  1. Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человечес­ким достоинством. Азбука эмоционально-нравственной культуры воспи­танника заключается в том, чтобы он, встретившись с человеком, мог по­чувствовать, что у того неспокойно на сердце, что тот переживает глубо­ко затаенное горе. Нравственная воспитанность заключается в том, что че­ловек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, чело­вечность могут быть воспитаны тогда, когда ребенок что-то или кого-то «приручает», что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Это мож­но назвать материализацией нравственных нош в человеческих отношени­ях. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребенка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом - это уже забота о людях. И здесь хочется привести слова В. А. Сухомлинско-го: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот мо­ральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

ВЫСТУПЛЕНИЕ В.А.Ю., классного руководителя 5 «а» .

Снижение высшего показателя уровня развития коллектива и уровня воспитанности учащихся в 5-7 классах происходит, в основном, за счет пятых классов. Это порождено рядом причин. Внешние причины: дети в начальной школе занимаются в одном и том же кабинете, у одного учите­ля, в одном и том же классном коллективе. В пятом классе они перешли к кабинетной системе, к предметному обучения, коллектив класса изменил­ся в связи с конкурсным набором в 5 классы. Внутренние причины: меня­ются психофизиологические особенности детей и вид их основной дея­тельности: они больше внимания уделяют отношениям со сверстниками, порой очень увлечены этим. Остро переживают, если на какое-то время оказываются не принимаемыми учащимися класса.

Социальные причины: дети через средства массовой информации, в се­мье испытывает нестабильность настоящего времени. Идет постоянный процесс осмысления учеником новой для него жизни порой через всевоз­можные конфликты, что может характеризоваться снижением культуры поведения, и многие нравственные качества не просматриваются, но про­являются за подростковой импульсивностью и конфликтностью. Мы, классные руководители пятых классов, понимаем это, поэтому большое внимание уделяем информации об ученике и классе, получаемой от их учителей начальной школы. Это помогает нам следовать принципам воз­вышающей педагогики Сухомлинского. Но, поскольку это уже и другие дети, проводим изучение психофизиологических особенностей через анке­тирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение предме­тов деятельности ученика. К этой работе привлекаем детей и родителей.

Полученная информация помогает нам скоординировать нравственную позицию взрослых по отношению к каждому ученику.

Введению в жизнь основной школы очень помогли классные часы, пос­вященные знакомству с пакетами документов школы. (Устав школы,Правила поведения для учащихся, Единые педагогические требования). Для адаптации детей использовали игры-знакомства, коллективное посе­щение театра, цирка, планетария, музеев г. Челябинска. Для установления дружеских взаимоотношений между всеми классами проводили совмест­ные спортивные праздники, встречу Нового года в актовом зале.

На уровень воспитанности наших учеников благотворно влияют уроки этики и культуры поведения, которые помогают воздействовать на созна­ние, душу, отношения и облик подростка. Особенно хорошо прошли уро­ки этики и культуры поведения на тему: « Воспитан­ность человека, что это?», «Уважая человека», «Кто ты?», «Люди вокруг нас» и другие.

На духовно-нравственнее развитие подростков сильное влияние оказы­вают занятиях в школе искусств: хоровое пение, класс фортепиано, хоре­ография. Выступление наших детей на районном смотре детских талантов принесло им успех, они не скрывали своей радости, и отрадно было наб­людать коллективный восторг от победы. Но дорога к этому была не глад­кой: нежелание заниматься, огорчения, желание бросить занятия. Но все было забыто, когда получился хороший результат.

Всесторонняя работа классных руководителей, учите­лей, работающих в классе, помогает подросткам в развитии их духовно-нравственного облика.

ВЫСТУПЛЕНИЕ К. Л. А., классного руководителя 11 «ф-м» класса

Уровень развития классного коллектива и уровень воспитанности уча­щихся 11 А класса отличается от среднестатистических данных, представ­ленных на педсовете (см. выше).

Как коллектив этот класс начинал формироваться 3 года назад, после переформирования классов по профилю, и представлял собой собранную воедино группу с высоким уровнем развития интеллектуальных способ­ностей, что подтвердила диагностика учащихся на начальном этапе (психологическое тестирование интеллекта). Поэтому моей целью как воспитателя стало: поддержать стремление старшеклассников к интел­лектуальному, нравственному и физическому развитию, используя при этом социально-культурную и образовательную базу гимназии, внешколь­ных учреждений и высших учебных заведений г. Челябинска, и помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределе­нии.

При организации работы опиралась на методику нравственного разви­тия личности (сформирована и апробирована Л. Е.Н.,), включающую в себя элементы: Я-позиции, Я-позиция и общественная (нравственная) норма, собственный выбор, стимулирова­ние общественно-направленной позиции. Практически - это способы раз­решения жизненных ситуаций (при отсутствии - возможно моделирова­ние).

Использование данной методики при проведении даже традиционных форм занятий дает осознанное усвоение нравственных норм старшекласс­никами на основе собственного выбора, является средством сохранения уникальности каждого, и в то же время идет обучение каждого тому, как жить вместе, как понять других и жить совместно. Эти уроки помогли раз­вить творческий потенциал моих одиннадцатиклассников. Они активны в учебной деятельности (3 учащихся претендуют на медаль, осталь­ные учатся на «хорошо» и «отлично»,5 – «удовлет.»), умеют анализировать политичес­кую ситуацию, разбираются в деятельности средств массовой информации, умеют принимать решения, касающиеся своей жизни, жизни гимна­зии. Конкретным примером является участие моего ученика – Р.Леонида - в районном конкурсе «Интеллектуалы 21 века». При этом весь класс доб­ровольно ему оказывал активную поддержку. В итоге - победа и ученика, и коллектива.

В системе работы с одиннадцатиклассниками достаточно четко вырисо­вывается - проб­лема ценностей. Отсутствие четко очерченных социально значимых ори­ентиров в обществе привело к снижению таких показателей воспитаннос­ти, как патриотизм, гражданственность. И как бы в противовес этому силь­но возросли такие показатели, как целеустремленность, воля, требователь­ность к себе, стремление к самосовершенствованию, профессиональному самоопределению. Одновременно ребята отличаются гуманным отноше­нием друг к другу, трудолюбием, совестливостью. Поэтому есть надежда, что наши одиннадцатиклассники, научившись делать правильный выбор в системе нравственных ценностей, и в самостоятельной жизни займут правильную гражданскую позицию.

ВЫСТУПЛЕНИЕ Н. Л.Ф. (завуч школы).

Ведущим направлением деятельности методической службы школы является изучение психолого-педагогического творчества на уроке. Про­цесс развития творчески мыслящей личности требует определенных усло­вий. Атмосферу на уроке создает в первую очередь учитель. От того, как он сможет вовлечь учащихся в процесс обучения, вызвать у них интерес, за­висит конечный результат его деятельности. Мнение учащихся о препода­вателе дает возможность скорректировать его деятельность, направить её на достижение наилучших результатов в обучении.

Учитывая вышеизложенное, методической службой школы было про­ведено анкетирование учащихся, целью которого ставилось определить:

  1. интерес к изучаемым предметам;

  2. комфортность в процессе обучения;

  3. эффективность использования различных методик преподавания.

Анкетирование проводилось в 5-10 классах. Вопросы анкеты:

  1. Какие твои любимые предметы?

  2. По каким предметам у тебя не все получается, но они тем не менее нравятся?

  1. На каких уроках вы многое успеваете сделать?

  2. На каких уроках ты не боишься отвечать?

  3. На каких уроках ты чувствуешь доверие и понимание со стороны учителя?

  1. На каких уроках ты чувствуешь беспокойство?

  2. На каких уроках работаете в группах?

  3. На каких уроках много работаете самостоятельно?

  4. На каких уроках ты хотел бы что-либо изменить?

10. Всегда ли у тебя получается работать самостоятельно?

Анализ результатов проведен по каждому классу, согласован с класс­ным руководителем, определены вопросы, требующие обсуждения и даль­нейшего решения.

Также анализ приведен по группам 5-7; 8-10 классов.

В результате выяснилось, что у учащихся 5-7 классов интерес к изучае­мым предметам довольно ровный, они одинаково интересуются математи­кой и историей, литературой и естественными науками. Несколько повы­шенный интерес наблюдается к урокам физической культуры.

Среди 8—10 классов интерес к изучаемым предметам избирательный,

т. е. в классах физико-математического направления просматривается явно повышенный интерес к этим предметам (9 А - физика - 70 %, 9 Б -математика - 80 %), интерес к естественным наукам (8 Б - биология - 30 %, 9 Б - биология - 40 %, 10 с - биология - 50 %).

Это закономерный результат. Увеличение количества часов, занятия на факультативах, кружках вызывает дополнительный интерес, дает более расширенные знания.

Общая тенденция для всех классов - низкий интерес к русскому языку, иностранным языкам. Здесь надо проводить работу, доказывать необходи­мость изучения этих предметов в современных условиях, развивать инте­рес к ним, т. к. конечной целью образования является создание всесторон­не развитой личности.

В процессе анализа блока вопросов о комфортности в процессе обуче­ния прослеживается высокая профессиональная квалификация преподава­телей. Учащиеся в большинстве своем не боятся отвечать, не чувствуют беспокойства, видят доверие и понимание учителей.

Наблюдаются лишь единичные случаи, когда нет контакта между учите­лями и учащимися. Эта проблема легко разрешается при собеседовании классного руководителя и учителя-предметника, в результате чего будет повышаться успеваемость и улучшаться атмосфера на уроке.

Эффективность выбранных методик и форм оценивается учащимися не­однозначно. Одним нравится работать в группах, другие предпочитают са­мостоятельную работу. Но и в том и другом случае надо ориентироваться на конечные результаты, т. е. выбирать ту форму работы в каждом классе, которая принесет наилучший результат.

Таким образом, проведенное анкетирование дает возможность определить ряд вопросов, которые необходимо решать, для того чтобы весь обра­зовательный процесс приносил положительные результаты.

Пример обработанного материала Школа глазами выпускника

I.


Совершенно согласны

Согласны

Трудно сказать

Не согласны

Совершенно не согласны

1

2

3

4

5

6

1


+




2


+




3

+





4

+





5


+




6


+




7



+



8


+




9




+


10



+



I I.

Такая же, как наша школа: хорошие, внимательные учителя, инте­ресные уроки, чистое здание в хорошем состоянии.

  1. Обязательно бы перешла в нашу школу.

  2. Мне хочется улыбнуться и поздороваться.

  3. Быть самостоятельным, внимательным.

  4. Нам это никогда не запрещают.

  5. Подготовить нас к будущей жизни, дать нам огромный багаж зна­ний.

  6. Дружба.

  7. Праздник, интересное мероприятие, радостное событие, дискотека, просто школьный вечер, когда я просто могу побыть со своими школьны­ми друзьями.

  8. Хорошие знания, способность самовыражаться.

  9. Недостойное поведение.

  10. Быть добрым, веселым, общительным человеком.

  11. Больше всего меня радует школьная столовая.

  12. Огорчает туалет .

III

  1. Нет 6. Да

  2. Нет 7. Нет

  3. Да 8. Нет

  4. Да 9. Да

  5. Да 10. Да

11.Нет 12. Да

IV.

Учитель - Лариса Александровна. Уроки, дружба, факультатив, люби­мый предмет, пример, вторая мама, интересное занятие, теплые отноше­ния.

Аналогично комментируются результаты остальных диагностик и составляются сводные ведомости.

Сводная ведомость уровней развития 5 классов

№ п/п

Критерии сформированного коллектива

Уровни

1

Характер целей

3

2

Степень организованности (самоуправление)

2,5

3

Характер отношений

3

4

Открытость

2,5

5

Духовность, содержание деятельности, интересы

3

6

Сплоченность

3,5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!