СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж родной земли

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве; знакомить с историей становления и развития жанра пейзажа; развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства; совершенствовать техники работы с красками; работа с цветной бумагой; развивать эстетический вкус учащихся; включать обучающихся в новые виды деятельности; создавать творческую обстановку, в которой учащиеся смогут актуализировать свои знания и умения

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж родной земли»

МАОУСОШ №9







ТЕМА УРОКА:

«Пейзаж родной земли. гармония

жилья и природы»





Учитель: Бескоровайная Анна Ивановна

КЛАСС: 6







Ст. Отрадная 2016 г.

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы

Цели деятельности учителя

Расширять знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве; знакомить с историей становления и развития жанра пейзажа; развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства; совершенствовать техники работы с красками; работа с цветной бумагой; развивать эстетический вкус учащихся; включать обучающихся в новые виды деятельности; создавать творческую обстановку, в которой учащиеся смогут актуализировать свои знания и умения

Тип урока

Практическое применение знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся самостоятельно применять полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы, представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра, находить необходимую информацию, владеть смысловым чтением, сравнивать картины по заданным критериям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей, организовывать перспективу в картинной плоскости.

Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; работа в группе; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану; определять способы достижения цели.

Личностные: проявляют интерес к новым видам деятельности, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; осознают свой мировоззренческий выбор; вырабатывают уважительное отношение к своим товарищам

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игра; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисточки, акварель

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: А.Соврасова, И. Левитана, В. Серова, В. Стожаров

Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»

Основные понятия и термины

Русская изба, дерево, сруб, выпуски, крыша, конек, гребень, чело, полотенце, лобовая доска, наличники.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организацион-

ный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение.

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

М. Чехов «В деревне»

– Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?

– Правильно, в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строились деревни


Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению
о деревне

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют учебную цель. Личностные:

проявляют интерес к новым видам деятельности


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный



















Просмотр мультимедийной презентации «Русская изба»

Природа России – любимая тема художников. Они видят её по-разному. Пейзажи А. Саврасова раскрывают красоту скромных сельских мотивов. Это чаще всего небольшие картины, которые следует рассматривать близко, любуясь подробностями жизни природы. Гармоническая связь природы с жильём также удивляла и восхищала отечественных художников. В произведениях И.Левитана, В.Серова, В. Стожарова она нашла разнообразное выражение. Яркий, солнечный мартовский свет одухотворяет простую крестьянскую постройку на картине Левитана « Март», связывает воедино красоту деревенского сруба и сверкающую, полную разнообразных оттенков белизну снега спокойствие и величие разбуженного весной леса. В.Стожаров любуясь современной русской северной деревней как живым памятником деревянного зодчества.

Ребята, рассматривая с вами пейзажи отечественных художников с изображением деревенских домов, давайте, обратим внимание на конструкцию срубов, характер сцепления брёвен, пропорции деревянных зданий, взаимодействие с окружающей природой.

Обобщая представление полученные при знакомстве с пейзажами, делаем выводы о связи красоты традиционных построек с красотой родной земли, о использование доступных природных материалов в конструкции и декоре жилища, о зависимости формы жилища от природных условий.

Дерево – исконный материал русских построек. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало чело-века от колыбели до могилы..Человек обустраивал свой дом, наполнял образа-ми не только для украшения. А для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защитить от злых сил. Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с ажурностью. Русская изба имеет основные части.

Сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции.

Выпуски - концы брёвен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца.

Крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды.

Конёк – верхний стык двух скатов кровли. Этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупнем. Конь – охлупень воспринимался в народе как защитник крестьянской семьи.

Гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине.

Чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей.

Причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель.

Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

Лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона из-бы, обычно бывает покрыта резьбой.

Наличник – декоративное обрамление лица избы дверного или оконного проёма. Он оформлялся особенно пышно. Такие наличники, требующие особого труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый. Благодаря чему до наших дней сохранились шедевры деревянного зодчества.


Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют.


Групповая работа

Познавательные: самостоятельно закрепляют полученные ранее знания
о правилах линейной и воздушной перспективы; представляют информацию
в устной форме; систематизируют полученные

знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Личностные:

проявляют познавательную активность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7








III. Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

Класс делится на группы по 4 человека

Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать набросок русской деревни. На листе бумаги в карандаше рисуем дома, колодец, забор, природу. Панно выполняется группой учащихся. Но прежде чем начать работу давайте, обратим внимание на самую сложную задачу – передачу пространства, перспективы. На демонстрационном планшете совместными усилиями решается проблема: как вы разительней, естественней красивее изобразить дома, добиться их гармоничного вхождения в окружающую природу. Выбираем такое расположение, при котором есть ближние и дальние дома, одни загораживают другие, то есть создаётся естественная композиция. В результате учащиеся легко запоминают правила, на которые будут опираться при создании панно. Дома должны загораживать один другой; тот, что дальше по размеру меньше, а то, что ближе крупнее и располагается на месте ниже. Ребята выполняют наброски.

Затем учащиеся занимаются конструированием украшением изб, выполняя задание в следующей последовательности. Сначала делаются трубочки: бумага накручивается на карандаш, затем концы ее склеиваются. И трубочек выполняется один из типичных вариантов бревенчатых изб, приклеенные на лист плотной бумаги они образуют стены. Затем выполняются элементы украшения избы. В ходе работы ребята раскрашивают красками пейзаж, дополняя объемными деревьями, облаками выполненные из цветной бумаги.

Составляют план работы над панно

в группах.

Рисуют красками.



Выполняют аппликацию из цветной бумаги


Фронтальная

и индивидуальная

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


Наблюдение.

Выполнение коллективной работы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итог урока.

Рефлексия


Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русской деревни?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!


Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников


Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края

с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу


Устные
ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7








IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся. Любование

– Полюбуйтесь на прекрасные рисунки, которые вы сегодня создали. Глядя на них, вспоминаем стихотворение:

Великий фокусник – природа!

Не удовольствуется малым.

Накроет землю на полгода

Широким снежным покрывалом.

Движенье вод прервав морозом,

Пройдет по царству ледяному,

Все погрузит своим гипнозом

В оцепенение и дрему.

Великий фокусник природа,

Покровы снежные срывая,

Откроет путь зеленым всходам,

Разливу рек, цветенью мая.

Земля, как скатерть-самобранка,

До дней закатных листопада

По туескам, лукошкам, банкам

Свои дары рассыпать рада.

Четыре номера коронных

Зовутся временами года.

Я – твой пожизненный поклонник,

Великий фокусник природа!

Евгений Зубов

Ребята ходят по классу, рассматривая работы своих товарищей

Фронтальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения.

Личностные:

осознают свои эмоции, адекватно их выражают; осознают свой мировоззренческий выбор; вырабатывают уважительное отношение к своим одноклассникам