I. Организацион- ный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Как я люблю свои березы, Свои леса, свои луга, И ночи летние, и грозы, И зиму с стужей, и снега! Люблю я речки серебристой Хрустально-нежный разговор, И травки бархатный, душистый, С цветами скромными ковер. Люблю я мирные картины Своих полей, своих лесов, Люблю мычание скотины И звуки птичьих голосов. Я не расстанусь с этим раем, Люблю я эту красоту. И город с пылью и трамваем Им ни за что не предпочту. М. Чехов «В деревне» – Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов? – Правильно, в деревне. И сегодня мы будем говорить на уроке о том, как строились деревни | Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению о деревне | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют учебную цель. Личностные: проявляют интерес к новым видам деятельности | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный
Просмотр мультимедийной презентации «Русская изба» | Природа России – любимая тема художников. Они видят её по-разному. Пейзажи А. Саврасова раскрывают красоту скромных сельских мотивов. Это чаще всего небольшие картины, которые следует рассматривать близко, любуясь подробностями жизни природы. Гармоническая связь природы с жильём также удивляла и восхищала отечественных художников. В произведениях И.Левитана, В.Серова, В. Стожарова она нашла разнообразное выражение. Яркий, солнечный мартовский свет одухотворяет простую крестьянскую постройку на картине Левитана « Март», связывает воедино красоту деревенского сруба и сверкающую, полную разнообразных оттенков белизну снега спокойствие и величие разбуженного весной леса. В.Стожаров любуясь современной русской северной деревней как живым памятником деревянного зодчества. Ребята, рассматривая с вами пейзажи отечественных художников с изображением деревенских домов, давайте, обратим внимание на конструкцию срубов, характер сцепления брёвен, пропорции деревянных зданий, взаимодействие с окружающей природой. Обобщая представление полученные при знакомстве с пейзажами, делаем выводы о связи красоты традиционных построек с красотой родной земли, о использование доступных природных материалов в конструкции и декоре жилища, о зависимости формы жилища от природных условий. Дерево – исконный материал русских построек. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало чело-века от колыбели до могилы..Человек обустраивал свой дом, наполнял образа-ми не только для украшения. А для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защитить от злых сил. Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с ажурностью. Русская изба имеет основные части. Сруб – часть здания, состоящая из четырех или более стен бревенчатой конструкции. Выпуски - концы брёвен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца. Крыша – верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды. Конёк – верхний стык двух скатов кровли. Этот стык покрывается выдолбленным бревном – охлупнем. Конь – охлупень воспринимался в народе как защитник крестьянской семьи. Гребень – резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине. Чело (лоб) – верхняя часть здания под кровлей. Причелина – доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель. Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин. Лобовая доска – закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона из-бы, обычно бывает покрыта резьбой. Наличник – декоративное обрамление лица избы дверного или оконного проёма. Он оформлялся особенно пышно. Такие наличники, требующие особого труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый. Благодаря чему до наших дней сохранились шедевры деревянного зодчества. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют. | Групповая работа | Познавательные: самостоятельно закрепляют полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы; представляют информацию в устной форме; систематизируют полученные знания в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность | |