СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Перемены в культуре России годы петровских реформ».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по теме «Перемены в культуре России годы петровских реформ». 8 класс

Просмотр содержимого документа
««Перемены в культуре России годы петровских реформ».»

Урок № 7класс Дата

Тема урока: «Перемены в культуре России годы петровских реформ».

Цель: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры первой четверти XVIII века, выделить новые черты.

Задачи:

Образовательные:

- Рассказать учащимся о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра; раскрыть значение этих преобразований.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культуры делового общения;

Развивающие:

- способствовать навыкам поиска и выделения необходимой информации из рассказа учителя и структурирование знаний;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Основные понятия:

АССАМБЛЕЯ — собрание-бал с участием женщин в домах россий­ской знати.

ГРАВЮРА — печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.

КАНТ — вид бытовой многоголосной песни.

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация новых знаний.

В первой четверти 18 века и в области культуры произошли большие перемены.


Сегодня на уроке мы узнаем о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра, выделим новые черты в культуре, рассмотрим особенности развития образования, науки, художественной культуры, а также рассмотрим какие перемены произошли в быте людей.


Запишите тему урока: «Преобразования в области культуры при Петре I».


Запишите план урока:

  1. Просвещение и наука

  2. Искусство: живопись, скульптура, архитектура

  3. Дворянский быт

Изучение нового материала.

  1. Просвещение и наука


Первым нововведением Петра стало внедрение европейского летоисчисления. Своим указом от 1699 года царь повелел вести счет годам не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Таким образом праздник переносился с 1 сентября на 1 января и 7208 год стал 1700. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.


При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования.


Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.


Раньше преобладало церковное образование. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образо­вания.


Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев на­селения. Однако вскоре во многие специальные учебные заве­дения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государ­ственных школах обучаться не могли.


Учебные заведения:

Низшая ступень:

  • цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.

  • Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714 г.)

  • гарнизонные школы для детей солдат

  • адмиралтейские школы для детей матросов.


Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве.


В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.


В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.


Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.


В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон.


Большое значение для повышения уровня грамотности насе­ления имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».


С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.


Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкос­тей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.



Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725).


Итак, отличительными чертами образования стали:

  • светский характер

  • ориентация на практические знания


2.Искусство: живопись, скульптура, архитектура


При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получа­ла активную поддержку со стороны государства.


Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.


Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты ( многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни гос. и воен. праздников).


В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века по­явилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов.


Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин(1690—1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только индивидуальных внешних черт, но и характера.


Скульптура. В Россию приезжало много иностранных мастеров. Знаменитому скульптору Бартоломео Карло Растрелли принадлежит несколько изображений Петра I. Среди них «восковая персона», с большой точностью передающая черты внешности царя, и конная статуя Петра в Петербурге.


Архитектура Петровского времени представлена прежде все­го строительством Санкт-Петербурга, для которого были при­глашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и рус­ские архитекторы И. Коробов и М. Г. Земцов.


Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати колле­гий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.


Появляется регулярная городская планировка, именно так был выстроен Санкт-Петербург.


3.Дворянский быт

По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.


По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить на­лог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение тра­диционной одежды и бороды бесплатно.


Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией и фейервер­ками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих балов стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних но­востей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблее стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.


Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.


Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.

Закрепление изученного материала.

Главны­ми чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры.


На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.


Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.


Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

Домашнее задание.

§24