СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективный план - старшая группа Область "Коммуникация" - "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план - старшая группа Область "Коммуникация" - "Развитие речи"»


Перспективный план

организованной учебной деятельности

для старшей группы.

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»


Тема

Цель


Кол-во

часов

1

Слово. Для чего нужна речь? Беседа о признаках осени.

Познакомить с термином «слово», «речь»; обогатить и активизировать словарь детей существительными и прилагательными, развивать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу; воспитывать бережное отношение к природе.

1

2

Составление рассказа из личного опыта

на тему

« Мой друг».

Учить составлять рассказы из личного опыта по теме «мой друг», активизировать в речи детей прилагательные, глаголы. Развивать мышление, речь, умение обобщать слова, воспитывать любовь к домашним животным, заботливое отношение к ним.

1

3

Составление описательного рассказа об одежде.

Активизировать словарь по теме одежда, обувь, головные уборы. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. Воспитывать бережное отношение к одежде. Тренировать в употреблении в речи антонимов, развивать речь, фонематический слух, мышление.

1

4

Рассказывание по картине «Кошка с котятами».







Отмечать и называть различие и сходство кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий: подбирать точные слова, характеризующие действия (активизация глаголов). Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, подвести к рассказыванию о событиях, предшествующих изображённым на картине.

1

5

Беседа на тему «Моя семья».

Учить составлять рассказ о своей семье по опорным вопросам, развивать речевое дыхание, воспитывать любовь, ответственность и уважение к старшему поколению, друг к другу.

1

6

Составление описательного рассказа на тему

«Мои любимые игрушки».

Формировать умение составлять описательные рассказы о предметах с помощью опорной схемы-плана; обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими признаки формы, величины, цветовых оттенков, твердости, относительные признаки; развивать умение наблюдать и выделять характерные признаки игрушек; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

1

7

Словарная работа на тему

«Транспорт».

Закреплять и активизировать словарный запас по теме «транспорт»; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, водный, образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы, существительные путем слияния основ, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, воспитывать интерес к профессиям.

1

8

Творческое рассказывание

«Интервью у осеннего леса».

Познакомить детей с интересной формой работы-интервью; учить детей формировать издавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными в деталях; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

1

9

Рассказывание по картине

«Лиса с лисятами».


Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Предложить использовать словосочетания «Лиса Патрикеевна», «Хитрая плутовка», «Дружная семья». Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании.

1

10

Составление рассказа из личного опыта

на тему

«Как я дома помогаю».


Продолжать обучать умению формировать основную мысль, строить связные монологические высказывания. Упражнять в умении составлять краткие логические структированные рассказы.

1

11

Беседа о домашних животных

Расширить и углубить представление детей о домашних животных, развивать умение четко и грамотно отвечать на вопросы по картине, совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения; развивать мышление, внимание, связную речь, воспитывать интерес к домашним животным, желание заботится о них.


1

12

Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Учить составлять описательный рассказ о предметах посуды, сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению;закрепить умение классифицировать предметы по качеству. Воспитывать бережное отношение к посуде

1

13

Составление рассказа по схеме

на тему

«Дикие животные».

Расширять знания детей о диких животных, учить образовывать по смыслу однокоренные слова, использовать в речи существительные в ед. числе и мн. числе, развивать голосовой аппарат. Воспитывать любовь к животным.

1

14

Составление описательного рассказа на тему

«Моя Родина -Казахстан».


Активизировать словарный запас детей по теме, ознакомить с новыми понятиями. Развивать умение строить простые и сложные предложения с их использованием известных грамматических конструкций. Закреплять умение составлять описательные рассказы.

1

15

Творческое рассказывание

на тему

«Здравствуй гостья Зима!».

Закрепить знания о зиме, упражнять в подборе родственных слов к слову «снег»; развивать логическое мышление, формировать умение образно описывать содержание, колорит и настроение пейзажа; обогащать лексику синонимами. Развивать память, воображение, образное мышление. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства, образное мышление.

1

16

Рассказывание по картине «Речка замёрзла»

Звуки «с». «з».


Учить детей составлять рассказ по картинке, при описании событий указывать место и время действий. Словарь: Учить детей понимать оттенки значения слова. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «з», учить детей различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчётливо и внятно произносить слова с этими звуками. Обратить внимание на то, что слоги - части слова звучат по-разному, учить замедленно, произносить слова вслушиваться в разное звучание слогов в слове.


17

Составление описательного рассказа на тему

«Подарки от Деда Мороза».

Звуки «с», «ц».

Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц»; учить умению различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. Учить самостоятельно подбирать слова, состоящие из 2-3 слогов.


18

«Ознакомление с предложением»



Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение». Учить детей распространять и составлять предложение, правильно «читать» его. Упражнять детей в «чтении» предложений после перестановки одного слова. Закреплять умение называть слова последовательно и вразбивку.

1

19

Составление рассказа из личного опыта

на тему

«Игры зимой на участке». Звуки «с» и «ш».

Учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от поставленной темы. Упражнять детей в употреблении предлогов с пространственным значением. Отчётливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», учить детей пользоваться различной громкостью голоса, изменять темп речи, выделить голосом из фразы отдельные слова.

1

20

Творческое рассказывание

на тему

«Почемучки».

Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами «почему», «отчего», «когда», «сколько», «что», «где», соблюдать интонационную выразительность; знакомить детей со способами словообразования. Учить детей понимать оттенки значения слова. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.

1

21

Д/И «Путаница».

Словарная работа.

Уточнить понимание обобщающих понятий «мебель», «посуда». Учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия.

Уметь находить несоответствие в тексте стихотворения и объяснить, почему так бывает.

Упражнять детей в последовательной замене слов «в путаницах», нелепых фразах так, чтобы предложение становилось осмысленным. Самостоятельно придумывать нелепые фразы.


22

Составление рассказа по серии картин на тему

«Что такое хорошо, и что такое плохо».


Закрепить понятие «звук», учить выделять звуки в словах, придумывать слова на заданный звук. Закрепить понятие предложение, уметь составлять предложения по схеме с задуманным словом.


23

Рассказывание по картине «Ежи».

Звуки «з» и «ж».

Учить детей составлять рассказ по картине, придерживаясь плана; включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок. Учить понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить различать эти звуки, отчетливо и ясно произносить слова с этими звуками, выделять эти звуки в словах. Учить детей делить слова на части, самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов и трехсложные.


24

Творческое рассказывание на тему

«Веселые загадки».

Звуки «ч» и «ц».

Дать детям представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм; учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно. Учить детей различать на слух звуки «ч» и «ц»; находить слова с данными звуками и выделять с этими звуками слова из фраз. Учить произносить звуки протяжно, четко, с различной силой голоса; упражнять в четком и внятном произнесении слов и фраз с этими звуками, с различной громкостью и в различном темпе. Учить детей вслушиваться в различное звучание слогов в слове; вычленять ударение в первом слоге слова


25

Составление описательного рассказа на тему

«Моя мамочка»

Закрепить умение детей составлять рассказы по схеме, уточнить и расширить знания о профессиях, развивать речь, память, воображение, воспитывать доброе и уважительное отношение к близким.

1

26

Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам

«Заяц и снеговик».


Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения, закрепить представление о весне и ее признаках; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; закреплять умение определять состав серии картинок; продолжать работу по обучению составлению рассказа о конкретном объекте, упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовании их с существительными; воспитывать умение сопереживать герою картины, понимать его чувства.

1

27

Творческое рассказывание на тему «Праздник весны – Наурыз!»

Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить правильно употреблять существительные и прилагательные женского и мужского и среднего рода, упражнять детей в словообразовании, развивать внимание, кругозор, речь; воспитывать уважение к культуре казахского народа, любовь к родному краю.

1

28

Составление описательного рассказа на тему

«Домашние животные».

Закреплять умение описывать животных, соблюдая последовательность в описании. Продолжать учить называть прилагательные, обогащать словарь детей. Закреплять умение рассказывать по плану.

1

29

Д/И «Подбери слова» (антонимы, синонимы).


Учить детей подбирать синонимы, антонимы. Дать понятие «однокоренные слова». Продолжать работу над звукопроизношением.

1

30

Составление рассказа по плану

«Весна, весна на улице»


Учить детей составлять описательный рассказ о весне по плану , предложенному воспитателем; развивать умение употреблять в речи слова- признаки, слова-действия по теме «Весна».

1

31

Составление рассказа по серии картин «Мы играем»

Закреплять умение придумывать рассказ по серии картин, соблюдать последовательность. Передавать в рассказе личные переживания.

1

32

Рассказывание по иллюстрациям в книжках «Детский книжный магазин».

Звуки «ш» и «ж».


Вызвать у детей интерес к сказочному жанру; учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям, опираясь на серию иллюстраций из детских книг; уметь рассказывать знакомые сказки; активизировать речь, обогащать словарный запас. Подвести детей к образованию названий лиц по профессии. Активизировать в речи детей названия профессий и действий, уметь называть предметы, необходимые людям определенной профессии. Упражнять детей в различении звуков «ш» и «ж» в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

1

33

Рассказывание из личного опыта на тему «Друг». Звуки «ч» и «щ».

Учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из своего опыта, не отступая от поставленной темы. Учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных с трудным изменением (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек). Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ»; четко и правильно произносить фразы, насыщенные звуками «ч» и «щ», произносить слова громко и тихо. Знакомить детей с термином «слог». Учить делить двух- и трехсложные слова на слоги.



34

Составление описательного рассказа о предметах.

Звуки «л» и «р».

Закреплять умение придумывать прилагательные. Формировать умение составлять описательный рассказ. Грамотно строить предложение. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» и «р» в словах и фразах; учить детей различать их в предложении, выделяя слова из фраз, включающих эти звуки; учить детей четко и внятно произносить слова, фразы; учить правильно пользоваться вопросительной интонацией, правильно отгадывать загадки. Закреплять умение детей находить слова с определенными звуками.


35

Составление описательных рассказов. Рекламируем кафе «Лакомка»



Совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми; активизировать в речи детей слова – прилагательные, образованные по аналогии; закрепить у детей умение использовать в речи вежливую форму общения. Учить детей образовывать названия объектов по действию (продавец), качеству (весельчак). Учить определять местонахождение ударения в двухсложном слове.


36

Творческое рассказывание на тему «Лето – Веселая пора»

Учить составлять описательный рассказ о лете, согласовывать существительные с прилагательными в роде, активизировать словарь по теме «Лето», развивать навыки звукового анализа и синтеза слов, воспитывать любовь к природе




Итого:


36