Конспект урока по теме
«Первая Мировая война (1914-1918 гг.)» (11 класс)
«Первая Мировая война: размышления о войне и человеке»
«Эта война – самоубийство Европы»
М. Горький
Тема предложена обучающимся в 11 классе в качестве размышления над одной из трагических страниц в истории мировой цивилизации. В историко-культурном стандарте указано, что «Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с ее окончанием начинается отсчет новейшего периода истории». Кроме того, эта война кардинально изменила геополитическую карту Европы и ввергла европейскую цивилизацию «в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью солдат и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей и резким снижением уровня жизни населения. Голод, эпидемии, смерть и хаос становились обыденным явлением».
Успешная реализация личностно-ориентированного подхода к изучению истории предполагает активное участие самого ученика в учебном процессе и его творческий подход к изучению событий прошлого. Учащийся должен научиться добывать исторические знания разным путём: не только через целенаправленное изучение истории на уроках, но и через средства массовой информации, художественную литературу, искусство. Не менее важным является и эмоциональное переживание учениками исторического прошлого, и превращение этих переживаний в ценности индивидуального сознания, что является основой духовности сознания и основным показателем социальной зрелости, важным фактором формирования гражданской культуры.
В условиях перехода от событийно-хронологической модели школьного исторического образования к современным моделям вариативного образования, построенным на принципах многоперспективности, поликультурности, многосубъектности и диалогичности, все более возрастает значимость работы с информацией, анализа достоверности исторических источников, умения их интерпретировать. В этой связи достаточную актуальность в современной школе приобрел вопрос об умении учащихся работать с разными источниками информации, в том числе с художественной литературой, что в полной мере отвечает основной задаче школы – пробудить интерес ребенка к обучению, воспитать социально активную личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.
В разделе V. Россия в годы «Великих потрясений». 1914-1921 гг. Историко-культурного стандарта предлагается указывать место России в Первой Мировой войне, в т.ч. и смену общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Обобщающий урок по предложенной теме поможет систематизировать знания, проанализировать ключевые проблемы и подвести основные итоги. На него отводится два часа. В качестве организационной формы предлагается урок-размышление.
При постановке целей урока нужно учитывать:
• необходимость углубления и закрепления понятий, раскрытых в ходе изучения темы;
• сосредоточение внимания учащихся на тех вопросах истории Первой Мировой войны, которые требуют новых подходов;
• умения учащихся анализировать исторический и литературный источник;
• необходимость проявления школьниками патриотизма, гуманизма, уважения к подвигу простого солдата и тружеников тыла при изучении темы;
• умение старшеклассников участвовать в дискуссии.
Предлагается следующий план урока:
1. Война и общество. На пути к Мировой войне.
2. Человек и война.
Средства обучения, использованные на уроке, могут включать в себя:
учебную карту (возможно на слайде),
выставку литературы по теме,
по желанию учителя - кинофрагменты из фильмов по Первой Мировой войне (в т.ч. заключительный фильм "Письма прапорщика Герасимова" из документального сериала "На разломе эпох" - http://tvkultura.ru/article/show/article_id/116785/ ).
В начале изучения раздела учащимся дается опережающее задание в группах:
1. Написать исторический портрет одной из предложенных исторических личностей:
Николай II
Отто фон Бисмарк
Вильгельм II Гогенцолерн
Брусилов А.А.
2. Написать рецензию на одно из прочитанных литературных произведений:
Барбюс А. Огонь
Горький М. Несвоевременные мысли
Пикуль В. Честь имею
Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен
Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны
Толстой А. Хождение по мукам
Федин К. Города и годы
Шолохов М. Тихий Дон
3. Проанализировать письма солдат Первой Мировой войны (рекомендуемая статья Постникова Н.Д. Письма с фронта забытой войны - http://www.politpros.com/journal/read/?ID=2185&journal=143)
Вступление учителя.
«Над полями носится запах серы, черного пороха, паленых тряпок, испепеленной земли. Как будто разъярились дикие звери: странное свирепое рычание, мычание, завывание, мяуканье жестоко разрывают наши барабанные перепонки, и отдаются в животе, и порой кажется, что протяжно ревет сирена погибающего парохода. Иногда даже раздается нечто похожее на возгласы, и странные изменения тона придают им человеческий звук. Кое-где поля приподнимаются и опять опускаются: от горизонта до горизонта свирепствует небывалая буря».
Так увидел войну Анри Барбюс. Какую проблему поднял писатель в этом отрывке?
Проблема урока – В чем проявился трагизм Первой Мировой войны?
Перед учащимися ставится задача:
через мироощущение героев тех дней, авторов, чьи художественные произведения были прочитаны к этому уроку, увидеть трагизм этой страшной войны.
1. Война и общество. На пути к Мировой войне.
Война, как ни странно, не была неожиданной ни для кого. Правительства сосредоточенно готовились, вынашивая авантюрные планы; рабочие и интеллигенция напряженно следили за нарастающим напряжением. Однако когда война началась, она разделила весь мир и всех и все, что в нем было на две части – ДО и ПОСЛЕ войны. Эта война изменила всё: взгляды, теории, души…
«Несколько десятков миллионов людей, здоровых и наиболее трудоспособных оторваны от великого дела жизни – развития производительных сил земли – посланы убивать друг друга… Разрушаются тысячи деревень, десятки городов, уничтожен вековой труд множества поколений, сожжены и вырублены леса, испорчены дороги, взорваны мосты, в прахе и пепле сокровища земли. Эта война – самоубийство Европы!» - пишет М. Горький.
Предлагается задание в группах: 1) проанализировать отношение к войне в противоборствующих блоках (Тройственный союз, Антанта), в России:
Германия в своем блоке проводила активную шовинистическую и националистическую пропаганду;
Антанта активно готовилась противостоять Тройственному союзу;
Российские политические партии, пытающиеся проводить активную антивоенную пропаганду, авторитета среди трудящихся не имели, в то время как правительство готово было следовать союзническим интересам.
2) Можно ли было избежать войны?
Субъективно можно – путем отказа ряда стран от активного наращивания военных проблем;
Объективно нет – с середины XIX века все империалистические страны активно готовились к войне и искали лишь повода к ее началу.
Но ведь так давно и красноречиво говорилось о братстве людей, о единстве интересов человечества. Кто же виноват в развязывании этого кровавого хаоса?
3) Какими качествами должен обладать политик, чтобы повернуть ход истории в сторону Мировой войны? Какие качества могут быть опасными для дела мира? Кому нужна война и почему?
Работа в группах с историческими портретами, предварительно подготовленными обучающимися к уроку (обсуждение исторических портретов, качеств политических лидеров, их роль в исторических событиях).
Информация для учителя. Во времена активной деятельности Отто фон Бисмарка русская дипломатическая миссия во главе с А.М. Горчаковым делала все, чтобы не ввязаться в войну. Вильгельм II же, сменив своего предшественника Вильгельма I, настойчиво стремился к мировому господству. Будучи в родственных отношениях с русским императором Николаем II, Вильгельм старался оторвать его от всех возможных союзников, старался доказать, что хочет иметь с ним дружеские связи. Николай II, не рассчитывая особенно на дружбу, заявлял в конце 1913 г.: «…Я вижу ясно, что мы ненадолго сохраним мир… Что же будет, если мы опять будем не готовы к войне?..» Немецкие генералы активно готовились к войне и, например, фельдмаршал Х. Мольтке заявлял: «Вечный мир – это мечта и даже далеко не прекрасная; война же составляет необходимый элемент в жизни общества. В войне проявляются высшие добродетели человека, которые иначе дремлют и гаснут». А вот русский генерал А. Брусилов выполнял приказ: «Я не о себе забочусь, ничего не ищу для себя, никогда ничего не просил и не прошу, но мне горестно, что … компрометируется выигрыш войны, что весьма чревато последствиями, и жаль воинов, которые самоотверженно дерутся; да и жаль… возможности проигрыша операции, которая была хорошо продумана и выполнена, но не докончена…ни за что, ни про что…»
Вывод. «Этому отвратительному самоистреблению нет оправдания. Сколько бы ни лгали лицемеры о «великих» целях войны, их ложь не скроет страшной и позорной правды: войну родил Барыш, единственный из богов, которому верят и молятся «реальные политики», убийцы, торгующие жизнью народа» (М. Горький)
2. Человек и война.
Война вскрыла в человеке те качества, которые были скрыты до этого: в ком-то хорошие, а в ком-то - самые низменные.
Как изменился человек, его душа к концу войны?
«Это не солдаты, это люди! Не искатели приключений, не воины, созданные для резни, не мясники, не скот. Это земледельцы или рабочие, их узнаешь даже в форменной одежде. Это штатские, оторванные от своего дела. Они готовы. Они ждут сигнала действий и убийства, но, вглядываясь в их лица, между вертикальными полосами штыков, видишь, что это простые люди» (А. Барбюс)
Продолжение работы в группах с прочитанными литературными произведениями и письмами солдат Первой Мировой:
1) Как массы людей отнеслись к войне? Кто ее поддержал или нет и почему?
2) Как автор в лице своего героя относится к войне? Что для него храбрость в тылу и на фронте?
3) Как правило, литературные произведения предполагают вымысел автора и его субъективную оценку. Как сами участники событий своими «глазами и сердцем» увидели эту войну?
Информация для учителя.
Из писем солдат. «Знаешь, как на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают. Кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица черная, что свинья есть не будет…»
«Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким в воде утопила, так я сейчас мучаюсь!»
«Чем дальше живется, тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой очень мало осталось. Не дождешься этого времени, когда придет конец всему этому!»
В статье Постникова Н.Д. «Письма с фронта забытой войны» предложены выдержки из перлюстрированных военной цензурой писем. Эти свидетельства позволяют увидеть, «в каких тяжелых, порою невыносимых условиях, приходилось воевать русскому солдату из-за преступных действий, а точнее бездействия интендантов и командиров всех уровней». Отсутствие обмундирование, голод, холод, болезни и вражеские пули уносили огромное количество жизней, и бесконечное множество людей оказались просто никому не нужными: ни армии и командирам, ни государству… Но все-таки несмотря ни на что «именно простой русский солдат проявлял чудеса мужества и стойкости»!
4) Как изменилось сознание людей в ходе войны? Изменились ли понятия «храбрость», «героизм», «патриот»?
4) В чем проявился трагизм войны?
Подведение итогов. Страшная война нанесла огромный вред материальному достоянию человечества: на нее было истрачено 208 млрд. рублей, тогда как на европейские наполеоновские войны было затрачено 6 млрд. Первая Мировая война охватила 38 государств и погубила 10 млн. человек. Это счет в смертях… А в человеческих страданиях? Разрушенные души никто не считал…
«Бедные ближние, бедные незнакомцы! Теперь ваш черед принести себя в жертву! Потом наступит наш. Может быть, завтра и нам придется почувствовать, как над нами раскалывается небо и под ногами разверзается земля, нас сметет дыхание урагана в тысячу раз более мощного, чем обычный ураган».
Но хочется надеяться, что верующие в победу над безумием должны стремиться к единению своих сил. Ведь в конце концов побеждает разум!