СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает представление о жанре оперного искусства, об опере - как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника. Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства. Урок помогает воспитывать положительное отношение к оперному жанру; воспитывает эстетический вкус, прививает любовь к оперному жанру зарубежных и отечественных композиторов.

Просмотр содержимого документа
«"Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУГАНСКАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ №20»





Разработка урока

по музыке в 5 классе

Тема:

Первое путешествие в музыкальный театр.
















учителя музыки II категории

Григорьевой Оксаны Григорьевны








Луганск 2016

5 класс Урок №12

Тема урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок – путешествие

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности опере.

Задачи урока.

  • Дать представление о жанре оперного искусства;

  • Знакомство с оперным искусством, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные:

- развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;

- развитие навыков слухового восприятия информации.

Познавательные:

- знакомство с оперным жанром.

- Развивающие:

- развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, логичности, к восприятию музыкальной речи в оперном жанре;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к оперному жанру;

- воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к оперному жанру зарубежных и отечественных композиторов.

Универсальные учебные действия:

Предметные:

- научить учащихся различать виды искусств, присутствующих в оперном жанре.

Метопредметные:

- пробудить интерес к оперному жанру через слушание оперных номеров, фрагментов из оперы великих композиторов.

Личностные:

- воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика через слушание арий главных героев оперы.

- осознавать духовную и социальную значимость изучаемого материала. Принимать самостоятельное решение в реализации полученных знаний.

Познавательные:

- извлекать необходимую информацию, характеризовать и исследовать полученную информацию.

Регулятивные:

- достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.

Коммуникативные:

- взаимодействие, нахождение общих решений при выполнении учебных заданий в группах.




Музыкальный материал:

1. А. П. Бородин: видео - фрагмент из оперы «Князь Игорь»

2. Н. А. Римский – Корсаков: видео - фрагменты из оперы «Садко»

3. М. И. Глинка: видео – фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила»

Оборудование:

Компьютер, презентация, видеозапись, карточки – пригласительные билеты.


План урока:

1.Орг. момент.

2.Этап освоения новых знаний. Рассказ учителя.

3.Слушание музыки.

4.Кроссворд.

5.Сканворд.

6.Работа по карточкам.

7.Рефлексия.

8.Итог урока.

9.Домашнее задание.


Ход урока:


1.Организованный момент

Музыкальное приветствие

Озарим улыбкой класс,

Мы легко споём сейчас:

До-си-ля-соль-фа-ля-до

Дружим с музыкой давно,

Дру--жи--м с музыкой давно!


Учитель: Определите тему урока?

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили

Мы во все глаза глядели

Весь спектакль артисты пели

Мы в ладоши хлопали

Все мы любим… (оперу)


Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в музыкальный театр.

- Что такое театр? Что вы о нём знаете? (ответы детей)

- Кто из вас был в театре?

- Как назывались спектакли, которые вы смотрели?

Сегодня мы побываем на музыкальном спектакле, где музыка играет главную, ведущую роль. Отгадав загадку, вы узнаете, как называется этот спектакль:



Тема нашего урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Запись темы урока в тетрадь.

Прекрасные театры построены во многих странах мира, многие театры знамениты на весь мир. Красивейшие театры мира: Мариинский оперный театр в Санкт -Петербурге, Большой театр оперы и балета в Москве, Одесский оперный театр.

Муза, покровительница театрального искусства – Мельпомена.

Чтобы отправится в путешествие нам необходимо вспомнить правила поведения в театре (дети вспоминают правила поведения и называют их).

2. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Что же такое опера?

Запись определения:

Опера – это музыкальный спектакль, в котором все герои поют.

Рассказ учителя:

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.

Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам Европы.

Первую оперу написал в 1600 году итальянский композитор Джакопо Пери. Это была «Эвридика», спектакль, во время которого певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов.

Хотя арии не были особенно веселыми и напоминали церковные псалмы, опера впервые была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1637 году, «Сан – Кассиано», спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого оперного жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе.

Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19, начале 20 вв.
В России же опера появилась только в 19 веке.

- Где и когда появилась опера?

- Почему в Италии?

Просмотр фрагмента из оперы «Князь Игорь» А. Бородина

Учитель: Какие виды искусств присутствуют в опере?

  • Музыка,

  • Хореография,

  • Изобразительное искусство

  • Литература.

Опера пишется на литературный сюжет или либретто.

Запись определения:

Либретто(в переводе с итальянского «маленькая книжечка») - краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета.

Учитель: Давайте познакомимся с оперными номерами.

Учащихся знакомятся с оперными номерами.

Ария вокальное произведение для одного голоса. У главных героев звучит своя главная партия – ария, где раскрывается характер главного героя, его мысли, переживания.

Дуэт, триовокальное произведение для двух, трех голосов (диалог главных героев оперы).

Хорсовместное звучание многих голосов.

Речитативвокальная музыкальная форма, вид певучего разговора.

Учитель: Что ещё помогает определить и лучше понять героев опер? Конечно это тембры (окраска) голосов. Давай познакомимся с классификацией мужских и женских голосов и оперных героев, которыми можно играть определённую роль в опере.

Составление таблицы классификации голосов:

Запись определения:











Учитель: И конечно же, любая опера не получится без участия симфонического оркестра.

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Ученики: Большой коллектив музыкантов под управлением дирижера для исполнения академической музыки.

Учитель: Кто управляет оркестром?

Ученики: Дирижер

Учитель: Николай Римский-Корсаков - великий русский композитор – сказочник писал сказочную оперу «Садко» (Опера – былина) с 1892 по 1896 годы.

Первая премьера состоялась в Москве 7 января 1898 году.

В основе оперы лежит былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. В былине о Садко - показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика - с настоящими бытовыми сценами. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Либретто оперы «Садко» имеет народный характер. В опере «Садко», как в любой сказке, много чудес. Но самое большое чудо, которое сотворило искусство человека - это превращение фантастического существа, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека.

Просмотр видео - фрагмента оперы «Садко» Н. Римского - Корсакова

- Каждая опера начинается со вступления – увертюры.

Запись определения:

Увертюра (фр. ouverture, от лат.apertura — открытие, начало) – инструментальное вступление к театральному представлению (опере, балету, кинофильму).

3. Слушание: увертюра из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (обсуждение прослушанного)


4. Кроссворд.





















5. Сканворд


1.

2.Й

3.




Ответы: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко».

Все эти оперы – сказки написал великий русский композитор - сказочник Николай Андреевич Римский – Корсаков.



6. Работа по карточкам.


Пригласительный билет (1 вариант)


Опера большой коллектив певцов

Дирижёр высокий мужской голос

Бельканто музыкальный спектакль

Хор руководитель оркестра

Тенор прекрасное пение


Пригласительный билет (2 вариант)


Антракт краткое изложение сюжета

Оркестр высокий женский голос

Увертюра перерыв между действиями в спектакле

Либретто большой коллектив музыкантов

Сопрано оркестровое вступление к опере


7. Рефлексия: (от лат. reflexio – обращение назад)

процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения)

1.Что такое опера? (музыкальный спектакль, где главные герои поют)

2.Где родилась опера? (В Италии в 16 - 17 вв.)

3. Какие виды искусств присутствуют в опере? (музыка, изобразительное искусство, литература, хореография)

4. Что такое либретто? (краткое содержание музыкального спектакля)

5. Назовите оперные номера? (ария, дуэт, трио, хор, речитатив)

6. С чего начинается опера? (с увертюры)

7. Что такое ТЕМБР? (окраска голоса)

8. Что такое речитатив? (вокальная музыкальная форма, вид певучего разговора).

9. Перечислите мужские и женские голоса? (мужские – тенор, баритон, бас;

женские – сопрано, меццо – сопрано, альт)

10. Кого называют композитором - сказочником? (Николая Римского – Корсакова)


8. Итог урока:

ОПЕРА – это музыкальный спектакль, в котором главные герои поют.

ОПЕРА - синтетический жанр, включающий в себя не только виды музыкального искусства, но и другие виды искусства (театральное действо, изобразительное искусство, хореография, литература).

Опера - это ведь ещё и самый совершенный вид искусства, в ней есть всё: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.


9. Домашнее задание: нарисовать афишу к любой из опер, которую вы слушали или слышали.

Спасибо за активную работу на уроке.

До новых музыкальных встреч!

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!