Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому!
Себастьян Бранта 15 век
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Семья - школа чувств . Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.
А.С.Макаренко пишет:
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома»
Тест « Какие мы родители?»
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2.Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
3.Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
4. Ваш ребёнок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
5. Считаете ли вы, что последовательность - есть один из основных педагогических принципов?
6.Сознаёте ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние?
7.Признаёте ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка?
8.Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чём- либо своего ребёнка?
9 Приходится ли вам « отделываться» от ребёнка фразой типа: « У меня нет времени» или « Подождите, пока я закончу работу»?
10. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Ключ к тесту
За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка,
за ответ « иногда» - 1 и за отрицательный -0.
Менее 6 очков.
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.
И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков.
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков.
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удаётся ли ещё кое-что немного улучшить?
«На что и клад, коли в семье лад»
Ценности моей жизни!
Любовь, рукоприкладство, дружба, обида, добрые друзья, взаимопомощь, злость, уважение, жадность, семейные традиции, трудолюбие, лень, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, алчность, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, безделье, предательство, хамство
«Коли видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе»
Дети – это наши зеркала. Все плохие привычки, которые у нас есть, со временем будут и в наших детях.
Притча о корзине и старости.
Давным-давно, в одной восточной стране жила семья — мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге. И вот однажды жена говорит мужу:
«Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там». Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:
«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»
«Зачем?» «А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобится мне, чтобы отнести ВАС в лес».
Пословицы о семейном воспитании
- « От яблоньки яблочко, а от ели шишка»
- «Каков корень, таков и отпрыск».
- «От худого семени не жди доброго племени»
- «От доброго дерева добрый и плод»
- «От осинки не родятся апельсинки»
- «Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын»
- «Что посеяно, то и вырастет»
- «Яблоко от яблоньки недалеко падает»
- Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло
- Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются.
- Верная указка не кулак, а ласка.
- Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.
- Занянченный сын всегда по жизни шатун.
Тест « Искусство воспитания»
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
- Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6. Проверяете ли вы, как они учат урок и?
7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам
9. А в детские праздники - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11. А телевизионные передачи и фильмы?
12 .Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах
Ключ к тесту
« Да» - 2 балла.
«Отчасти, иногда» - 1 балл.
«Нет»-0 баллов.
Более 20 баллов - ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов - отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принять срочные меры для их улучшения.
Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали,
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит .
Детей учит то, что их окружает…
- Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым
- Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
- Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал сквернословить в разговоре.
Мужья – пример для жен своих,
А дети учатся у них.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.