Первый этап работы над выразительностью речи.
(Занятие кружка развития речи)
Здравствуйте! Поудобнее усаживайтесь и начнём наше занятие, на котором вы узнаете: с чего начинать работу над литературным произведением, что такое первые эмоциональные впечатления и зачем их запоминать. Так как вы побывали не только в качестве зрителей, но сами уже были исполнителями, то наверное заметили, что за одним актёром очень внимательно следят в зале, размышляют, смеются вместе с актёром, а во время выступления других - в зрительном зале появляется шум, равнодушное выражение на лицах, а некоторые зрители уходят.
Кто поделится своими соображениями: почему так происходит?
(Ответы)
Зрителя надо увлечь, заинтересовать, иначе он будет жалеть о потерянном времени. Здесь важно знать, что актёры, чтецы - исполнители с помощью слова передают не только информацию, мысли, переживания
Великий режиссёр К.С. Станиславский, который создал своё учение о творчестве актёра, об элементах актёрского мастерства, говорил своим ученикам - начинающим актёрам: "Слова, написанные автором, мертвы, если они не согреты внутренним переживанием исполнителя". Оказывается, чтобы чтецы ,актёры смогли заразить, увлечь зрителей своими эмоциями, начинать им работу надо с определения первого эмоционального впечатления. Как вы понимаете эти слова?
(Ответы)
Значит, это те чувства, настроения, ощущения - одним словом эмоции, - которые возникли сразу после прочтения произведения, потому и называются "первыми". Это будет первым этапом в работе над стихотворением, рассказом или басней у чтецов. Разобраться в теме стихотворения, определить словесные действия, выделить главные слова, расставить паузы - тоже важно. Но это будет потом, следующим этапом в работе над произведением. Почему же мы так спешим зафиксировать свои первые впечатления, что назад отодвигаем не менее важные этапы работы? Есть какие-нибудь мнения?
(Ответы)
Театральные педагоги, психологи, режиссёры заметили, что первые, только что возникшие ощущения, эмоции и есть самые точные, самые яркие. Здесь человек ошибается редко. То что почувствовали мы, когда услышали или прочитали произведение, должен почувствовать, испытать зритель во время нашего выступления или после.
Так как наши эмоции изменчивы, непостоянны, как ветер, то на смену одним чувствам могут прийти другие, одно настроение сменяется другим. Чтобы сохранить самые первые впечатления, а когда надо вспомнить их, просто запишем их на листочках и поместим в "копилку чувств".
И так , я начинаю читать рассказ Анатолия Гатненко "Ая", а вы слушайте.
(Чтение)
Ребята, наряду с настроением, чувствами, ощущениями вы можете написать какие запахи, шумы, образы вы представили, когда слушали рассказ. Добавьте их к своим чувствам.
(Сложили в копилку. Достать - прочитать)
Следующее творческое задание "Моя картина" поможет вам ещё надёжнее сохранить и усилить впечатления и переживания. Не пытайтесь точно передать сюжет произведения, изобразить главного героя. Может вам достаточно выбрать цвет красок и мазками, пятнами выразить свои чувства?
(Рисуют)
(Оформление выставки рисунков)
Послушайте стихотворение американского поэта Шэла Сильверстейна "Если я был бы" в исполнении Максима Иванова. Когда Максим начинал работу над стихотворением, он тоже определял настроение и ощущения. Интересно, сможет ли он вам передать их, совпадут ли его и ваши чувства? (Чтение стихотворения)
Вывод урока:
Сегодня мы узнали, что правильнее будет, если работу над художественным произведением начнём с определения первого эмоционального впечатления.
"Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то , что он в себе скрывает". К.С. Станиславский