Свое выступление я бы хотела начать с такого высказывания английского поэта и критика: «Всему, что необходимо знать научить нельзя. Учитель может сделать только одно – показать дорогу».
Поскольку мы живем в веке перемен, мы работаем по новому ФГОС. На слайде вы можете видеть выдержку о том, что предполагает системно – деятельностный подход. Мы должны научить детей учиться, приобретать знания самостоятельно, необходимые им для жизни. Выход к ситуации
В возрасте 10 – 11 лет в организме ребенка начинаются существенные физиологические, психологические изменения, которые необходимо учитывать при взаимодействии с детьми. Наряду с более ранним это возраст у детей так же является кризисным. С одной стороны, они уже взрослые для принятия решения и ответственности за них, а с другой стороны не имеют жизненного опыта. В виду этого переходный возраст у мальчиков 10 лет и девочек возникнут сложности в общении со своими сверстниками, а также замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы. Позитивные проявления этого возраста: повышение самостоятельности, рост и чувство ответственности за свои поступки, расширение интересов, появление планов на будущее. Также имеются негативные проявления этого возраста. Дети уже вполне все понимают, но не всегда могут разобраться в ситуации. Конечно, черты еще детского поведения еще остаются, опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. К таким относятся: частые смены настроения, огромное желание отказаться от своего детства, связанное с протестом прости запретов. Смена поведения бывает очень бурные, поведение меняется. Ребенок может стать агрессивным, плаксивым или раздражительным. В связи с особенностями данного возраста можно выявить причины данной конфликтной ситуации:
-
психологические – замкнутость, негативное отношение друг к другу;
-
этнические различия – ребенок, с которым сидел мальчик может быть другой национальности;
-
непедагогическое поведение родителей – родители могут запретить общение с этим ребенком;
-
экономический – вид и стоимость одежды этого ребенка;
-
социальное - положение родителей в обществе.
Из причин вытекают следующие задачи: сохранение психологического и физического здоровья детей, проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет большое значение. Школа не только это учреждение, в котором ребенок получает знания, но еще и та атмосфера, в которой у него преобладают чувства, эмоции, он формирует свое мнение к окружающему миру. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Этическое поведение педагога … В Конвенции о правах ребенка сказано, что педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать право обучающихся на выражение мнения и убеждений. В образовании РФ говорится, что педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные этические нормы.
Либеральный стиль общения – учитель может не обращать внимания на происходящую ситуацию и дальше продолжать вести урок.
Авторитарные пути решения – это может быть, как повысить голос и заставить ребенка насильно выполнить указания учителя или даже выгнать с урока. Каждый ребенок имеет право на образование, поэтому если учитель выгнал ребенка с урока родители могут написать заявление директору о пропуске нового материала.
Можно рассмотреть минусы этих двух стилей поведения учителя. Если мы используем авторитарный стиль общения, то мы ставим ученика в такую позицию, который не имеет своего мнения, учитель закрывает его инициативность, самостоятельность. Такое поведение учителя может привести к негативному отношению обучающего к учителю и даже может быть привести к злобе.
Если мы будем использовать либеральный стиль – попустительский, то дети могут не воспринимать учителя, как авторитет, выполнять задания учителя по желанию: хотим, не хотим.
Работа в парах формирует межличностные отношения.
Что же мешает ребенку работать в парах?
Не стоит ребенка ругать или наказывать, стоит узнать причину такого поведения. Стоит учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка. У ребенка может быть меланхоличный темперамент. Такие дети очень чувствительны, вяло реагируют на окружающих, замкнуты. Этот ребенок может быть дезадаптирован. Так же нужно учитывать возрастные психические особенности ребенка 9 лет. Это может быть период самоутверждения. Ребенок хочет почувствовать от чужого мнения. В данном случае следует пояснить ему условиях равных отношениях. Я считаю, что ты не прав и таким поведением можешь обидеть своего одноклассника. И что после таких заявлений он не захочет работать с тобой.
Пара – элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного, социального развития. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов УУД.
Личностных, например, осуществляя в паре роль учителя и ученика ребенок начинает чувствовать себя более компетентным, значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация.
Регулятивная – партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, планы и контролируют результаты.
Познавательные – в диалоге возрастает глубина понимания материала.
Коммуникативная – развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщения собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливым и толерантным.
В рамках введения ФГОС одной из главных задач учителя становится формирование коммуникативных умений, подготовка детей к взаимодействию в социуме.
Учитель младших классов начинает формировать коммуникативные УУД и сплочение коллектива с первых дней ребенка в школе. Эта работа идет постепенно, планомерно, ежедневно. Важно объяснять детям роль совместной работы в их деятельности, обговаривать правила этого взаимодействия совместно с детьми. Например, работа в парах … В качестве основных методов и приемов направленных на развитие коммуникативной сферы на занятиях повседневной деятельности можно использовать: коммуникативные игры, игры и упражнения, ситуации общения, разыгрывание и решение трудных ситуаций, игры со словом, хороводы, танцы, театрализация, чтение и совместное обсуждение. Так же следует проводить индивидуальные беседы с обучающимися (как правильно общаться, самооценка ребенка).
Младший школьный возраст – возраст достаточного заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллектива, включение в новый вид деятельности – учение, которое представляет ряд требований к ученику. Все это решающим образом складывается на формировании и закрепление новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанных с ним обязанностей, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и поведения, начинается формироваться общественная направленность личности. Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны, склонны незамедлительно действовать в ходе влияния непосредственных импульсов – побуждения, неподумав и не взвесив всех обстоятельств по случайным поводам. Причины этому потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции. Возрастной особенностью общая недостаточность воли. Младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за общую цель преодоления трудностей и препятствий. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычно их причина недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что его требования и желания удовлетворялись, он не в чем не видел отказа. Капризность и упрямство – это своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем что хочется во имя того, что надо.
Ситуация ученик – ученик. Борьба за авторитет.