«Я учу детей нового поколения»
Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Учитель, Судья, Врач. Я думаю, что каждый человек на земле будет счастлив, если найдет, разглядит свое призвание. Не могу сказать, что с детства мечтала быть учителем, но жизнь как бы кричала мне: Посмотри вокруг! Какие прекрасные люди окружают тебя - и большинство из них учителя. У тебя тоже получится». Но для меня учитель был чем-то вроде Бога, а себя считала несоответствующей этому высокому званию.
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что нет более важной работы, чем «творение человека» - я согласна, что творения изо дня в день, из урока в урок, в окружении нескольких десятков детских глаз. Действительно, окружающие нас события – это набор красок на столе у художника, наша воля - кисть, а жизнь - холст. И только учителю под силу раскрасить этот мир для ребенка яркими цветами, помочь обрести нравственные ориентиры, самоопределиться в постоянно меняющемся окружающем мире. А это не так просто. Ведь дети, которые сидят за партами в век электроники и робототехники, особенные. Какой же он, современный ученик? Это, безусловно, человек нового- информационного поколения. Что окружает его сегодня? Конечно же, информация в виде текстов, графиков, музыки, запахов. Безусловно, современные дети - поэты, потому что, умеют сильно радоваться и искренне переживать, философы, так как склонны глубоко вдумываться в жизнь. Мне кажется, это универсальная формула польского педагога Януша Корчака очень точно определяет душевное состояние детства, которое никогда не должны терять и мы, учителя, чтобы лучше понимать детей нового поколения.
Несомненно, быть педагогом в современной школе - это истинное искусство, готовность на уроке и в общении с детьми примерить на себя десятки социальных ролей и профессий. Я – менеджер, потому что мне нужно определить круг обязанностей каждого ученика в классе, проследить за тем, как выполняются индивидуальные задания и проекты. Я - воспитатель и мировой судья, ведь маленького человека нужно учить правилам поведения. Я - психолог и друг, ибо ежедневно мне необходимо поддерживать мир в классе, помогать детям в сложных ситуациях, отвечать на их вопросы, порой не касающиеся школьных предметов. Я – ученик, потому что не только я учу детей, стараюсь формировать их нравственные качества, но и они учат меня. Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигнуть высоких уровней мастерства, изменяясь, осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Одно из важных качеств учителя, особенностей – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться.
Для современных детей нет ничего необычного в том, чтобы делать домашнее задание с помощью электронных технологий, смотреть телевизор и общаться с друзьями через Интернет. Поистине - «мульти-поколение». Представители этого поколения, пожалуй, самые «мобильные» из всех людей, которые когда-либо существовали. Им хочется установить связь со всеми людьми, со всем миром. Они планируют познакомиться со всем — и уже делают это с помощью Интернета. Поэтому необходимо в обучении использовать не только проверенные временем методики, но и новые технологии.
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Так сказал Джон Дьюи, и словам этим уже около сотни лет, а кажется, что сказаны были вот только недавно при внедрении ФГОС. Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно – деятельностный подход. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Задача учителя на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод».
Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Высокий темп изменений во всех отраслях жизни диктует свои правила и в педагогике. Меняется время, меняется общество, меняются ученики.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Новый стандарт для нового поколения.
Раскрыть способности каждого ученика, воспитать нравственного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, – это главная задача учителя 21-го века.
Я точно могу сказать, «Учитель и ученик растут вместе.» И если б вдруг мне дали шанс. Все изменить, с нуля начать. Я бы не стала все менять, ни забывать, ни исправлять. И мне с него нельзя свернуть, хоть это сложный мой, но путь.