Пиктограммы как средство альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация включает в себя обмен информацией и является составной частью практически всех видов деятельности. Основной целью обмена информацией - обеспечить взаимопонимание участвующих в нем людей. Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно хорошо развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.
Все неголосовые системы общения называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может использоваться либо как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней. Она актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.
Дополнительная коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею. С другой стороны, дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.
Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. К ним относятся нарушения психического и умственного развития: шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, эпилепсия, умственная отсталость, дефекты речи, генетические заболевания, органические поражения ЦНС, деменция, клиническая депрессия, органические расстройства; аффективные расстройства; расстройства психологического развития; эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском возрасте; расстройства аутистического спектра.
Обучающиеся с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм.
В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей.
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что возможности успешной социальной реабилитации и адаптации детей с тяжелыми нарушениями интеллекта во многом зависят от степени сформированности у них коммуникативных умений. В педагогике термин «коммуникативные умения» в последние годы широко используется в методике развития речи и объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в этом по мнению большинства исследователей генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями. Исследования доказывают, что именно общение служит основной движущей силой ребенка. Дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости смогут адаптироваться к окружающему миру, если будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.
Опыт работы показывает, что овладение техникой общения умственно отсталого ребенка происходит в более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще. Поэтому необходимо учить детей доступным технологиям общения.
Ограничение коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции воспитанников в социум, снижает качество их жизни.
Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей:
- дети с полным отсутствием голосовой активности;
- дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;
- дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.
Не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
- отсутствие мотивации к общению;
- неумение ориентироваться в ситуации;
- разлаженность в поведении;
- негибкость в контактах;
- повышенная эмоциональная истощаемость.
Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При работе с такими детьми очень важно определить структуру дефекта и причины отсутствия речи. Это позволит определить перспективы речевого развития и грамотно осуществлять работу по формированию у них коммуникативных умений и навыков.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации. Одним из способов развития «коммуникативной» функции у безречевых детей являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания – всё это должно стать предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными формами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных способов общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей. Большинство таких воспитанников имеют выраженные проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, они ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей. Поэтому процесс обучения на основе невербальных технологий поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-педагогическом процессе, способствовать интеграции в широкий социум.
К невербальным средствам общения относятся:
- жесты;
- мимика;
- система символов (пиктограммы).
Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.
Жесты и мимика могут показать и выразить какое-то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные:
- условные;
- указывающие;
- подчеркивающие;
- показывающие;
- эмоциональные.
Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.
Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограмма — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» пиктограмм очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Пиктограммы - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Использование пиктограмм в настоящее время становиться актуальным.
Пиктограммы могут использоваться в таких качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);
- как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).
Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы:
- Я - ребенок;
- Ребенок и явления природы;
- Ребенок в семье;
- Ребенок и мир животных;
- Ребенок и его игрушки;
- Ребенок и мир растений;
- Ребенок и его дом;
- Ребенок в школе.
- Общие знаки взаимопонимания
- Слова, обозначающие качество
- Сообщение о состоянии здоровья
- Посуда, продукты питания
- Предметы домашнего обихода
- Личная гигиена
- Игры и занятия
- Чувства
- Работа и отдых
Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов. Содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.
Пиктограммы применяются в соответствии с возможностью ребёнка понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, также может только указать символ. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что ребёнок может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.
Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой. Если у ребёнка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), то можно наклеить маленькую фотографию на символ.
В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики.
Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.
Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатиной
«Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:
1. Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:
— Идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;
— Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;
— Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
— Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
— Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
— Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:
— Составить из пиктограмм пару.
Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла - играть, яблоко- есть.
Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать-уши, пить-вода;
— Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;
— Пятый лишний. Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;
— Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши-усмотреть, глаза - слушать;
— Найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:
— Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
— Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
— Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
— Составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) - обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.
В занятие по коммуникации включаются различные виды деятельности, которые ребенок осваивает совместно с педагогом. Главную роль в успешности такого обучения играет активность ребенка, его эмоциональное состояние. На занятиях по коммуникации, прежде всего, происходит осознание реальных предметов, ситуаций, схематических рисунков и предметных символов. Педагог вносит смысл в действие, которое ребенок производит, постепенно усложняя его. Большое значение имеет направленность на развитие сохранных функций. В процессе работы необходимо задействовать все стороны восприятия: слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную и вкусовую. Ощущения, которые будут поступать от различных сенсорных систем организма и их переработка будут основой процесса сенсорной интеграции и коммуникации. Дети должны научиться воспринимать предметы и ситуации, понимать, что они обозначают. А умение извлекать информацию из предметов создает основу для понимания ситуации. Умение понимать значение предметов и особенно ситуаций делает более понятным окружающий мир. Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на понимание, что предметы, а позже картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию.
Особенностью использования системы альтернативной коммуникации у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, имеющих множественные пороки развития, является длительный переход от реальных предметов и предметов-символов, имеющих практическое значение для ребенка к картинкам и пиктограммам. Любая картинка, пиктограмма фотография или жест является способом передачи информации.
На пропедевтическом этапе нужно показать детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Достижение этой цели возможно при решении ряда задач:
-обучение адекватной реакции на речевые обращения;
-обучение доступной знаковой системы (речи, жестов, пиктограмм) в жизни, в играх и в режимных моментах для сообщения о своем состоянии, выражения просьбы.
-воспитание элементарных этикетных умений (выражение приветствия, прощания, благодарности);
-организации общения детей, положительно влияющей на их эмоциональное состояние.
Формирование коммуникативных умений должно включаться во все виды деятельности детей: игру, обучение, режимные моменты и реализуется на материале игр и предложений, предлагаемых направлениями программ. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции ребенка, следовательно, обучение происходит непрерывно.
Общение детей, как самостоятельный акт, или в ходе любой деятельности всегда должно сопровождаться четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого. Необходимо побуждать детей к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.). Количество доступных для общения знаков (жестов, предметов-символов, фотографий, рисунков, пиктограмм) постепенно увеличивается по мере включения в словарь ребенка.
Обучение строится по следующим направлениям:
-развитие эмоциональных реакций
-развитие зрительно-слухового восприятия
-развитие понимания речи и расширения пассивного словаря
-развитие органов артикуляции и дыхания
-целенаправленное формирование коммуникативной функции речи.
Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.
Таким образом, использование невербальных средств коммуникаций и обучение им :
- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;
- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;
- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;
- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;
- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;
- в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.
Альтернативная коммуникация, применяемая на занятиях с детьми, имеющими множественные нарушения развития, не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу для развития коммуникативных навыков, обогащает его пассивный словарь. В итоге все это поможет детям реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществе.
Список литературы:
1. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010
2. Казанцева Е.В. Коррекционно-логопедическая работа с безречевыми учащимися с умеренной умственной отсталостью в специализированных классах в школе VIII вида /Е.В. Казанцева?? Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: Научно – практический поиск инновационный подход: материалы научно-практической конференции ч. 1 08 – 09 декабря 2009г./Отв. Ред. Э.Б. Чиркова. – Ижевск, 2009. – с.94-98.
3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург: Союз, 2011.-165 с.
4. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.
5. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.