МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа № 1»
(ГКОУ РО Таганрогская школа № 1)
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
«Система управления проектно-исследовательской деятельностью глухих и слабослышащих учащихся в контексте реализации ФГОС общего образования»
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Актуальность проекта.
Кардинальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни России диктуют новые требования и к системе образования, в том числе и коррекционного. Предъявляются новые критерии к формированию личностных компетенций учащихся. Особенно касается это детей с ОВЗ и в частности, обучающихся с нарушением слуха. Для этого необходимо применять новые образовательные технологии в обучении. Метод проектной деятельности в работе с обучающимися с нарушениями слуха так же является актуальным и эффективным.
2
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Цели проекта
- Проанализировать теоретико-методические основы, возможности и условия создания проектно-исследовательской деятельности глухих и слабослышащих учащихся в контексте реализации ФГОС общего образования.
- Создать условия для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающих формирование творческого мышления, приобретение знаний и умений.
3
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Задачи
1 . Рассмотреть теоретические основы организации проектно-исследовательской деятельности глухих и слабослышащих обучающихся
2.Проанализировать возможности и условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с нарушением слуха
3.В условиях опытно-экспериментальной работы проверить эффективность метода проектно-исследовательского обучения учащихся с нарушением слуха.
4
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс в специальной школе для обучающихся с нарушением слуха.
Предмет исследования
Возможности и условия организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся с нарушением слуха.
5
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Научная новизна проекта:
- определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность создания системы управления проектной деятельностью в образовательной организации;
- разработана структурно-функциональная модель системы управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся с нарушением слуха;
- разработана технология управления проектно-исследовательской деятельностью в ГКОУ РО Таганрогской школе №1.
6
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Этапы реализации проекта:
март 2018 г. – декабрь 2018 г.
2. Деятельностный этап:
январь 2019 г. – январь 2021 г.
3. Заключительный этап:
февраль 2021 г. – декабрь 2021 г.
7
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
На базе ГКОУ РО Таганрогской школы №1 создана инновационная площадка для создания и апробирования системы управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся с нарушением слуха, в рамках ФГОС общего образования. Цель площадки: организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с нарушением слуха, как одной из наиболее эффективных форм образовательного процесса.
8
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Выбирай здоровую среду»
Руководитель проекта:
Петрова Е. Г.,
сентябрь – ноябрь
учитель начальных классов.
2019 г.
Ученик: Соколянский Егор.
9
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Подвиг наших солдат»
Руководитель:
Горбова И. Ю.,
январь –
март 2020 г
учитель технологии
ученик:
Осадская Анастасия
10
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Этих дней не смолкает слава…»
Руководители:
Хасаншина Г. П., учитель русского языка и литературы.
январь –
Долгая Е. М., учитель русского языка и литературы.
февраль 2020 г
ученики:
Шатилов Иван, Соколянский Егор, Богомолова Анна, Пелих Мария, Коротич Валентин, Дудко Виктория, Бочарова Анастасия, Антоненко Александр, Лапин Владислав.
11
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Дети войны»
Руководители:
Саламатина И. С., учитель начальных классов.
апрель –
май 2020 г
ученики:
Богомолова Анна, Солошенко Константин, Лазаренко Ксения, Жданов Иван, Ручкина Виолета
12
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Этот день мы приближали как могли»
Руководители:
Ганжа Н. С., учитель математики,
апрель –
Долгая Ю. А., учитель математики.
май 2020 г
ученики:
Климов А., Лапин В., Пономаренко А.
13
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Помним! Гордимся! Чтим!»
Руководители:
Иваненко Н. П., учитель –дефектолог, Каленик Г. В., учитель-дефектолог.
апрель –
ученики:
май 2020 г
Бочарова А., Лапин В., Коротич В., Варивода И., Соколянский Е., Шатилов И., Богомолова А., Лазаренко К., Солошенко К.
14
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Баллада в красках»
Руководители:
Хасаншина Г. П., учитель русского языка.
апрель –
ученики:
май 2020 г
Бочарова А.
15
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Пасхальные сувениры»
Руководители:
Горбова И. Ю.
февраль –
май 2021 г
16
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Вечный огонь»
Руководители:
Горбова И. Ю.
март –
май 2021 г
Ученик: Жданов И.
17
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Учебные проекты
«Без срока давности»
Руководители:
Хасаншина Г. П., учитель русского языка и литературы,
Апрель –
Долгая Ю. А., учитель математики.
май 2021 г
Ученик: Бочарова А., Михайлов Д.
18
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
В исследовании приняли участие обучающиеся
ГКОУ РО Таганрогской школы №1.
Особенности контингента по степени снижения слуха
Учебный
год
Кол-во.
учащихся
Из них:
2018/2019
Глухие
65
Кол-во
2019/2020
%
59
Слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные
15
2020/2021
Кол-во
65
16
23
27
%
50
12
77
43
18
73
53
82
19
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Основную часть учебных проектов, в которых обучающиеся ГКОУ РО Таганрогской школы №1 приняли участие, составляют творческие проекты.
20
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Уровень сформированности навыков проектной деятельности .
Входные данные
Выходные данные
21
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
результаты оценки сформированности УУД у обучающихся в ходе выполнения учебных проектов
Входные данные
Выходные данные
22
ГКОУ РО Таганрогская школа № 1
Выводы
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с нарушением слуха имеет свою специфику и должна быть структурирована и систематизирована.
В ходе апробации мы убедились в том, что метод проектной деятельности влияет на развития разговорной речи учащихся. С его помощью можно решать коррекционные задачи.
По итогам работы можно сделать вывод, что проектная деятельность, как особая форма учебной работы с учащимися с нарушением слуха способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, овладению умениями выбирать средства, необходимые для решения поставленных задач.
23