II. Актуализация знаний | Проверить знания по прошлой теме урока | С: Беседа | 1. Блиц опрос. -Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. -Проведем блиц опрос. -Расскажите, какие опасности угрожали России в начале 17 века? -Что такое народное ополчение? -Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? -В каком году первый из династии Романовых был избран на царство? -Молодцы, ребята! -Вы хорошо усвоили прошлую тему урока. | -Польские захватчики выступили против России. -Объединение людей для защиты Родины. -Кузьма Минин призвал помочь Родине, не пожалев казны и жизни своей. Князь Дмитрий Пожарский встал во главе войска. -В 1613 г. | Ф | Слово учителя | Наблюдение | Познавательные УУД: - Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, - Оформлять свои мысли в устной форме; - Уметь отвечать на вопросы учителя; Личностные УУД: - Воспитывается чувство гордости за Родину; - Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. - Формируется интерес к истории России. |
III. Подведение к теме и целеполагание | Сформировать умение формулировать тему и цель урока | С: Беседа | -Что вы можете сказать, глядя на это портрет? -Кто-нибудь знает этого человека? -Перед вами портрет Петра Великого. Что вы уже знаем о нем? -Что вы хотели бы узнать? -Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. -Тема нашего урока «Пётр Великий». -Проверьте свои предположения. -Откройте учебник на с.63. -Прочитайте тему и учебные задачи урока. | Ответы детей. Ответы детей. -Где родился и вырос Петр? Долго ли жил? Чем прославился? Была ли у него семья? Как закончилась его жизнь? Читают тему урока и его учебные задачи. | Ф | Учебник, интерактивная доска, презентация (1 слайд) (2 слайд) (3 слайд) | Наблюдение | Познавательные УУД: - Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, - Оформлять свои мысли в устной форме; - Уметь отвечать на вопросы учителя; - Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку. Личностные УУД: - Воспитывается чувство гордости за Родину; - Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. - Формируется интерес к истории России. |
V. Изучение нового материала | Сформировать представление обучающихся о времени правления Петра I, его реформах | С: беседа, рассказ П: работа с учебником, работа с картой Н: учебник, карта, презентация, видео | 1. Работа в группах. -Ребята, сейчас будете работать в группах. На парту я раздам карточки с заданиями. У каждого ряда свое задание. Вам нужно подготовить сообщение, ответив на вопросы в карточке. На листочек записываете полные, развернутые ответы. В скобках я указала страницы, на которых вы найдете нужную информацию. После того, как подготовите сообщение, вам нужно выбрать одного человека от ряда, который будет выступать. На своем ряду вы можете помогать друг другу в поиске ответов на вопросы, но только шепотом. Если какие-то вопросы вызовут затруднения, поднимайте руку, я помогу вам. Вопрос для первой группы: -Кто такой Петр Первый (из какой семьи, детство, характер, увлечения)? Вывод: В ранней юности Петр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал. Вопрос для второй группы: -Какие преобразования произошли в России при Петре Первом? Вывод: В России при Петре I были такие преобразования, как: новый календарь, первые печатная газета, музей, библиотека, новые заводы и города, школы, военно-морской флот и др. Вопрос для третьей группы: -Какой город на Неве построил Петр Первый и зачем? Вывод: Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Черное моря. 2. Сообщения обучающихся. (Выступления групп.) -Почему Петра Первого прозвали Великим? -Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра 1 превратилась в великую державу. -В 1721 г. Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства. -Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. 2. Работа с картой. -На с. 58-59 найдите города, основанные при Петре I. -Прежде чем выполнить это задание, назовите города, которые были основаны при Петре I. Если затрудняетесь, можете найти ответ в тексте на с.64. -Кто мне покажет на карте город Санкт-Петербург? Таганрог? Петрозаводск? Екатеринбург? -Молодцы, ребята! Вы показали все города, основанные при Петре I. 3. Просмотр видео. -Посмотрите видео о реформах Петра I. Смотрим внимательно, я буду задавать вопросы. -В каком году Петра I провозгласили императором? -Как выглядел герб Российского государства при Петре I? -Назовите дату заложения града Петрова. -Что было построено в Санкт-Петербурге в честь Александра Невского? -В каком году город на Неве стал столицей России? -Молодцы, ребята! | Выполняют задания по группам. Ответы детей. -Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург. К доске выходит по одному ученику и показывают города, основанные при Петре I. -1721 г. -Вокруг щита изображалась цепь со знаком ордена Андрея Первозванного. -16 мая 1703 г. -Александро-Невская лавра. - 1713 г. | Ф Г И | Учебник, интерактивная доска, презентация, карта, видео (5 слайд) (6 слайд) (7-8 слайд) (10 слайд) (12 слайд) | Наблюдение | Предметные УУД: - Иметь представления о жизни Петра I; - Знать о преобразованиях Петра Великого; - Знать дату основания Санкт - Петербурга и его достопримечательности; - Понимать роль преобразований Петра I в истории России. Регулятивные УУД: - Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; - Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные УУД: - Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, - Оформлять свои мысли в устной форме; - Уметь отвечать на вопросы учителя; - Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку. Личностные УУД: - Воспитывается чувство гордости за Родину; - Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. - Формируется интерес к истории России. |
VII. Закрепление пройденного материала | Закрепить и систематизировать пройденный материал | С: беседа П: викторина | 3. Мозговой штурм. -Сейчас проведем «мозговой штурм». Я буду читать вопрос, кто знает ответ, поднимает руку. За правильный ответ я буду давать жетон. С места не выкрикивать, спрашиваю только по поднятой руке. 1. Какой титул получил Петр I в истории России? 2. Во сколько лет был провозглашен Петр царем? 3. Какое любимое увлечение было у Петра? 4. Как назывался его полк? 5. Из кого набирался этот полк? 6. Что дала Петру I эта игра? 7. Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? 8. Каковы главные черты характера Петра I? 9. Что нового появилось в России при Петре I? 10. Какие дела Петра I вошли в историю? 11. Зачем надо было устанавливать контакты с Европой? 12. Когда был заложен город на Неве? 13. С чего началось строительство города? 14. Что было возведено на берегу Невы? -Подсчитаем количество жетонов. Тому, у кого наибольшее количество жетонов, в конце урока я поставлю оценку 5. | -Великий. -В 10 лет. -«Военные потехи». -Потешный. -Из сверстников юного царя. -Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками. -Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела. -Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле. -Новый календарь, первые газета, музей, библиотека. -Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы. -Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки. -300 лет назад. -С Петропавловской крепости. -Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов. | Ф И | Слово учителя | Наблюдение | Предметные УУД: - Иметь представления о жизни Петра I; - Знать о преобразованиях Петра Великого; - Знать дату основания Санкт - Петербурга и его достопримечательности; - Понимать роль преобразований Петра I в истории России. Регулятивные УУД: - Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; - Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные УУД: - Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, - Оформлять свои мысли в устной форме; - Уметь отвечать на вопросы учителя; - Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку. Личностные УУД: - Воспитывается чувство гордости за Родину; - Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. - Формируется интерес к истории России. |
VIII. Подведение итогов урока | Подвести итоги деятельности учащихся на уроке | С: Беседа | -Давайте вернемся к началу урока. -На какие вопросы мы теперь сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) -Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью к Интернету. (Выставить оценки 5 (4).) -Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя. | Высказывания детей. | Ф | Слово учителя (15 слайд) | Наблюдение | Регулятивные УУД: - Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника; Коммуникативные УУД: - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, - Оформлять свои мысли в устной форме; - Уметь отвечать на вопросы учителя; - Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку. Личностные УУД: - Воспитывается чувство гордости за Родину; - Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. - Формируется интерес к истории России. |
IX. Рефлексия | Определить эффективность своей работы и степень усвоения материала классом | С: беседа Н: презентация | -Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...». -Где могут пригодиться в жизни новые знания? -Кого можно поблагодарить за урок? | Дополняют. -Высказывания детей. | Ф | Интерактивная доска, презентация (16 слайд) | Самоконтроль | Коммуникативные УУД: - Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, - Оформлять свои мысли в устной форме; - Уметь отвечать на вопросы учителя; - Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку. Личностные УУД: - Воспитывается чувство гордости за Родину; - Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - Высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. - Формируется интерес к истории России. |