СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пир в теремных палатах.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ С ОБРАЗАМИ  ТЕРЕМНОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВАРИАНТАХ УКРАШЕНИЯ ЦАРСКИХ ПАЛАТ.

Просмотр содержимого документа
«ПИР В ТЕРЕМНЫХ ПАЛАТАХ.»

УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ


Цели и задачи: познакомить учащихся с образами те­ремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать на­строение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Оборудование: для учителя - методические таблицы, ре­продукции, фотографии, для учащихся - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Моск­ве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», об­разцы орнаментов.

Литературный ряд:; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».


Ход урока


  1. Организационный момент.

II. Беседа по теме урока.

Учитель. Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказ­ки, где стоит за золоченной решеткой терем-теремок, изукрашен­ный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служат серый волк да медведь косолапый?

Пойдемте к терему и скажем громким голосом:

— Терем -теремок! Кто в тереме живет! Кто в хоромах, кто в вы­соких?

Учитель демонстрирует фотографии Теремного дворца в Мо­сковском Кремле.

Просияет терем под солнцем, блеснет расписанная в «шахмат» кровля Теремного дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены. Будешь из зала в зал ходить, как из зо­лотых хором в серебряные. Сколько бы раз ни прошел, еще и еще пройтись хочется.

В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец-сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». В причудливой палате окно украшено белокаменным наличником. Называлось оно челобитным. Из него опускали ящик, в который можно было положить жалобу или просьбу. Часто эти послания лежали в ящике подолгу. Отсюда родилось выражение в народе: положить дело в долгий ящик. На площадках лестницы, ведшей к Золотому крыльцу, стояли белокаменные львы и другие диковинные звери.

А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписан­ными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно. Справка для учителя.

Изразец - глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.

В терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке в ряд;

Птицы райские сидят.

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды ор­намента вы знаете?

Ученики. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упо­рядоченных элементов. Служит для украшения каких-либо предме­тов или архитектурных сооружений.

Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, то­чек, линий, называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев -растительный. Орнамент из птиц и зверей называется

животным.

Учитель. У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечис­той силы».

С принятием христианства на Руси произошло изменение смы­словой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Учитель демонстрирует фотографии старой русской печи, сводчатых потолков Теремного дворца и предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями и чувствами, которые пробуж­дает красота древних палат Московского Кремля.

Ученики. Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не вы­ходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и лис­тики, и лепестки, и почки... Мы видим печь-красавицу.

Стены и сводчатые потолки здания передают настроение весе­лья и радости.

Учитель (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел,сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица-красавица. А во­круг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшеб­ные, лепестки шелковистые... Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счаст­ливы. И точно, смотрите-ка: сидит на цветке разноцветная райская птица!

Как называется такая живопись? Ученики. Это декоративная живопись. Дидактическая игра «Настроение и орнамент». Учащиеся получают карточки с двумя набросками орнамента для декоративной плитки.

Учитель. Мастер изображения предлагает вам, используя различные средства выражения настроения, изобразить на одном орнаменте радость и веселье, а на другом - грусть, тревогу.

Учащиеся работают пастелью в течение 3-5 минут.

Учитель подводит итоги игры, учащиеся называют средства художественной выразительности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель. Давайте отдохнем и вспомним виды декоративно-прикладного искусства, спрятанные в загадках.

Сине-голубые Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись... (гжель).

Вы встречали или нет

Фантастический букет?

Мака, роз, пионов краски

В нем собрались вместе,

Расцвели они, как в сказке,

На листе из жести.

Догадаться просто вам -

Это роспись ... (жоставо).

Разноцветные цветы Расцвели на ткани. Напечатаны они Умелыми руками. В целом мире мы известны, Знает нас любой знаток, Этот сувенир чудесный. Значит... (павловский платок).

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуа­шью на листах бумаги (формат А4 по горизонтали).

Учащиеся определяют последовательность работы: 1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выяв­ляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, стол­бы, окна, стол, лавки и др.);

2) работа гуашью: «украшение» элементов интерьера декора­тивным орнаментом.

Учитель объясняет требования к работе:

1) горизонтальное положение листа;

2) выполнение в цвете;

3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;

4) общая аккуратность;

5) выразительность работы.

IV. Итог урока.

В конце урока проводится коллективное обсуждение учениче­ских рисунков.

Просмотр содержимого презентации
«Pir_v_teremnykh_palatakh_Beseda»

Праздничный пир в теремных палатах

Праздничный пир в теремных палатах

Пир Пир  — большой званый обед , угощение с обильным возлиянием. Пиры проводились с древних времён до реформ Петра I , когда были введены ассамблеи .  Пиры, традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества.    Типы пиров

Пир

  • Пир  — большой званый обед , угощение с обильным возлиянием.
  • Пиры проводились с древних времён до реформ Петра I , когда были введены ассамблеи .

Пиры, традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества.

Типы пиров

  • Пиры были двух типов: Пир и Братчина. Пир устраивал один хозяин, братчина проводилась вскладчину, например жителями одного села.
  • Пиры давались по праздникам: Пасха , Рождество , Троица , Николин день, Петра и Павла, масленица , а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебный пир , на новоселье и т. д.
  • Крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 раза в году: на Великий день, Дмитровскую субботу, масленицу в Рождество, а также на крестины и свадьбу . Крестьян отпускали на пир на 3 дня, или на неделю
Приглашение гостей   Почётных гостей хозяин приглашал лично, к другим отправлял слуг. Тем самым между гостями делалось различие: одни получали честь придти на пир, у других хозяин сам искал чести пригласить гостя на пир. На неофициальные пиры приглашались и жёны гостей. Для них хозяйка дома устраивала отдельный стол.   Царь за почётными гостями посылал специальный экипаж. К послам ездил окольничий с посольским приставом. Улицы убирались, вдоль дороги стояли стрельцы . Поезд гостя начинал стрелецкий полковник . Поезд сопровождали дворовые люди с протазанами в руках. Гостю устраивали три встречи: при выходе из экипажа (меньшая), на крыльце (средняя) и в сенях (большая). Почётным гостям устраивали четвёртую встречу. На первую встречу выходили два стольника и дьяк , на вторую встречу — окольничий, стольник и дьяк, на третью — боярин , стольник и думный дьяк.

Приглашение гостей

Почётных гостей хозяин приглашал лично, к другим отправлял слуг. Тем самым между гостями делалось различие: одни получали честь придти на пир, у других хозяин сам искал чести пригласить гостя на пир. На неофициальные пиры приглашались и жёны гостей. Для них хозяйка дома устраивала отдельный стол.

Царь за почётными гостями посылал специальный экипаж. К послам ездил окольничий с посольским приставом. Улицы убирались, вдоль дороги стояли стрельцы . Поезд гостя начинал стрелецкий полковник . Поезд сопровождали дворовые люди с протазанами в руках. Гостю устраивали три встречи: при выходе из экипажа (меньшая), на крыльце (средняя) и в сенях (большая). Почётным гостям устраивали четвёртую встречу. На первую встречу выходили два стольника и дьяк , на вторую встречу — окольничий, стольник и дьяк, на третью — боярин , стольник и думный дьяк.

А Рябушкин «Едут!»

А Рябушкин «Едут!»

Вдоль дороги,   по которой проезжали гости,  стояли стрельцы.

Вдоль дороги,

по которой проезжали гости,

стояли стрельцы.

Русские женщины 18 столетия

Русские женщины 18 столетия

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие»

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут!» (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие»

Место проведения пира      Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна , на столы стелили скатерти, на лавки — полавочники. Столы ставили вдоль стен, от красного угла.   В царском дворце Приёмную палату убирали в большой, средний или меньший наряд в зависимости от торжественности случая.     Столовые приборы   На стол ставили: перечницу, уксусницу, лимонник и солонку на каждые четыре персоны. Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках . Гости ели вдвоём из одного блюда — это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честью

Место проведения пира

Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна , на столы стелили скатерти, на лавки — полавочники. Столы ставили вдоль стен, от красного угла.

В царском дворце Приёмную палату убирали в большой, средний или меньший наряд в зависимости от торжественности случая.

Столовые приборы

На стол ставили: перечницу, уксусницу, лимонник и солонку на каждые четыре персоны. Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках . Гости ели вдвоём из одного блюда — это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честью

Пир

Хозяин сам резал хлеб и подавал его с солью гостям. Получить хлеб-соль от хозяина означало получить его расположение.

После раздачи хлеба подавали напитки, и начинался пир. Гости сами требовали напитков; при подаче гуся говорили, что «гусь плавает по воде», при подаче индейки говорили, что «индейская курица воду пьёт».

Подавали до пяти перемен блюд: холодное, горячее, жаркое, пироги и «верхосыток» ( десерт ). Из напитков первым подавался квас , на царских пирах — вино . В XVI веке на царских пирах первым подавали жаркое . Царь начинал с жареного павлина или лебедя . В XVII веке первым блюдом стало холодное — обычно студень из говяжих ног, или икра . Напитков подавалось до девяти: три подачи вина, три подачи красного мёда , три подачи белого мёда. Обычаи гостеприимства требовали напоить гостей допьяна.

Царские пиры продолжались пять или шесть часов. В конце пира произносилась молитва «Достойно есть», и все расходились по домам. Гостям царь посылал на дом несколько вёдер вин и медов. Стольникам, стряпчим и жильцам , которые стояли с протазанами и прислуживали за столами, после пира выдавали по блюду сахаров зеренчатых, ягоды и изюм . В пирах участвовали 200—300 стольников, чашников , и стряпчих.

Е.Маковский  «Боярский свадебный пир»

Е.Маковский «Боярский свадебный пир»

Местничество   В русской избе , обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи . Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.   В переднем углу устанавливался стол , который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол

Местничество

В русской избе , обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи . Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол , который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол

Местничество   Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати . В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов .   Место по правую руку от хозяина считалось почётным. Гости занимали места, сообразно своему достоинству, родству, роду, отчеству. Заслуги человека считались не значительными в сравнении с родовыми счетами. Сесть выше кого-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление

Местничество

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати . В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов .

Место по правую руку от хозяина считалось почётным. Гости занимали места, сообразно своему достоинству, родству, роду, отчеству. Заслуги человека считались не значительными в сравнении с родовыми счетами. Сесть выше кого-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление

Местничество   Скромный человек намеренно занимал более низкое место с тем, чтобы хозяин пересадил его на подобающее ему место. Те, кто садился на неподобающе ему высокое место, мог быть обнесён блюдом, или получить тарелку с меньшим количеством еды, чем у соседа. Стулья ( кресла ) были редким предметом и предназначались только для старейшин, патриархов и князей (царей). Остальные сидели на лавках , занимая места выше, или ниже соседа — пир был частью родовой, а не общественной жизни. В XVIII веке застолье переместилось на стулья — независимые друг от друга места.   Царь сидел за отдельным столом на большом месте. На царских пирах кроме прямого и кривого столов ставили столы посольские, властелинские (для духовенства), боярские и другие.

Местничество

Скромный человек намеренно занимал более низкое место с тем, чтобы хозяин пересадил его на подобающее ему место. Те, кто садился на неподобающе ему высокое место, мог быть обнесён блюдом, или получить тарелку с меньшим количеством еды, чем у соседа. Стулья ( кресла ) были редким предметом и предназначались только для старейшин, патриархов и князей (царей). Остальные сидели на лавках , занимая места выше, или ниже соседа — пир был частью родовой, а не общественной жизни. В XVIII веке застолье переместилось на стулья — независимые друг от друга места.

Царь сидел за отдельным столом на большом месте. На царских пирах кроме прямого и кривого столов ставили столы посольские, властелинские (для духовенства), боярские и другие.

Руслан и Людмила  А.С.Пушкин

Руслан и Людмила А.С.Пушкин

Руслан и Людмила

Руслан и Людмила

Боярин   Боя́рин (ж.р. боя́рыня , мн.ч. боя́ре ) — в узком смысле высший слой феодального общества в X — XVII веках в Киевской Руси , Московском княжестве , Болгарии , Молдавском княжестве , Валахии , с XIV века в Румынии .   Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» — воитель, или «болий» — большой, по другой — от тюркского слова «баяр» — вельможа, богатый муж, господин, по третьей — от исландского «боеармен » — знатный человек, по четвертой от позднелат. baro — слово франкского происхождения с первоначальным значением — человек, мужчина [1] . В церковных книгах употреблялось написание Болярин . В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова « барин ».

Боярин

Боя́рин (ж.р. боя́рыня , мн.ч. боя́ре ) — в узком смысле высший слой феодального общества в X — XVII веках в Киевской Руси , Московском княжестве , Болгарии , Молдавском княжестве , Валахии , с XIV века в Румынии .

Происхождение слова «боярин» до конца не выяснено. По одной версии оно происходит от славянских слов «бой» — воитель, или «болий» — большой, по другой — от тюркского слова «баяр» — вельможа, богатый муж, господин, по третьей — от исландского «боеармен » — знатный человек, по четвертой от позднелат. baro — слово франкского происхождения с первоначальным значением — человек, мужчина [1] . В церковных книгах употреблялось написание Болярин . В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова « барин ».

Боярин

Боярин

Боярин

Боярин

Боярыня

Боярыня

Боярыня

Боярыня

Царские стрельцы

Царские стрельцы

Музыканты и гусляры

Музыканты и гусляры

В.Васнецов  Царевна- лягушка   Царе́вна-Лягу́шка — персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери. Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна-лягушка обычно умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант : не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).

В.Васнецов Царевна- лягушка

Царе́вна-Лягу́шка — персонаж некоторых русских народных волшебных сказок. По типичному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери. Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна-лягушка обычно умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант : не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).

ЗАДАНИЕ:

ЗАДАНИЕ:

  • Изобразить пир в теремных палатах.