«Пирамида. Конус. Цилиндр»
Цель: Расширение кругозора обучающихся в усвоении геометрических фигур.
Задачи.
Обучающие :
-закреплять название геометрических форм, сравнивать их, анализировать, делать выводы;
Развивающие:
-развивать пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность.
Воспитательные:
-создание творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи на занятии;
-воспитывать активность, самостоятельность.
Методы: наглядный, диалог, беседа.
Планируемые результаты:
-Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению
- Познавательные: отвечать на простые вопросы педагога.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге на занятии, слушать и понимать речь других.
Материалы для занятия: конус, пирамида, цилиндр, круг, треугольник, лист бумаги; рабочие тетради «Раз ступенька- два ступенька» Петерсона Л.Г.
Ход занятия
1.Вводная часть
-Добрый день! А сейчас посмотрели друг на друга. Подарили улыбку друг другу. Посмотрели на меня. Улыбнулись. Посмотрели на гостей. Улыбнулись. Настроение у всех хорошее, все готовы к занятию.
Сегодня на занятии мы будем говорить о геометрических формах..
Сели за парты. (Обращаю внимание на правильную осанку детей).
2. Основная.
Сегодня мы отправимся в путешествие, в геометрическую страну. А чтобы наше путешествие началось нам нужно всем вместе, дружно, сказать вот такие слова:
Раз, два, три, повернись
В стране Геометрических фигур окажись!
(Дети повторяют слова вместе с педагогом.)
Ребята посмотрите какие геометрические фигуры (тела) стоят на столе! Давайте с ними подружимся и узнаем о них побольше.
Кто-нибудь из вас знает как называются наши новые друзья?
Дети называют геометрические фигуры (Конус, Цилиндр, Пирамида)
Педагог: Правильно ребята!
Это Пирамида, конус, цилиндр!
-Я вас приглашаю подойти к столу.
Дети подходят к столу на котором стоят геометрические тела (конус, цилиндр, пирамида).
Педагог: Давайте сыграем с ними в игру «прятки».
У нас на столе стоят конус, пирамида, цилиндр, а еще круг и треугольник. Давайте с помощью белого листа бумаги попробуем спрятать эти фигуры?
Дети выполняют задание, прячут круг и треугольник под лист бумаги
Педагог:
-Кому удалось спрятаться? (Ответы детей.)
-Кто спрятаться не мог? Почему? (Ответы детей.)
(Спрятаться получилось у круга и треугольника. Потому, что они плоские.
А Цилиндр, конус и пирамида - большие, объемные, поэтому они не смогли спрятаться под листом бумаги)
Педагог: Правильно, круг и треугольник плоские фигуры. А цилиндр, конус, пирамида - объемные фигуры (так как они имеют объем, т. е. занимают место в пространстве)
А теперь давайте внимательно рассмотрим наши геометрические фигуры (тела).
Ребята рассматривают фигуры, сравнивают, анализируют.
Педагог: Давайте посмотрим, что получится, если мы обведем основание каждой объемной фигуры на листе бумаги. Как называются фигуры, нарисованные на бумаге? (плоские фигуры: пирамида- треугольник, конус- круг, цилиндр- два круга)
Педагог: Покажите, пожалуйста пирамиду и конус. Чем они отличаются? (у пирамиды основание треугольник, а у конуса круг и нет граней).
- А в чем их сходство? (и пирамида и конус имеют основание и вершину).
А что общего у конуса и цилиндра?
А что общего между цилиндром и пирамидой?
Ответы детей. (У конуса и цилиндра в основании круг.
А у пирамиды и конуса острая верхушка.)
Педагог: Ребята! А вы замечали, что эти фигуры встречаются нам очень часто среди обычных вещей.
Давайте с вами внимательно посмотрим, может и в нашем классе спрятались эти замечательные фигуры?
Дети смотрят, находят фигуры, «спрятанные в классе».
Дети называют предметы и какой фигуре соответствуют.
Педагог: А теперь, когда мы уже так хорошо познакомились с фигурами, предлагаю провести интересный опыт, который называется «какая будет тень» Мы посветим на фигуры, и сможем узнать какая тень будет у каждой из фигур (тела). Для этого нам понадобиться фонарик.
А может кто-нибудь догадался какая тень будет у пирамиды? А у конуса? А у цилиндра? (проводится опыт)
Дети рассуждают, отвечают на вопросы педагога
Ответы детей. (У цилиндра-прямоугольник, у конуса и пирамиды-треугольник)
Педагог: Вы все молодцы!
Справились со всеми вопросами!
- А теперь предлагаю провести физкультминутку, а после сесть за парты.
Физкультминутка 1.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за парту тихонько сесть.
(Повторить 2 раза)
А теперь мы с вами откроем рабочие тетради «Раз ступенька- два ступенька» на странице 56 №1и выполним задание:
«Найди предметы, напоминающие по форме пирамиду, конус, цилиндр, и проведи линии.»
Самостоятельная работа.
Физкультминутка 2.
«Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.»
Проверка тетрадей.
Оценка педагога.
3. Итоговая часть
Педагог: Вам понравилось наше занятие?
- С какими геометрическими фигурами (телами) мы сегодня познакомились?
У меня есть кружочки: яркие цветные и просто белые. Если вы возьмете цветной кружок, значит у вас прекрасное настроение и вы справились со всеми заданиями. Если вы возьмете белый, значит у вас настроение не очень хорошее, вам не совсем удалось справиться.
Обсудить выбор (настроение) детей.
Всем спасибо. Все молодцы!